Как перестать заикаться при разговоре. Причины и лечение заикания


Как проявляется заикание и что это такое

У заикающихся людей нарушен ритм речи. Вместо плавного размеренного течения она спотыкается, застревает на отдельных звуках и словах, чем создает мучительное психоэмоциональное напряжение от неспособности человека высказаться.
При этом нарушается слаженная работа артикуляционного аппарата, дыхания и голоса.

Судорожные движения мышц, гримаса на покрасневшем лице и вздувшиеся жилки на шее, сбивчивое дыхание и напряженный голос — так выглядит заикание.

В логопедии заикание — это нарушение речи, выражающееся в повторении или удлиненном произношении звуков, слогов; либо речь, ритмичность которой нарушена частыми остановками и нерешительностью произнесения.

Если у заикания невротические корни, то это — логоневроз.

Есть ли другие причины, кроме как “от нервов”? Есть.

Психосоматика заикания

О психосоматических причинах заикания узнаем, заглянув в таблицу психосоматики заболеваний известного психолога Лиз Бурбо:

ЗАИКАНИЕ

Дефект речи.

Боязнь выразить свои желания и потребности.

Стоит осознать свое право на выражение своих желаний, даже если они кажутся неразумными. Перестать считать властность других людей злом. Осознать, что и в тебе самом есть властность, способная помочь самоутверждению и примирению с другими.

Видовые характеристики

При логофобии малыш станет сознательно игнорировать «трудные» звуки, из-за их замены или пропуска речь станет невнятной. Возникнет страх устного общения. Эмболофразия – патологическое состояние, при котором ребенок вставляет в слова определенные фонемы.

Классификация типов заикания по характеру судорог артикуляционных мышц:

  • Клоническое заикание − если идет повтор первых звуков или слогов в словах; распространяется на весь речевой аппарат; часто отмечается на начальном этапе развития патологии (па-па-па).
  • Тоническое заикание – с характерными паузами в середине слова; они могут быть короткими в виде толчка или длительных спазмов; речь такого ребенка напряженная; судороги затрагивают даже мышцы живота (па-а-а-а).
  • Смешанное – возникает в результате длительного течения заболевания.

Характеристика по локализации судорог:

  • дыхательная форма;
  • артикуляторная;
  • голосовая;
  • смешанная.

При повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата перекашивается лицевая мускулатура, возникают судороги губ, языка и мягкого неба. Для дыхательного типа заикания характерен резкий и шумный вдох посреди разговора, возникновение пауз. Основным симптомом голосовой формы являются судороги при произношении гласного звука, наблюдается полная потеря голоса или его прерывистость. Такая форма встречается реже остальных.

При заикании

При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.

  • 1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  • 2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  • 3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
  • 4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочередно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
  • 5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.
  • Виды

    Врачи выделяют два вида нарушения:

    • Невротическое (логоневроз). Когда у крохи отсутствуют яркие неврологические отклонения. А что же служит толчком для развития болезни? Да любой сильный стресс! Возможно, родители переусердствовали с обучением. Например, сейчас модно раннее обучение другим языкам. Считается, что память малыша довольно хорошо развита. Не то что у взрослых)) Да, это верно. Но не всякий кроха готов психологически. А, возможно, виной стал частый просмотр недетских мультфильмов.

    Кстати, этот вид затухает в период покоя ребёнка. А при любом волнении заикание усиливается. Например, когда карапуз перевозбуждён и хочет много рассказать. Тут речь не успевает за ходом мыслей и, как следствие, он заикается.

    • Неврозоподобное или органическое. А тут причина кроется в физиологических нарушениях. То есть это и проблемы с беременностью, и наследственная предрасположенность.

    Да, это основные типы болезни. Но каждый малыш заикается по-разному. Кто-то тянет слог, кто-то повторяет одно и то же. Поэтому, ещё есть виды или формы по типу речи.

    Разновидности заикания

    Логоневроз различают по виду речевых судорог:

    1. Заикание клонической формы, при котором заикающийся человек несколько раз произносит один и тот же слог или слово.
    2. Тоническая форма, предполагает более глубокий спазм мускулатуры, она проявляется в растягивании звуков и длительных паузах речи. В этом случае человек долго не может выговорить одно слово.
    3. Смешанный тип заикания – нарушение плавности речи. В нем объединены явления конических и тонических форм.

    При заикании страдает и мимика: могут наблюдаться спазмы лицевых мышц и конечностей.

    Как перестать заикаться при разговоре. Причины и лечение заикания - советы и рекомендации о здоровье на AllMedNews.ru

    Диагностика заикания у детей и взрослых

    Основные симптомы недуга в любом возрасте одинаковы. Это запинки, нарушающие плавное течение речи: повторы, затяжные звуки, остановки на начальном слоге. Процесс сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица, напряжением рук, сбившимся ритмом дыхания. Страх, тревога, беспокойство — эмоции, сопутствующие заиканию.

    Следует отметить, что в возрасте 2-5 лет, когда ребенок только учится разговаривать, многократное повторение слов, повышенная эмоциональность при отсутствии какого-либо напряжения и совсем не плавная речь — это нормально.

    Предлагаем ознакомиться Неврит лицевого нерва: симптомы и лечение

    Заикание у взрослых протекает сложнее и сопровождается тревожностью, учащенным сердцебиением, ощущением удушья, хаотичными движениями. Паника в людных местах, уход от общения, трудная адаптация в социуме — все это только подчеркивает серьезность проблемы заикания и заставляет искать пути его преодоления, чтобы навсегда перестать заикаться.

    Диагностика заикания

    Врач, наблюдающий вашего ребенка спросит вас об истории вашей семьи и симптомах заикания у ребенка. Обычно он предлагает вашему ребенку обратиться к сертифицированному логопеду для исправления речи.

    Специалист может диагностировать и лечить речевые и языковые проблемы. Он задаст ряд вопросов о речи вашего ребенка и, с помощью различных техник и в различных ситуациях, проверит способность ребенка говорить.

    Диагностические мероприятия

    На начальном этапе диагностики следует обратиться за помощью к участковому терапевту. После осмотра и опроса он направит пациента к другим специалистам, в зависимости от причин развития заикания. Чаще всего лечением патологии занимаются неврологи, логопеды, психологи и психотерапевты. Диагностические этапы включают в себя следующие подходы:

    1. Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Важно выяснить время появления клинических признаков, ситуации, с которыми сам пациент связывает их возникновение, а также, какими методами пациенты пытались лечиться до текущего обращения за медицинской помощью. Рекомендуется по возможности поговорить с близкими родственниками или родителями пациента.
    2. Осмотр и проведение тестов: логопедические задания, психологические тесты для определения уровня интеллекта, оценка неврологического статуса, пробы письма и чтения и пр.
    3. Дополнительные методы исследования: клинический и биохимический анализы крови, ПЦР-диагностика для поиска нейроинфекций, электроэнцефалография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.
    4. Консультация психотерапевта в случае логоневроза. Специалисту необходимо выяснить провоцирующие факторы, научить пациента реагировать на стресс и свое расстройство.
    5. Консультация логопеда. Он составляет индивидуальный план реабилитационного лечения, подбирает программу логопедической коррекции.

    Определение непосредственной причины развития заикания позволяет врачам подобрать эффективную терапию для избавления пациента от недуга. Стоит обратить внимание, что заниматься самостоятельной диагностикой или лечением не следует, так как это чревато прогрессированием речевого дефекта.

    Как избавиться от заикания взрослому самостоятельно

    Если вы чувствуете в себе силы, чтобы избавиться от заикания раз и навсегда в домашних условиях и перестать заикаться при волнении, попробуйте средства народной медицины и примите на вооружение несколько действенных советов:

    1. Такие травы, как валериана, зверобой, мята, мелисса, ромашка, пустырник успокоят нервную систему, окажут укрепляющее воздействие на психику.
    2. Ароматерапия с маслами бергамота, апельсина, пачули, лаванды в составе массажного крема либо в аромалампе поможет вам бороться с заиканием в качестве дополнительного метода.
    3. Пойте. Во время пения работа речевого аппарата исключает заикание. Не умеете? Пойте для себя, почувствуйте свободу самовыражения и не ставьте себе оценок.
    4. Дыхательная гимнастика вкупе с другими вашими действиями поможет убрать заикание — плавная речь невозможна без размеренного дыхания.
    5. Ведите дневник, ну или подберите себе занятие, где можно выражать свои мысли не устно, не в разговоре, а письменно, в спокойной обстановке, располагающей к размышлению. Мысленно проговаривая слова и предложения, вы не будете запинаться.
    6. Ограничьте по возможности поток информации, дайте отдых голове, больше занимайтесь творчеством. Очень полезны медитации, йога, массаж, путешествия.

    Для развития речи

    Артикуляционная гимнастика — логопедическая разминка – логозарядка — комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.

    Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.

  • 1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
  • 2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
  • 3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывет. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  • 4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
  • 5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребенком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
  • 6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).
  • Назад к содержанию

    Какой врач лечит заикание

    Лечение заикания у взрослых и детей дает положительный результат при комплексном подходе с участием следующих специалистов:

    1. Логопед поможет слаженной работе артикуляционного аппарата, откорректирует неправильное произношение звуков, научит плавно и правильно разговаривать.

    2. Психотерапевт отследит момент возникновения заболевания, научит справляться с волнением, тревогой, беспокойством, чтобы перестать заикаться. При необходимости проведет сеанс гипноза.

    Разговоры с собой

    Тот же эффект могут дать и разговоры с собой перед зеркалом:

    • Заикающимся людям зачастую сложно выступать на публике. Важно научиться спокойно разговаривать с самим собой (о любых вещах, которые приходят в голову);
    • Общаясь с собственным отражением, можно попробовать различные техники контроля речи и дыхания (также помогает жестикуляция). Достигнув положительного результата, станет проще общаться с близкими, а затем и с незнакомыми людьми;
    • Во время разговора нужно максимально сконцентрироваться на том, что нужно сказать, а не на том, случится ли заикание или нет.

    Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:

    Логопедическая работа

    Устранить дефекты и восстановить работу речевого аппарата помогут занятия с логопедом. Ошибочно считать, что этот метод лечения подходит только для детей. Взрослые, желающие красиво говорить, с не меньшим успехом занимаются с логопедом. Врачи предупреждают, не стоит рассчитывать на моментальный результат. Лечение потребует значительного времени, упорства и сил.

    Сначала врач и больной будут работать над восстановлением речевого навыка. Человек с заиканием будет заново учиться произносить все буквы алфавита, постепенно складывая их в слова и образуя предложения. Больной должен самостоятельно, не задумываясь, научиться выговаривать гласные и согласные, овладев правильной жестикуляцией и мимикой, изучив основы дыхания, работая над тембром и звонкостью своего голоса.

    Предлагаем ознакомиться Причинами обострения няк могут быть

    На втором этапе реабилитации заикающийся пациент должен будет применить полученные знания на практике. Больному придется много читать вслух, активно участвовать в разговорах, выражать свое мнение. Заключительный этап — доведение полученных навыков до автоматизма, в т. ч. моделирование различных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться пациент.

    Механизм возникновения

    Высшая нервная деятельность зависит от процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В том случае, когда нервная система становится уязвимой, например, в период активного развития фразовой речи и формирования мышления, нарушается их нормальное взаимодействие.

    Это приводит к возникновению неправильного условного рефлекса. В результате нарушается координация движений речевого аппарата, темп и ритм дыхания, из-за повышения тонуса возникают судороги. От их тяжести, локализации зависит форма заикания и подбор последующей терапии.

    Формирование логоневроза

    Причины появления заикания и механизм его развития до сих пор мало изучены. Самая популярная теория – перевозбуждение центра Брока (участок коры головного мозга, расположенный в нижней части лобных извилин). Эта реакция распространяется на другие участки, которые отвечают за двигательную активность, провоцируя непроизвольное сокращение мышц речевого аппарата: губ, языка, неба и т. д.

    Когда центр Брока успокаивается, происходит восстановление нормальной речи. Заикание чаще всего возникает на согласных буквах в начале слова. По мнению некоторых ученых, при рассматриваемом недуге, наблюдается повышение уровня дофамина (гормона, отвечающего за радость, работоспособность и мотивацию), при снижении которого речь стабилизируется. Поэтому сейчас ведется разработка медикамента, способного стабилизировать его уровень.

    Как перестать заикаться при разговоре. Причины и лечение заикания - советы и рекомендации о здоровье на AllMedNews.ru

    Признаки логоневроза

    Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».

    Проявления патологии могут быть самыми разными — от весьма характерных до неявных. Так, ребенок может повторять просто звуки, а может целые слова. Кроме того, возникает внезапная остановка речи, нередко в речи малыша начинают встречаться звуки-паразиты: «Э-э-э…», «М-м-м…». Таким способом он пытается внутри себя справиться с заиканием.

    Некоторые дети начинают заикаться в стрессовых ситуациях, в периоды волнения, во время диалога с незнакомым человеком. В остальных случаях они разговаривают обычно.

    Пение и чувство ритма

    Большинство людей не заикаются когда поют, следовательно:

    • Если становится трудно произнести то или иное слово, можно попробовать произнести его слегка нараспев;
    • Похожий эффект даёт и чувство ритма — если на каком-то слове произошла заминка, следует вдохнуть, произнести любой гортанный протяжный звук, а затем уже сказать само слово;
    • Прежде чем что-либо произнести, важно представить в уме фразу и лишь затем озвучить её (в собственных мыслях ни один человек не заикается);
    • Необходимо максимально контролировать дыхание и темп речи: дышать нужно глубоко и ритмично, а разговаривать медленно и плавно.

    Причины заикания и предпосылки к его развитию

    Почему в одной и той же ситуации, скажем, при сильном испуге, одни люди начинают заикаться, а других эта проблема обходит стороной? Из-за чего люди заикаются? Причин появления недуга много и они очень индивидуальны.

    Начать заикаться можно:

    • в детском возрасте с 2,5 до 5-6 лет, когда ребенок начинает говорить и очень активно включается в этот процесс, испытывая информационные перегрузки;
    • при повышенной эмоциональности, ранимости, впечатлительности, когда человек чересчур восприимчив и чувствителен к проявлениям внешнего мира;
    • в раннем возрасте, если ребенок растет в неблагополучной семье, являясь свидетелем конфликтных ситуаций и агрессивных разборок между родителями;
    • будучи подростком, когда эмоции “зашкаливают”;
    • вследствие генетической предрасположенности;
    • в любом возрасте, если есть другие нарушения речи, связанные с поражением головного мозга;
    • при наличии заболеваний центральной нервной системы, например, склонность к судорогам и тикам.

    Заикание у взрослых возникает реже, чем у детей. Во взрослом возрасте человек начинает заикаться, как правило, в результате психоэмоциональной травмы.

    Что такое заикание?

    Заикание — это проблема речи, при которой нормальный поток речи нарушается. Ребенок, который заикается, повторяет или продлевает звуки, слоги или слова. Заикание – это не повторение слов при обучении говорить. Оно может мешать ребенку общаться с другими.

    Существует несколько видов заикания:

    • Развивающее заикание. Самый распространенный тип заикания у детей. Обычно происходит, когда ребенку от 2 до 5 лет. Развитие речи и языка ребенка отстает от того, что ребенку нужно или хочется сказать.
    • Нейрогенное заикание. Может произойти после инсульта или травмы головного мозга. Это происходит, когда есть проблемы с сигналом между мозгом, нервами и мышцами, участвующими в речи.
    • Психогенное заикание. Встречается довольно редко. Может произойти после эмоциональной травмы, а также случается вместе с проблемами мышления или рассуждения.

    Распространенность

    Около 1% взрослых людей, независимо от этнической принадлежности, имеют заикание той или иной степени выраженности. Некоторые великие люди имели данный речевой дефект: Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль и др.

    В основном страдают мужчины, что связано с особенностями развития их нервной системы. У них примерно в 4-5 раз чаще диагностируют эту проблему. Нередко заикание развивается у больных эпилепсией, людей с церебральным параличом и другими неврологическими синдромами.

    Предлагаем ознакомиться Как правильно заедать стресс: советует диетолог

    Дыхательная гимнастика от заикания

    Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

    К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания – дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

    Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

    Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

    В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи – дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

    Речевое и жизненное дыхание: отличия

    Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания – участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания – поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

    В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

    При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом – дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

    У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

    Лечение заикания: развитие речевого дыхания

    При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

    1. Упражнение «Воздушный шарик»

    Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

    Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

    Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

    2. «Буря в стакане»

    При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

    Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

    Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно.

    В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

    1. «Насос»

    Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

    После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

    Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

    Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника, смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках, печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

    2. «Обними плечи»

    Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

    Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

    При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

    Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  • Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  • Говорить можно только на выдохе.
  • Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  • Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  • На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  • Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  • Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.
  • При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

    Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

    www.nedug.ru

    Степени болезни

    Как и любое заболевание, заикание имеет несколько степеней тяжести. И чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем быстрее вылечите чадо. Итак, степени:

    1. Лёгкая. Когда нарушение почти не заметно. Разговору ребёнка практически ничего не мешает. Встречаются лишь отдельные фрагменты запинок.
    2. Средняя. Здесь сбои речи налицо. Общение возможно, но вызывает трудности.
    3. Тяжёлая. Нередко речь превращается в крик. Ведь ребёнок не может высказать всё, что думает. Общение тут почти невозможно.

    Так что не тяните. Если заметили любой сбой в речевом развитии крохи, покажите его специалисту. Это ускорит выздоровление.

    А теперь расскажите вы, есть ли подобные проблемы у вашего ребёнка? Какой вид ставит специалист? Как лечите? А что послужило причиной? Я жду ваших комментариев. И приглашаю стать подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

    Точечный массаж и компьютерные программы

    Как ребенку перестать заикаться при разговоре? Избавиться от такой проблемы позволяют специальные компьютерные программы. Их основная задача – синхронизация слухового и речевого центров больного. Компьютерные упражнения помогут малышу постепенно разговаривать без запинок.

    Также рекомендуется при логоневрозе точечный массаж. Во время процедуры специалист воздействует на определенные акупунктурные точки грудной клетки, спины, ног и лица. Данная терапия способствует восстановлению нервной регуляции речи, результат заметен сразу же после проведения массажа.

    Центр заикания “причал”

    Высоко результативным и эффективным зарекомендовал себя метод устранения заикания (№ патента 2497555) города курорта федерального значения Белокуриха. Именно там, в основу положена психологическая работа с пациентом по разрушению сложившихся рефлексов и привычек в производстве речи. Заикание, по мнению авторов метода, это «речевая травма», сопровождающаяся затруднением в речевых движениях.

    Процесс занятий в Центре заикания “Причал” построен настолько гармонично, что позволяет за сравнительно короткий промежуток времени, 10-12 дней, привести в соответствие и отрегулировать обменные процессы в нервной и дыхательной системах, голосового, артикуляторного аппаратов. Вследствие систематических и ежедневных занятий, заикание исчезает, как вредная привычка. Формируется новая программа на спокойную речь и закрепляется на уровне подсознания.

    Достоинством Центра “Причал” является и его месторасположение. Чистый горный воздух, уникальная минеральная вода, атмосфера доброжелательности, спокойствия, возможность приема (рекомендательно) процедуры ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний), позволяют пациентам глубоко сосредоточиться и сконцентрироваться, и как результат, получить здоровую, спокойную, надежную и уверенную Речь!!!

    Этот простой, уникальный и эффективный курс просто необходим для страдающих заиканием людей вне зависимости от возраста. А их в нашей стране немало (2% населения).

    Этапы развития заболевания

    Приобретенное заикание развивается медленно, и течение болезни можно разделить на четыре этапа и придать ему следующую структуру:

    • Первая фаза характерна редкими проявлениями болезни. Заминки речи возникают в основном в начале построенной фразы. Невроз на данном этапе больше всего заметен при произношении коротких слов и предлогов. Сам пациент еще не переживает о своей проблеме и свободно разговаривает.
    • На втором этапе начинаются легкие проблемы в общении, появляется смущение. Человек начинает обращать внимание на свою речь и все время ее контролировать. Длинные и тяжелые слова становятся тяжелыми для произношения, дефективность речи проявляется чаще.
    • На третьем этапе трудности при разговоре появляются чаще, но заболевший не уделяет много внимания проблеме, продолжает спокойно жить в не теряется перед большой аудиторией.
    • Четвертая фаза больше влияет на психику человека: появляется желание изолироваться от общества, избегать речей перед публикой. Больной начинает заменять слова на более удобные, боится говорить и находится в постоянном волнении. Этой фазе больше подвержены взрослые заболевшие.

    Определение заболевания на ранних этапах даст больному больше шансов на полное избавление от заикания.

    Разделяют заикание и по возрасту начала проявления симптомов – врожденное, детское, подростковое и взрослое. Такое разделение помогает врачу лучше понять причины болезни, подобрать правильные средства, увидеть, как проходит заболевание и сформировать подходящую методику борьбы с неврозом.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: