Конспекты по логопедии «Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.»


Сравнительная характеристика форм заикания.

Характеристика заикающихся с невротической формой.

Появление заикания невротической формы, как правило, предшествует психогения (испуг или хроническая психическая травматизация)

. Заболевание возникает остро в 2-6 лет.

У пациентов с этой формой в анамнезе нет сведений указывающих на патологию внутриутробного развития и родов. Психофизическое развитие и моторные навыки, как правило, в норме. Часто наблюдается раннее развитие речи

(бурно пополняется словарный запас, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций). Скорость речи, обычно, повышена, ребёнок как бы ”захлёбывается” речью, ”глотает” окончания слов и предложений, пропускает слова и предлоги. Часто наблюдается большое количество интераций (Белякова Л.И).

Перед возникновением заикания у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, робость, колебания настроения (чаше в сторону сниженного), тревожность, обидчивость, нетерпеливость, плаксивость

. У некоторых детей наблюдаются страхи (невротический энурез, боязнь темноты и др.). Такие дети трудно привыкают к новой обстановке, плохо переносят условия детского сада.

Заикание чаще возникает остро после перенесённой психической травмы на фоне хорошей фразовой речи. Сразу после травмы иногда наблюдается мутизм

(ребёнок перестаёт говорить на какое-то время, на лице ”застывает” выражение страха). С появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, плохо спят. Иногда капризы болезненное упрямство. Кроме острой и хронической психической травматизации, невротическая форма заикания развивается часто у детей, которым в 1,5-2,5 лет вводится в общении второй язык (Белякова Л.И).

Невротическая форма заикания

характеризуется рецидивирующим течением при малейшем эмоциональном напряжении, утомлении заикание усиливается. Эта форма заболевания протекает как благоприятно, так и неблагоприятно. При благоприятном течении степень заикания не бывает тяжелой, но бывает, что заболевание приобретает хроническое течение, при котором ремиссий не наблюдается, а речевое нарушение становится всё более тяжёлым. Дети с неблагоприятным течением уже с 6-7 лет страдают снижением речевой активности при общении с новыми людьми или в новой обстановке, появляется ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок.

У заикающихся с невротической формой резко меняется поведение к 10-12 годам жизни. Дети осознают свой дефект, боятся произвести на собеседника плохое впечатление, не суметь выразить мысль и т.д. В этом возрасте формируется стойкая логофобия

(боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач). Образуется своеобразный порочный круг – судорожные запинки вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание. С возрастом логофобия становится приоритетной, носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта или при воспоминании о неудачных прошлых контактах (Селивёрстов В.И.).

При неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых появляется чувство социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который часто генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще

. Эффективность педагогического воздействия на таких людей бывает низкой.

Характеристика заикающихся с неврозоподобной формой.

Появляется, как правило, у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе часто отмечаются тяжёлые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах

и др. Впервые годы жизни такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Физическое развитие часто с задержкой или по нижней границе нормы. Их отличает
моторная неловкость, плохая координация движений,
поведение характеризуется возбудимостью, расторможенностью. Дети плохо переносят духоту, жару, езду в транспорте. Дети часто суетливы, непоседливы, отмечается повышенная утомляемость и истощаемость при интеллектуальной работе и физической нагрузке. Они с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. В клинике это состояние определяется как
церебрастенический синдром
. Самые яркие отличия от нормы в речевом развитии. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года (Белякова Л.И).

В первом периоде (1-6 месяцев) заикание протекает как бы волнообразно, однако периодов ”без запинок” обычно не наблюдается. При отсутствии помощи нарушение утяжеляется и быстро ”обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией (”сорные” слова, уловки). Для данной формы характерна монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта

, обычно мало зависящего от внешних ситуационных факторов. Обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

При этой форме заикания движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук, особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. При клиническом обследовании отмечается, как правило, нерезко выраженное органическое поражение мозга резидуального характера

, причём помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга (Кащенко В.П.).

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью

, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое (Селивёрстов В.И.).

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи

: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тонико-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер

.

В данной статье мы попытались осветить две формы заикания, их особенности и отличия. При работе с мультимедийным комплексом ”BreathMaker” мы тоже различаем эти две формы заикания.

При невротической форме пациенту трудно удерживать нужную высоту голоса

, а с формантой, как правило, проблем не бывает.

При неврозоподобной форме заикания высота голоса контролируется, как правило хорошо, а форманта достигается с определенным напряжением

.

Обе формы без сомнения поддаются лечению с помощью мультимедийного комплекса ”BreathMaker”, только подход к каждой форме заикания, и естественно к каждому пациенту, индивидуальный.

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.
  2. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.” Издание 3-е — Москва 1994 г.
  3. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция.” Издание 2-е — Москва 1994 г.
  4. “Заикание.” (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера — Москва 1983 г.)
  5. “Основы теории и практики логопедии.” (под ред. Р.Е.Левиной — Москва 1968 г.)
  6. “Расстройства речи у детей и подростков.” (под редакцией С.С.Ляпидевского — Москва 1969 г.)

Автор: доктор Синибор В.Ю.

Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

www.dictor.ru

Лечение

Лечение необходимо начинать как можно раньше. Оно должно быть комплексным и включать медикаментозное лечение, психотерапию и посещение специальных логопедических занятий.

Медицинская реабилитация предусматривает правильную диагностику формы заикания и сопутствующих расстройств, а также анализ факторов, провоцирующих и поддерживающих заикание.

Проведение общеоздоровительного лечения (общеукрепляющие средства, удаление хронических очагов воспаления), сочетающееся с энергичной терапией проявлений мозговой недостаточности (патогенетическая, дегидратационная, противосудорожная, стимулирующая), уменьшает судорожную готовность речевых органов. Лечение невротических наслоений проводится с учетом их конкретных проявлений (снижение речевой активности, избирательный речевой контакт, снижение общественной активности, логофобия и т. д.). Помимо медикаментозных средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующие пациентов к постепенному преодолению своих речевых и психологических трудностей.

Кроме того, проводится логопедическая коррекция путем формирования техники речи. Работа над различными отделами речевого аппарата проводится одновременно по трем основным признакам (дыхание, голос, дикция) в соответствии со специально разработанными комплексными упражнениями.

Что такое неврозоподобный логосиндром?

Это генетическое недоразвитие речи или ее деструктивное нарушение, которое появляется вследствие сотрясения мозга, его воспаления, травм головы и других разрушительных факторов. Главными особенностями, присущими у всех жертв неврозоподобного логосиндрома являются следующие:

  • тахилалия – ускоренный темп речи;
  • дислалия – косноязычие;
  • неврозоподобное заикание.
  • Примечательно, что чем больше человек контролирует свою речь, чем разборчивее выговаривает звуки и чем медленнее разговаривает, тем меньше проявляется заикание. С уменьшением самоконтроля и увеличением темпа заикание сразу же дает о себе знать. Нужно всячески напоминать ребенку следить за своей речью, требовательно относится к четкому произношению слов. Только в таком случае прекратится заикание.

Закрепление заикания

Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

  • невроз депрессивного типа;
  • нарушение сна;
  • астения;
  • неврастения;
  • истерия;
  • фобии;
  • энурез;
  • ипохондрия.

Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.

возникновению заикания невротической формы предшествует

Характеристики неврозоподобного заикания

В данном случае, впервые заикание проявляется в 2,5 – 3 года. Источник речевого расстройства кроется в психогенном событии (испуге). Заикание имеет волнообразный характер, но при этом полные ремиссии не наблюдаются. Со временем оно достигает апогея и даже вызывает тонические артикуляционные, дыхательные и клонические судороги, которые прямым образом влияют на начало речи. Некоторые пациенты прибегают к помощи дополнительных слов и звуков, жестикуляции во время разговора. Выраженное косноязычие и быстрый темп речи делают сказанное малопонятным для окружения, и часто ассоциируется с инфантильной речью двухлетних малышей.

Особенности невротического заикания

Заикание возникает вследствие психогении, которая может быть в виде испуга или в образе смены обстановки (например, при первом походе в детский сад). Средний возраст появления дефекта – 2,5-3 года, когда уже сформирована фразовая речь. Расстройство речи проявляется в форме клонических и тонических судорог. Случается, что заикание сопровождается нарушением дыхания, а точнее в виде укороченного выдоха. Оно протекает волнообразно, иногда неожиданно проходит, но при небольшой волнующей ситуации вновь появляется. Это в свою очередь усиливает невротическую симптоматику в детей. В наше время существует много разных методик, которые призваны нормализовать дыхание, мышечный тонус, ритм речи и психику пациента.

Правда, статистика утверждает, что лишь немногие, обратившиеся к логопеду, психологу или медику, излечиваются от заикания (25-30 %). Многие (40 %) могут похвастаться некоторым улучшением речи.

Но в малейшей стрессовой ситуации, при психических или физических нагрузках оно совершенно нивелируется. Более того, появляется хронический страх, что недуг никогда не отступит. К тому же неправильно подобранное лечение лишь усугубляет ситуацию, усиливает неуверенность в своих силах и страх перед коммуникацией с другими людьми.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ

Заиканием называют нарушение, ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в рече­вом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушении. Р. 51гипк (1974) отмечает, что преходящее, кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей.
Причинами возникновения невротическогб заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или нодострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское уч­реждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гипершротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность «патологией речи, прежде всего заиканием. По данным С. А. Гриднева (1976), невропатические состоя­ния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследствен­ная отягощенность в 17,5% случаев невротического заика­ния. Важное значение в происхождении заикания принад­лежит также ряду внешних факторов, особенно неблагопо­лучному «речевому климату» в виде перегрузки информа­цией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву­язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, по данным С. А. Гриднева (1976), встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротиче­ской фиксации.

Патогенез невротического заикания, как и заикания вообще, мало изучен. Высказывается предположение о роли описанного И. П. Павловым механизма «изолированного больного пункта» в коре головного мозга, ведущего к рас­стройству деятельности речедвигательной системы (Н. П. Тя- пугин, 1966). Однако данный механизм не объясняет про­исхождения судорожного компонента заикания. Определен­ная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму патологической фиксации физио­логических задержек и запинок речи, свойственных детям в период становления и развития речи, т. е. в возрасте 2—

4 лет. Существование этого механизма нашло отражение в специальном термине «заикание развития» (К. ЬисЬзтдег, 1963). .

В генезе невротического заикания в результате острых шоковых и субшоковых психических травм, сопровождаю­щихся аффектом испуга, вероятно, играет роль механизм патологически устойчивой условнорефлекторной связи (В. С. Кочергина, 1962). Относительная частота у заикаю­щихся сопутствующих расстройств общей и речевой мото­рики, которые усиливаются в состоянии аффекта и проявля­ются в нарушениях координации тонких движений, явилась источником предположения о роли в патогенезе заикания вообще «фацио-букко-лингвальной диспраксии» (цит. по Р. 51гипк, 1974). Закреплению речевой судороги при невро­тическом заикании способствует механизм развития мотор­ного автоматизма (С. А. Гриднев, 1976).

Избирательность нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании, по-видимому, объясняется на­личием врожденной или приобретенной функциональной (а возможно, и структурной) недостаточности систем, обес­печивающих моторные компоненты экспрессивной речи. В пользу этого говорит относительная частота нарушений общей и речевой моторики у ближайших родственников де­тей, страдающих заиканием (С. А. Гриднев, 1976).

Клиника невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-во­кальной мускулатуре с постепенным’ присоединением тонико- клонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Часто отмечаются скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, различные соиут- ствующие г речи, дополнительные движения в мышцах лица/ шеи и конечностей (М. И. Буянов, Б. 3. Драпкин, 1973). Сравнительно быстро, спустя несколько месяцев или 1— 2 года после возникновения заикания, появляется более или мбнее выраженная реакция ребенка на дефект ре*да (С. А. Гриднев, 1976); дети начинают замечать его, стес­няются говорить в присутствии посторонних, отказываются’ Ът устных выступлений на утренниках. Позднее, в школьном, возрасте, а особенно часто у подростков возникает страх речи—логофобия, который значительно усиливает заикание при волнении и психическом напряжении, в частности при вы- зовекдоске в школе. Выраженная логофобия, наблюдаемая в основном в пубертатном возрасте, может вести к полному отказу подростка от устных ответов в школе, что является; источником школьной дезадаптации, снижает уровень усвое­ния школьной «программы и становится дополнительным ис­точником шереживапии неполноценное™ у подростка.

Для невротического заикания характерно выраженное непостоянство его интенсивности — от резко выраженного заикания, делающего практически невозможным речевой, контакт, до почти совершенно плавной и незатрудненной речи.. Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального напряжения, волнения, усиления ответст­венности, а также при необходимости вступать в контакт с незнакомыми лицами. В то же время в (привычной домаш­ней обстановке, при разговоре с друзьями заикание может становиться почти незаметным. Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстрой­ствами: страхами, ‘колебаниями настроения, расстройствами сна, тиками, энурезом и т.д., которые нередко предшестЁуют возникновению заикания.

Динамика заикания может быть различной. Началь­ный эта.п органическому типу \и\ признаки компенсированной

гидроцефалии на рентгенограмме черепа. Динамика невро­зоподобного заикания отличается относительной монотон­ностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заи

кания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением состояния речи под влиянием инфекций, травм и других со­матических заболеваний. ^ ✓

В пубертатном возрасте в связи с относительной редук­цией резидуально-органических церебральных нарушений к появлением реакции личности подростка на дефект речи и связанные с. ним затруднения социальной адаптации отгра­ничение неврозоподобного заикания от невротического ста­новится более трудным. Дифференциации помогает тщатель­ное изучение данных анамнеза, особенностей течения заика­ния и динамики нервно-психического состояния в целом. Сле­дует учитывать, что невротическое формирование (развитие) личности нехарактерно для больных неврозоподобным заи- , канием.

Значительно меньшее внешнее сходство с невротическим заиканием имеет органическое заикание, обусловленное ор­ганическим поражением головного мозга и представляющее собой гиперкинез с насильственными сокращениями артикул ляционных мышц, который сочетается с гиперкинезами мыпщ шеи и конечностей, грубыми нарушениями дыхания и фона­ции, дизартрией. Эта форма заикания отличается особой стойкостью, резистентностью к терапии. У больных с орга­ническим заиканием, как правило, имеет место психооргани­ческий синдром, нередко с интеллектуальной недостаточ­ностью. Реакция личности на дефект речи обычно отсутст­вует.

Невротическое заикание дифференцируют также с так называемым спотыканием (роНегп зарубежных авторов). В последнем случае имеет место не расстройство речи судо­рожного характера, а разнообразные нарушения темпа и

ритма речи (ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму), сочетающиеся с нарушениями артикуляции (сма- занность речи), голоса (неожиданные колебания громкости, монотонность), а также с затрудненным нахождением слов, нечеткой формулировкой фраз, беспорядочной перестановкой смысловых ударений (К. ЬисЬзтдег, 1963). В генезе спо­тыкания основная роль отводится остаточным явлениям ран­него органического поражения головного мозга (Н. НагЬаи- чег, 1974). Заикание как сопутствующее невротическое или .неврозоподобное расстройство может встречаться также у больных различными психическими заболеваниями: шизо­френией, эпилепсией, олигофренией.

Лечение невротического заикания должно быть как -можно более ранним и комплексным. Основные патогенети­ческим методом лечения невротического заикания является психотерапия. Выбор адекватных психотерапевтических ме­роприятий требует детального выяснения особенностей пси­хотравмирующих факторов, вызвавших -возникновение заи­кания. В случае, возникновения заикания в связи с шоковы­ми и субшоковыми психическими травмами, лечение следует начинать с «режима молчания» (Ю. А. Флоренская; 1949), применяемого в течение 7—10 дней, с последующим посте­пенным включением речевой деятельности ребенка. При возникновении заикания под влиянием хронической психо­травмирующей ситуации необходимо проведение «семейной психотерапии», т. е. психотерапевтической и коррекционно- педагогической (психагогической) работы с родителями и другими членами семьи (А. И. Захаров, 1976) с целью уст­ранения или сглаживания внутрисемейных конфликтных от­ношений и коррекции неправильного воспитательного подхо­да к ребенку.

Наряду с этим важное значение имеет установление спе­циального «речевого режима» в семье заикающегося ребенка (Е. Ф. Рау, 1959), включающего’ограничение речевой на­грузки, пользование членами семьи медленной, спокойной разговорной речью в присутствии ребенка, категорическое исключение любых замечаний и высказываний, привлекаю­щих внимание ребенка к недостатку речи или вызывающих «его озабоченность по этому поводу. В более затяжных слу­чаях невротического заикания у детей школьного возраста и подростков применяются специальные формы психотерапии, •в частности индивидуальная и групповая гипносуггестивная •терапия, аутогенная тренировка и другие методики трениро­вочной психотерапии, направленные главным образом на преодоление страха речи, эмоционального напряжения в про­цессе речи, достижение свободной и плавной речи, устране­ние чувства неполноценности, связанного с реакцией лично­сти на дефект речи. Психотерапевтические мероприятия,

включая семейную и индивидуальную психотерапию (рацио­нальную, а также игровую у детей дошкольного возраста), играют немалую роль в преодолении различных общих не­вротических расстройств (снижение настроения, аффективная неустойчивость, страхи и др.)’> предшествующих и сопутст­вующих невротическому заиканию.

Важным средством устранения или смягчения, аффектив­ных невротических расстройств, которым принадлежит ве­дущая роль как в возникновении, так и © поддержании судо­рожной речи при невротическом заикании, является исполь­зование различных транквилизаторов (седуксен, элениум и др.) и других седативных средств. Только после ослабления или устранения общеневротнчееких расстройств и относи­тельного выравнивания П’ффектшшого состояния ребенка сле­дует постепенно подключить специальные логопедические занятия, включая так называемую логопедическую ритмику (В. А. Грипер, цит. по Г. Е. Сухаревой, 1959). При этом следует учитывать, что при проведении логопедических заня­тий с ребенком, страдающим невротической формой заика­ния, логопед должен, особенно на первых этапах лечения, по возможности избегать ‘Прямого привлечения внимания ребен­ка к его речевому дефекту, так как это может вести к эмо­циональному напряжению во времй речевой деятельности и появлению дезавтоматизации речи, что еще больше усили­вает речевое расстройство.

Как показывает опыт ряда специалистов (Н. А. Власова, 1959; Н. П. Тяпугин, 1966, и др.), невротическое заикание легче преодолевается с помощью групповых занятий (в спе­циализированных детских садах и дневных стационарах), поскольку в груше детей с однотипными расстройствами ре­бенок меньше тяготится своим дефектом и смелее пользу­ется речью. В связи с возможностью психотравмирующего воздействия на ребенка младшего возраста с невротическим заиканием длительного отрыва от родителей Н. А. Власова

(1959) считает более обоснованным лечение таких детей в условиях дневного логопедического полустационара. Первое лечебное учреждение такого типа, организованное в Мбскве по инициативе В. А. Гиляровскогр в 1930 г., показало высо­кую эффективность группового комплексного лечения детей дошкольного возраста с заиканием. В комплексном лечений невротического заикания у детей и подростков вспомогатель- , ную роль играют также методы физиотерапии и лечебной физкультуры. ‘

В лечении неврозоподобного заикания в отличие от не­вротического ведущая роль принадлежит сочетанию логопе­дических мероприятий с медикаментозной терапией, в част­ности применением средств, снижающих мышечный тонус, (мидокалм), дегидратирующих, рассасывающих средств, а

также с методами физиотерапии. Немалое значение имеют специальная музыкальная ритмика, лечебная физкультура. В то же время психотерапия имеет вспомогательное значе­ние и в основном направлена на лечение вторичных невро­тических реакций, возникающих в пубертатном возрасте. Из специальных видов психотерапии показана аутогенная тре­нировка. Лечение более легких случаев невротического заи­кания осуществляется у детей дошкольного возраста амбу­латорно, а также в упомянутых выше дневных полустацио- нарах и логопедических детских садах, а у детей школьного возраста и подростков — в амбулаторных условиях логопе­дами детских поликлиник и психоневрологических диспансе­ров и школьными логопедами. В случаях более выраженного и резистентного к амбулаторной терапии, а также часто ре­цидивирующего заикания показано стационарное лечение в условиях логопедических отделений психиатрических и,об­щих детских больниц, а также санаториев для детей с погра­ничной нервно-психической патологией.

bib.social

Лечение заикания

Лечение логоневроза происходит под покровительством врачей, владеющих знаниями психотерапии, а лечение неврозоподобного заикания требует наличия логопеда и воспитателя. В первом случае запрещено обращать внимание пациента на его речевой дефект, а во втором – все совершенно наоборот.

  • В процессе коррекции недуга обращается внимание не только на заикание, но и на всю совокупность нарушений. К таким признакам неврозоподобного логосиндрома относятся:
  • быстрая утомляемость;
  • двигательная расторможенность;
  • истощение.
  • Соответственно, это прямым образом уменьшает самоконтроль и в результате вызывает ухудшение речи, тахилалию, косноязычие и неврозоподобное заикание.

    Интересно, что сами больные не страдают по поводу своего дефекта, а часто даже не замечают его.

    Часто на словах они высказывают пожелание избавиться от заикания. Но это так и остается на уровне слов. Поэтому заставить и мотивировать ребенка следовать указанным правилам – главное задание, стоящее перед родителями, логопедами и воспитателями. И чем больше они будут взаимодействовать между собой, тем эффективнее будет лечение. Ни в коем случае не нужно опускать руки и терять надежду — при большом старании и настойчивости результат обязательно будет. Терпение и спокойствие — залог успех в лечении такого состояния как неврозоподобное заикание.

    improvehealth.ru

    Почему человек заикается: логоневроз у детей и заикание у взрослых

    Заикание — это изменение речи, включающее в себя удлинение отдельных слогов, слов, звуков и\или их множественное повторение. Как результат – человек с данной патологией не может правильно поставить речь из-за постоянных прерываний в разговоре. Заиканию (логоневрозу) сопутствует изменение тембра голоса, ритма речи и расстройств органов дыхания.

    Можно выделить ряд факторов, позволяющих дать ответ на вопрос: «почему люди заикаются»? Во-первых, это обуславливается нестабильностью нервной системы, цикличность которой вызывает у человека пребывание в хроническом стрессе, отсюда — многочисленные проявления невроза. Ярким примером будет заикание, которое появилось из-за сильного испуга, причем оно может пройти самостоятельно при нормализации психического фона. Во-вторых, это состояние наблюдается у лиц с соматическими заболеваниями и перенесших оперативное вмешательство по их поводу.

    Что такое неврозоподобное или органическое заикание?

    Понравился пост? Поделитесь:

    Здравствуйте! Что касается назначенного вашей дочери лечения, то я ведь не доктор. Я такая же мама, как и Вы. Но меня очень даже насторожило, что тот же Афобазол противопоказан детям до 18 лет.

    Вам назначили Фенибут, мы пили Нообут. В принципе, и тот, и другой — ноотропы. Нам параллельно с Нообутом назначали глицин, а когда плохо стали спать, приписали Нотту. Так что корректировка лечения Вашей дочери, на мой взгляд, просто необходима. Идите к своему невропатологу и расскажите ему о побочных эффектах назначенного им лечения, которые вы наблюдаете у своей дочери.

    Не забывайте, также, что Вы можете получить консультацию у другого невропатолога. Мы брали все результаты исследований и обращались даже к нескольким. Проконсультируйтесь и у психиатра. Что касается медикаментозного лечения, то психиатр в этом деле, мне кажется, более компетентен.

    У нас в Днепропетровске есть дневной стационар. Мы ездили туда на протяжении месяца. Помимо медикаментозного лечения, сыну делали массаж воротниковой зоны, физиотерапевтические процедуры (электрофорез, электросон), мы занимались с логопедом и были под постоянным контролем врачей — и невропатолога, и психиатра. Может, и в вашем городе есть такое. Спросите у себя в поликлинике. Нас туда направлял психиатр.

    Существуют, также, специальные санатории для деток с расстройствами речевой функции. Один из них, опять же таки, у нас, в Днепропетровске. Вот куда вам с дочкой хорошо было бы попасть. Спокойная обстановка. Каждый день — занятия с логопедом, коммуникативные занятия, физиотерапия. Узнавайте, может и у вас такое есть. А нету, обращайтесь к городскому (районному, областному) логопеду. Он, обязательно, вам поможет.

    И ни в коем случае не недооценивайте значение дыхательной гимнастики и упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Занимайтесь регулярно, результаты будут — как говориться, проверено на себе. Мы с сыном еще скачали мультконцерт с Ютуба и частенько поем вместе. И весело, и полезно.

    Ваша задача — сотрудничать сразу с тремя специалистами — невропатологом, психиатром и логопедом. Не лишне будет подключить и психолога. Конечно, побороться придется. Мы не перестали заикаться совсем, но сыну стало намного легче общаться с окружающими. Я уверена, и у Вас все получится. Обращайтесь, чем смогу, помогу.

    www.detsko.com

    Механизм развития заикания

    Судороги мышц, которые отвечают за речеообразование, возникают при прерывании передачи нервных импульсов. Когда раздражается мозговой центр Брока, судороги усиливаются, тем самым вызывая нарушение речевой функции. Звуки или отдельные слоги повторяются, начинают воспроизводиться человеком удлиненно. Заикание, как правило, чаще всего попадает именно на согласные звуки, что объясняется такой же частотой нервной импульсов.

    Причины заикания у детей:

  • Наследственное заикание. Причем у мальчиков вероятность возникновения данного патологического состояния в 4 раза больше, чем у девочек. Заикание может и не проявиться вовсе, если не будет предрасполагающих к нему факторов;
  • Психоэмоциональная нестабильность. Определенные черты характера, например, сильная впечатлительность, ранимость могут оказать свое воздействие на нарушение речевой функции;
  • Заикание, как проявление поражения коры головного мозга. Органическое заикание имеет стойкий характер, не меняется под динамикой логопеда и при употреблении лекарственных препаратов;
  • Сильное эмоциональное потрясение. Резкое изменение подачи нервного импульса из-за испуга может привести к разногласию между центрами Брока и Вернике, что и вызовет патологию. Такое заикание хорошо поддается лечению, если был устранен раздражающий фактор;
  • Инфекции, которые были перенесены матерью во время беременности;
  • Сопутствующие соматические заболевания.
  • Заикание у взрослых имеет такие же причины возникновения патологии, однако в большинстве случаев оно бывает как следствие черепно-мозговой травмы или операций на головном мозге.

    Неврозоподобное заикание: период возникновения, диагностика и лечение

    Заикание, или логоклония – это темпоритмическое расстройство речи, которое проявляется пролонгацией, паузами и прерыванием звуков, слогов и слов. Представленное нарушение встречается с того момента как люди научились говорить. Распространенность заикания у взрослых составляет 1%. Среди детей этот показатель выше и равен 3-4%. Кроме того, данные статистики показывают, что логоклонией в 4 раза чаще страдают мальчики. Многие думают, что единственной причиной возникновения этой патологии служит тяжелое нервное потрясение, например, испуг. Существует неврозоподобная форма заикания, которая появляется на фоне органической патологии нервной системы.

    Содержание:

    Дифференциальная диагностика

    Поскольку неврозоподобное заикание может иметь невротические симптомы, а при невротическом заикании могут выявляться признаки микроорганики, дифференциация этих двух видов заикания больше основана на причинах возникновения (психотравма или органическая церебральная патология) и особенностях начала речевых нарушений (внезапное или малозаметное постепенное).

    Неврологическое обследование позволяет отличить органическое заикание как отдельную нозологию от нарушений речи, являющихся синдромом некоторых неврологических болезней, например, гиперкинезов (чаще всего торсионной дистонии), при которых расстройство плавности речи связано с гиперкинетическими сокращениями артикуляционной мускулатуры.

    В некоторых случаях необходимо дифференцировать неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания (в иностранной литературе — poltern). Последнее характеризуется нечеткостью и ускоренностью речи с пропуском и перестановкой букв и слогов, нередко возникает у детей с синдромом гиперактивности. Патогномоничной особенностью спотыкания является улучшение речи при чтении незнакомого текста и ее ухудшение при чтении знакомого текста. Типично отсутствие осознания собственных речевых проблем.

    Заикание, его виды и патогенез

    Заикание — это дефект речевой сферы, который нарушает ритмичность, замедляет темп произносимых звуков. Симптомы логоклонии (прерывание, паузы, пролонгация) в 80% случаев наблюдаются в начале предложения и в 20% — в середине. Механизм заикания состоит в повышенной судорожной готовности органов артикуляции. К ним относятся мышечный компонент глотки, мягкого неба, надгортанника, языка, а также голосовые связки. При попытке произнести звук, происходит непроизвольное сокращение представленных структур, из-за чего человек начинает заикаться.

    Исходя из представленного механизма, логоклонию разделяют на три формы:

  • Клоническая. Характеризуется непроизвольными сокращениями мышечного аппарата органов артикуляции, которые сменяются кратковременным периодом расслабления. Эпизоды отсутствия спазма проявляются произношением звука, после чего наступает препинание из-за повторной волны судорог. При этом человек повторяет отдельные слоги, слова по несколько раз.
  • Тоническая форма. Наблюдается при длительном мышечном сокращении губ, голосовых связок, языка, при котором отсутствуют эпизоды расслабления. Речь заикающихся с таким судорожным типом выглядит в виде неуместных пауз и препинаний в разговоре. Также характерным является внешний вид больного: напряженное гиперемированное лицо.
  • Смешанная форма, характеризуется периодической заменой одной формы на другую, а иногда и совместным проявлением.
  • Помимо представленной классификации форм, различают невротическое и неврозоподобное заикание. Первый вариант по-другому называют логоневрозом, возникновение которого не связано со структурной или физиологической патологией, а носит функциональный (психогенный) характер. Неврозоподобное заикание – результат органической патологии нервной системы.

    Патогенез логоклонии включает в себя нарушение работы трех процессов: дыхания, артикуляции и голосоведения, которые контролируются стриопалидарной системой. В связи с этим происходит расстройство процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Таким образом, происходит нарушение рационального перераспределения тонуса мышц речевого аппарата. У человека, страдающего длительное время заиканием, повышенный речевой тонус вместе с судорожной готовностью перерастают в условный рефлекс.

    Критические периоды

    Важную роль в возникновении заикания играют критические речевые периоды. Представленные периоды не являются этиологическим фактором, а только провоцируют вербальные расстройства. Во время критических периодов организм подвергается системной перестройке и сильнее подвержен речевым нарушениям.

    В развитии речевой функции выделяют три критических периода.

  • Первый припадает на возраст 1-2 лет ребенка, пиковыми считаются 12-14 месяцев жизни. В этом периоде происходит интенсивное развитие вербальной коммуникации, которое напрямую зависит от общения. До двухлетнего возраста, ребенок усваивает большой объем информации и его пассивный словарный запас равен 200 словам. Это связано с усиленным формированием речевых центров (зона Брока). В этом периоде, даже незначительные негативные факторы, могут спровоцировать тяжелые речевые нарушения.
  • Второй период (3 года) характеризуется переходом от простой речи к фразовой, с использованием многосложных слов. Организм ребенка в этом возрасте требует повышенной согласованности в нервной системе (артикуляционный аппарат, память, концентрация внимания и т.д.). Кроме того, этот период характеризуется повышенным влиянием эндокринной системы, что может приводить к негативизму, мутизму, упрямству и т.д.
  • Третий период (6-7 лет) считается критическим из-за становления письменной речи, вследствие чего нагрузка на нервную систему возрастает. Завышенные требования родителей, могут спровоцировать нервные срывы и речевые нарушения, в частности заикание в будущем.
  • Представленные критические периоды являются способствующими факторами в развитии речевой патологии и в некоторых случаях могут сочетаться с другими провоцирующими агентами. К ним относятся: генетическая предрасположенность, энцефалопатические заболевания, истощенность нервной системы, эмоциональная отчужденность.

    Речевое развитие и течение критических периодов индивидуально, и зависит от многих факторов, а именно генетики, экологии и окружения.

    Этиология неврозоподобного заикания

    При неврозоподобной форме заикания, в отличие от невротической, отсутствует связь с психологическим фактором. Основу развития представленного заикания составляют органические патологии нервной системы. К наиболее распространенным причинам невротического заикания относятся:

  • Акушерская травма, зачастую возникает при активных действиях акушер-гинекологов, подразумевающих использование щипцов, вакуум экстракции и т.д. Чаще всего это наблюдается при клиническом и анатомическом узком тазу, многоплодной беременности, массе плода больше 4 кг и неправильном предлежании плаценты. Во время родов может возникать внутричерепное кровотечение, гидроцефалия, анатомическое повреждение мозга.
  • Некоторые хромосомные и геномные аберрации проявляются внутриутробным недоразвитием нервной системы, в виде микро- и анцефалии, в результате чего нарушается регуляция всех структур.
  • Заболевания матери во время беременности. К ним относятся TORCH-инфекции, фетоплацентарная недостаточность, токсикозы, а также общие соматические заболевания. Особенно сильное негативное действие они оказывают в периоде с 4-х недель до 4-х месяцев. Кроме того, доказано тератогенное действие вредных привычек на организм плода.
  • Нейроинфекции, такие как менингиты, энцефалиты, возникающие при менингококковой инфекции, герпес вирусе, краснухе, туберкулезе и т.д. оказывают пагубное действие на нервную систему, в том числе и речевые центры.
  • Психические расстройства. К этой группе относятся люди с врожденной умственной отсталостью (олигофренией), шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и др.
  • Сосудистые заболевания головного мозга, а именно ишемический и геморрагический инсульты в области Брока. При таких состояниях, поступление кислорода к участками головного мозга снижается или прекращается, вследствие чего возникает ишемия и нарушение речевой функции.
  • Знание причин, вызывающих неврозоподобное заикание, позволяет правильно определить дальнейшую тактику врача, назначить соответствующую терапию.

    Симптомы и методы диагностики заикания

    Заикание при неврозоподобной форме, проявляется классической клинической картиной с пролонгацией, паузами и другими темпоритмическими задержками речи. При таком виде логоклонии может наблюдаться неврологическая симптоматика. Дети с неврозоподобной формой заикания позже других начинают говорить, имеют проблемы с координацией. Артикуляционный аппарат при осмотре скованный, движения в нем затруднены. Также проявлением неврозоподобной формы является возникновение генерализованных судорог в момент заикания. Отличительной характеристикой неврозоподобного заикания от других видов, является постоянство симптомов, которые не зависят от внешних обстоятельств.

    Наличие описанной симптоматики, хоть и характерно для неврозоподобного заикания, но недостаточно для постановки этого диагноза. Для получения объективной информации используют инструментальные методы исследования. Наличие органической патологии определяют с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ) и дуплексного обследования сосудов головного мозга.

    Первый метод, на основе измерения биопотенциалов, способен с высокой точность определить любые изменения в структуре коры и других отделах головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет оценить состояние всей нервной системы путем горизонтальных срезов и трехмерного изображения. Представленный метод обладает высокой чувствительностью в определении онкологической патологии.

    Компьютерная томография, как и дуплексное сканирование – лучшие методы в оценке сосудистого бассейна головного мозга. Кроме того, КТ позволяет обнаружить травмы, устаревшие гематомы, абсцессы и другие структурные патологии головного мозга.

    Важно! Появление симптомов заикания без предшествующей психической травмы, может служить первым сигналом о нарушении работы нервной системы. В таком случае своевременная диагностика позволит назначить эффективное лечение и восстановить речевую функцию

    Дифференциальная диагностика и лечение неврозоподобного заикания

    Неврозоподобное заикание и логоневроз имеют подобную клиническую картину, поэтому уместно проведение дифференциальной диагностики именно этих двух заболеваний.

    simptomyinfo.ru

    Виды заикания

    Логоневроз или невротическое заикание

    Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

    По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих. Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции. Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

    Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений. Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни. Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.

    Симптомы и особенности

    При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

    Обычно заболеванию сопутствуют недоразвитие психики и моторики, недостаточность сферы эмоций. Симптомы усиливаются при психическом возбуждении, после физической активности и вследствие перенесенных простуд и других соматических болезней. Например, после перенесенного цистита, гастрита, гломерунефрита, вирусных «простыд», гриппа, ангины, «ветрянки», гриппа и т.д.

    Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

    Дети с дизартрией (нарушение иннервации речевого аппарата) и дислалией (нарушение произношения определенных звуков) говорят невыразительно, звуки произносят приглушенно и монотонно. Недостаточно выразительную речь они компенсируют жестикуляцией или преувеличенной мимикой, похожей на кривляние.

    Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.

    Диагноз «неврозоподобное заикание» ставят логопед, невролог и психолог. Специалист по неврологии может написать в карточке больного диагноз «органическое заикание». Эти же врачи назначают комплекс лечения – от работы с логопедом до психотерапии. Но основным методом коррекции заболевания является терапия нарушений работы головного мозга.

    Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике. Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

    Этиология заболевания

    Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки. В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

    В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

    Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

    Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

    лечение невротического заикания

    Сопутствующие проявления

    У детей наблюдаются многие другие симптомы, например, им сложно делать что-то так же быстро и ловко, как сверстники, поэтому они могут чаще что-то ронять, падать «на ровном месте», неряшливо одеваться и мучительно долго завязывать шнурки.

    В целом движения скованные и однообразные, мелкая моторика выражена недостаточно. Могут наблюдаться признаки дислексии (сложности с освоением чтения), дисграфии (проблемы с письмом), синкинезия (невроизвольные мышечные сокращения).

    Изменения заметны даже в характере и поведении – ребенок может быть в целом медлительным, «тяжелым на подъем», импульсивным. Он быстро возбуждается, но быстро устает и начинает раздражаться. Плохо развито чувство ритма, нарушена слаженность движений. При углублении в историю болезни обычно выясняется, что ребенок развивался медленнее сверстников уже в первые два года своей жизни.

    Для органической формы заикания характерно постоянство нарушений речи – ребенок испытывает одинаковые сложности с произношением как дома, в спокойной обстановке, так и среди новых людей, в незнакомом месте. Усиление симптомов происходит только в связи с необходимостью много говорить и общим возбуждением.

    Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

    Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

    Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

    Невротическое заикание у детей

    Каждый из нас наверняка не однократно сталкивался с нарушением у детей ритма, плавности и темпа речи. Этот дефект, который способен резко ограничить коммуникативные возможности, называется заиканием. Данное психическое заболевание представляет собой нарушение речи, которое проявляется наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата.

    На протяжении долгого времени заикание рассматривали лишь, как форму речевого расстройства, но со временем данное заболевание стали также считать одним из видов невроза, при котором заикание является лишь его внешней стороной. Проявляется невротическое заикание прерыванием плавного течения речи мышечными судорогами, задержкой дыхания и повторением отдельных звуков, не зависимо от воли человека. Данное психическое расстройство также характеризуется разнообразными нарушениями темпа и ритма речи, артикуляции и голоса, затруднением в нахождении подходящих слов, отсутствием четкой формулировки фраз, перестановкой выражений, поэтому его нередко называют «заиканием спотыканий»

    Данный вид невроза чаще всего возникает у детей в возрасте от трех до пяти лет, в период формирования мышления, задавания множества вопросов познавательного мира. Следует также отметить, что девочки страдают данным заболеванием реже, чем мальчики.

    Этиология невротического заикания.

    Почему возникает данное психическое заболевание и кто наиболее ему подвержен? Главными причинам возникновения невротического заикание являются:

    • психические травмы шокового характера (испуг, внезапное волнение, изменение места жительства, расставание с родителями, транспортная катастрофа, нападение животного, смерть близкого человека);
    • затяжные психотравматические ситуации (неправильное воспитание, конфликты в семье, болезнь близкого человека);
    • плохая наследственность (наличие невротического заикания у близких родственников);
    • внешние факторы (перегрузка информацией и двуязычие в семье, попытки родителей ускорить темп речевого развития и чрезмерная требовательность к речи ребенка, а также подражание ребенка речи заикающегося человека).
    • Клиническая картина невротического заикания.

      Клиническая картина данного заболевания характеризуется наличием у больного тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре, которые через какое-то время начинают сопровождаться тоникоклоническими судорогами артикуляционной мускулатуры, при этом наблюдается повышение тонуса вокальных мышц, нарушение речевого дыхания, а также дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Со временем ребенок начинает замечать данный дефект, вследствие чего, отказывается говорить в присутствии посторонних, стесняясь данного психического расстройства. Далее возникает страх речи, сопровождающийся выраженными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, нарушением ритма дыхания, повышенным артериальным давлением, который усиливает заикание при волнении или психическом напряжении. Такое состояние ребенка может привести к дезадаптации, снижению уровня знаний, постоянным переживаниям и замкнутости.

      Дети, страдающие невротическим заиканием, нередко прибегают к различным приемам, чтобы облегчить произношение трудных слов: включают вводные слова, заменяют трудные слова более легкими для произношения.

      Немаловажным является факт того, что невротическое заикание носит переменный характер, с наличием периодических усилений заикания и сопутствующих невротических расстройств под воздействием негативных психических воздействий. Таким образом, в привычной для ребенка обстановке, заикание становиться почти незаметным, усиливается лишь в резко выраженных условиях волнения и напряжения.

      Лечение невротического заикания

      Лечение данного заболевания довольно длительное, и, в большинстве случаев, успешное. Наиболее результативной в борьбе с невротическим неврозом является комбинированная терапия: сочетание психотерапевтического и фармакологического лечения, цель которой – устранить чувство неполноценности, сформировать уверенность в себе, обучить ребенка самоконтролю и естественному поведению в стрессовых ситуациях.

      При лечении данного расстройства у детей применяют методы поведенческой терапии, направленные на преодоление страха речи, а также эмоционального напряжения свободной и плавной речи. Эффективными являются методы обучения ребенка релаксации, сказкотерапия и арттерапия.

      Психотерапевты рекомендуют ограничение речевых нагрузок, а в некоторых случаях, и режим молчания, при невротическом заикании, которое было спровоцировано шоковой травмой.

      При длительной психотравмирующей ситуации, обусловленной неправильным воспитанием либо неблагоприятными семейными отношениями, необходимо ликвидировать негативные воздействия на ребенка.

      Главная цель лечения данного вида невроза – оберегать психику ребенка, исключая все замечания по поводу дефектов речи. Немаловажен и правильный речевой режим в семье — спокойная, замедленная речь в присутствии ребенка, способствующая уменьшению страха и напряжения.

      При медикаментозном лечении назначают препараты для понижения спазмов артикуляционной мускулатуры, в редких случаях возможно применение психотропных средств, рекомендуют также электросон, иглорефлексотерапию и водные процедуры.

      Помощь профессионального логопеда занимает также особое место в борьбе с невротическим заиканием.

      Лечение данного вида невроза у детей очень важно, ведь данное заболевание может привести к невротическому развитию личности, поэтому родителям необходимо принимать различные профилактические меры, а в случае возникновения данного заболевания, помочь ребенку своевременно преодолеть данное психическое расстройство!

      nevroz-psixoz.com

    Методики лечения[ | ]

    Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

    Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы[источник не указан 3945 дней

    ] так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

    Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

    • Логопедические
    • Психологические
    • Психотерапевтические
    • Логопсихотерапевтические
    • Социо-реабилитационные
    • Медикаментозные
    • Физиотерапевтические
    • Комплексные
    • Нетрадиционные.

    Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

    Некоторые авторы систем исправления заикания: Некрасова Ю. Б., Дубровский К. М., Громыко В. М..

    Заикание у взрослых

    Чаще всего является результатом невылеченной патологии в детстве и проявляется с яркой картиной фобического расстройства. Взрослый человек испытывает панические атаки, страх открытого или, наоборот, замкнутого пространства. Заикание сопровождается хаотичными движениями конечностей, а мероприятия, требующие общения с людьми, избегаются человеком из-за страха опозориться. Речевая функция нарушена, фразы прерывисты, голос не имеет четкой тональности и постоянно варьирует от низких значений до высоких. У некоторых больных отмечается появление такого симптома как маскированная депрессия. Причем при ней будет не только угнетение психического состояния, но и наличие постоянно меняющихся соматических жалоб (боль в животе сменяется головной болью, затем все проходит, но начинается сильный кашель и т.д.).

    Заикание у детей

    Логоневроз имеет тенденцию своего развития в детском возрасте. Характерен астеновегетативный синдром, иногда у ребенка наблюдаются внезапные скачки голоса.

    При невротической форме выраженность заикания будет зависеть от психотравмирующего фактора, который оказал такое влияние на ребенка. При разговоре можно заметить, что мышцы лица напряжены, скованны. Речь монотонная, а при большом скоплении людей ребенок теряется и отказывается говорить. Он чувствует себя подавленным и не таким как все из-за особенностей речевого аппарата. Психика таких детей чрезвычайно ранима и легко изменяется в сторону агрессивного поведения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: