Причины и лечение плохой памяти у детей и взрослых


Нарушение памяти у подростков

Часто родители подростков начинают отмечать, что их сын или дочь-подросток хуже стали запоминать какие-то события, плохо усваивают материал и прежде отличники в школе «скатываются» на тройки… Это явление называют гипомнезией – снижением памяти или дисмнезией – расстройствами памяти. Память – это особенное свойство человека, которое представлено комплексом особых процессов в коре головного мозга, благодаря которым запоминается, хранится и воспроизводится ранее изученная информация. Неполадки могут возникать на уровне запоминания, хранения или всех процессов одновременно.
Нарушения памяти у подростков имеют множество причин, и не всегда родители могут связать между собой происходящие с их ребенком события и последующие нарушения в нервной системе. Подросток уже и не совсем ребенок, требования, предъявляемые к нему, уже расширены – и в учебе, и дома, и в среде сверстников. Однако, сравнивать его с взрослым человеком тоже неправильно – это еще незрелый организм, не полностью сформированы нервные связи и неустойчива работа нервной и эндокринной системы.

Ослабление памяти у подростка, возникшее резко и сильно выраженное требует обязательной консультации у невролога. Дело в том, что расстройства памяти могут быть симптомами психических заболеваний, что к счастью встречается достаточно редко. Очень частыми причинами нарушений памяти являются травмы головы – ушибы, сотрясения головного мозга, которые требуют обязательной консультации врача и лечения.

У подростков, особенно в последнее время, чаще стали встречаться нарушения памяти, которые связаны с употреблением различных токсических веществ – алкоголя, никотина или различных психотропных веществ. Влияние компании велико. И даже дети из очень порядочных семей не застрахованы от подобного. Родителям всегда надо быть в курсе того, с кем общается и чем занимается подросток в свободное время.

Большинство проблем с памятью у подростков возникают из-за несоответствия нагрузок, возлагаемых на подростка, с его реальными возможностями. Кроме того, нарушения памяти могут быть вызваны недостаточностью кровообращения, дефицитом определенных веществ в питании в периоды активного роста и гормональной перестройки организма и гипоксией (недостатком кислорода).

Нервные клетки испытывают колоссальные нагрузки, особенно в периоды активных занятий подростка. когда он готовится к экзаменам, олимпиадам или к нему предъявляются повышенные требования (спецшколы, дополнительные занятия). Если при этом нет достаточного обеспечения их энергией в виде глюкозы из питания и регулярного поступления витаминов и минералов, может нарушаться работа некоторых отделов. Прежде всего, страдают функции коры головного мозга, так как именно она потребляет наибольшее количество питательных веществ для нормальной работы. А именно кора и отвечает за память.

Плюс ко всему, значительную роль играет малое пребывание на воздухе, и хронический недосып, из-за этого страдает обеспечение организма кислородом и развивается гипоксия, которая сказывается вообще на работе головного мозга. Подросток становится сонливым, вялым, у него отмечаются головные боли, наблюдаются сердцебиения и колебания давления. Влияет уменьшение количества активного отдыха, перевозбуждение коры ненужной, лишней информацией из телевизора, интернет. На процесс запоминания существенно влияет обстановка – если подросток учит уроки за компьютером или при работающем телевизоре, его память будет существенно страдать. Мозг одновременно анализирует и запоминает, создавая ассоциативные связи, и необходимую, и параллельно воспринимаемую лишнюю звуковую и зрительную информацию.

Чем же помочь своему ребенку?

Первое, это не надо нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий – при чрезмерности этих нагрузок, вся информация не сможет эффективно усвоиться и вместо пользы только навредит. Подросток будет расстроен тем, что не может воспринимать и запоминать все, что ему дается, и это будет приводить к неврозам, которые сами по себе снижают память.

Оградите по возможности его от просмотра телевизора, сидения за компьютером и агрессивных компьютерных игр, перевозбуждающих нервную систему. Обеспечьте его активным отдыхом, запищите на спортивную секцию – смена сфер деятельности, чередование умственной и физической нагрузок, благотворно влияет на работу нервной системы. старайтесь следить за его питанием – не допускайте как переедания, так и голодания – особенно этим грешат девушки, заботясь о фигуре. питание должно быть богато витаминами и минералами, в нем должны быть мясо и овощи-фрукты. в периоды интенсивных нагрузок полезны будут метаболические комплексы (элькар, лемонтар, глицин) и витаминно-минеральные препараты, подходящие по возрасту.

Улучшение памяти и работы мозга

Попробуйте сосредоточиться на чем-то одном. Если вы сидите на лекции не отвлекайтесь от человека, который читает лекцию, не разговаривайте с друзьями, если даже вы их давно не видели, не переписывайтесь по телефону, не отвлекайтесь ни куда. Вечером в спокойной обстановке или по пути домой постарайтесь вспомнить и восстановить в памяти всю лекцию до мелочей, вспомните жесты или хождение преподавателя, о чем он рассказывал, одежду, которая была на нем

Для работы мозга очень важно правильное питание. Старайтесь избегать перекусов на ходу и не питайтесь фастфудами это вредно для работы мозга

Включите в свое правильное питание, следующие продукты: овощи, фрукты, мед, сухофрукты, молочные продукты, орехи, зелень. Не перенапрягайте свой мозг. Если вы почувствовали усталость не надо перенапрягать себя, дайте возможность отдохнуть своему организму. Усталый человек плохо воспринимает информацию или не воспринимает ее вообще. Загружайте свой мозг только полезной информацией. Лишнюю и ненужную информацию постарайтесь откидывать не зацикливайтесь на ней, надо уметь фильтровать информацию, которая вам поступает. Не нужная информация только засоряет ваш мозг. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Активные прогулки на свежем воздухе, лучше за городом на природе нужны для правильной работы мозга, это могут быть различные виды спорта или просто активный отдых. Активные игры на свежем воздухе залог правильной работы вашего мозга и организма в целом. Занимайтесь развитием памяти и внимания с помощью специально разработанных упражнений по улучшению памяти и внимания для взрослых и детей.

Внимательность и память в современном мире

Говорить о развитии памяти у подростков — очень важно.

Информации настолько много, что главный вопрос в том, как запомнить именно нужно то, что нужно.

Взрослым людям активные подростки, которые успевают повсюду и держат в своей голове тонны порой ненужных им знаний, кажутся роботами с не одним десятком террабайтов встроенной памяти. А для детей мамы, которые помнят обо всех делах, которые нужно сделать за один выходной, кажутся тоже сверхлюдьми.

Но эти случаи скорее исключения из правил современной жизни.

Зачем всё помнить, если есть телефон?

Под рукой всегда есть какой-то гаджет, в который удобно всё что придёт в голову. Значит, использовать собственную «встроенную память» не так нужно.

Общие правила перевозки и установки холодильника

Приобретая новый холодильник, важно перевозить его в специально оборудованном транспорте в вертикальном положении. Это необходимо для того, чтобы фреон, являющийся основным хладагентом техники, не утратил своих свойств. Поэтому следует воспользоваться услугами профессиональных перевозчиков, или доверить его транспортировку магазину-продавцу.

Предлагаем ознакомиться Как убрать царапины с холодильника стального цвета

Устанавливать холодильник категорически не рекомендовано:

  • в непосредственной близости к батарее, окну – рефрижератор будет перегреваться во время работы. Что негативно скажется на его рабочих свойствах;
  • возле плиты – повышается риск возникновения пожара;
  • установка холодильника с раковиной опасна для человеческой жизни. Рефрижератор работает от электричества, которое нельзя совмещать с водой.

Оптимальным решением для кухни будет отделение холодильника от плиты и раковины одной рабочей тумбой.

После того, как вы распаковали и помыли устройство, возникают вопросы: что делать дальше, как подключить холодильник? Сначала нужно выбрать подходящее место для установки. Даже если кухня маленькая, нельзя подключать прибор рядом с другой техникой или мебелью.

Когда происходит охлаждение воздуха в холодильной камере, компрессор сильно нагревается. Стенкам оборудования необходима свободная циркуляция воздуха. Если кухонный гарнитур или техника будут этому препятствовать, эффективность работы холодильного шкафа существенно снизится.

Как отрегулировать ножки холодильника атлант — Ваша техника

Нежелательно ставить прибор рядом с электрической или газовой плитой, а также батареями отопления, так как это станет причиной перегрева холодильника. Если поставить в другое место все-таки не получится, устанавливают барьер для защиты, например, из фанеры, покрытой фольгой.

Перед установкой следят, чтобы оборудование находилось подальше от естественных заземлителей, так как это тоже повлияет на эффективность работы холодильника. Или, в крайнем случае, ограждают устройства с заземлением решеткой из дерева.

На маленькой кухне многие пытаются сэкономить пространство, встраивая холодильное оборудование в мебель. Это можно сделать при наличии зазоров. Существуют холодильники, в которых вентилятор и компрессор расположены внизу. Такие приборы можно поставить впритык к стенам.

Новый холодильник

Настройка холодильника

Подростковые особенности внимания, памяти и мышления

Если раньше ребенок всё запоминал больше механически, то теперь ситуация меняется. Мышление подростка развивается очень быстро. К возрасту 13 лет он хорошо мыслит логически, умеет строить гипотезы, уверенно использует абстрактные понятия. Полностью становление этих психических процессов завершается к 16 годам.

У подростка преобладает логическая, смысловая память. Так же она становится более произвольной. А механическая память напротив, снижается.

Это может быть непривычно для ребёнка. Ведь раньше было по-другому. Всё запоминалось будто «само собой» или он «зубрил» и было отлично. Говоря простыми словами — теперь для того, чтобы запомнить информацию, ему нужно захотеть это сделать и понять смысл.

Большая проблема в том, что в школах часто делается упор именно на зубрёжку. Дети чаще пользуются механической памятью. Отсюда большое количество жалоб на плохую память подростков.

Внимание подростка тоже выходит на совершенно новый уровень. В этом возрасте школьники способны сознательно концентрироваться на неинтересном задании. Могут — не значит делают. Тут речь идёт именно о физических способностях. А другая особенность подростков — эмоциональность, впечатлительность, не дают на долго сконцентрироваться на неинтересном объекте.

Если у подростка резко ухудшилась память, стоит обратиться к врачу.

Методики восстановления памяти

Что делать, если у ребенка плохая память и внимание подсказывают профильные специалисты: детские психолог и невролог. Возможно придётся провести полноценное комплексное обследование и назначить терапевтическое лечение. Как правило, назначение включает комплекс витаминов и лекарства, улучшающие мозговое кровообращение — ноотропы. Рекомендуется пройти курсовое лечение у психолога, цель таких занятий — заставить ребенка поверить в свои силы и убрать тревожность и страхи.

В школе после начальных классов резко увеличивается учебная нагрузка. Нередки случаи жалоб учеников средних классов на сложности с запоминанием, частые головные боли, быструю утомляемость. Дети рассеянны на уроках, невнимательны, снижается успеваемость. Что делать, если у ребенка 10 лет плохая память зависит от причины проблемы. Часто он кроется в неготовности мозга к новым нагрузкам.

В таких случаях родителям рекомендуется проверить в течение нескольких дней распределение времени своего ребенка. Хронометраж даст картину затрат времени на кружки, спортивные секции, компьютерные игры, собственно отдых. Дети, как и взрослые, обязаны отдыхать, чтобы успеть восстановить силы. При дефиците времени на отдых и коротком сне мозг не успевает отдохнуть, и в итоге школьник не может сконцентрироваться, он рассеян, появляются проблемы с памятью.

Чтобы исправить ситуацию, родители обязаны упорядочить рабочий день ребенка, следует помочь с выполнением особо сложных заданий. Особое внимание рекомендуется уделить усиленному полноценному питанию. Обязательно увеличить в дневном рационе употребление рыбы, мясных продуктов, фруктов. По возможности добавить чернику, она активизирует работу мозга.

Необходимо помнить, что регулярные упражнения по развитию памяти помогают восстановить ее функции. Мозг следует тренировать регулярно с самых пеленок, даже во взрослом состоянии регулярные занятия позволяют значительно развить качество памяти.

Рекомендации психологов и логопедов включают чтение сказок самым маленьким, предпочтение сказкам с частыми повторами, они легче запоминаются, здесь развивается слуховая память. Когда малыш взрослеет и может повторять сам стихи и маленькие отрывки, следует увеличивать количество текстов для заучивания.

Что делать, если ребенок плохо запоминает стихи, подскажет детский психолог. Мотивация к успеху при прочтении выученных наизусть стихов и сказок дает толчок и стимул к развитию смысловой и образной памяти. Следует как можно больше уделять времени малышу, он не должен оставаться сам, только в общении, в игровых ситуациях, в непрерывных «почему» идет развитие мозга, и увеличивается количество связей между нейронами.

Рекомендуется метод Монтессори в играх с детьми: после игры с определенным количеством предметов незаметно следует забрать один из предметов. Малыш должен сам без подсказки определить, какого предмета не хватает. Такая игра развивает наблюдательность и очень полезна.

Игра «Где и как лежит» поможет развить мышление и логическую память ребенка. Для такой игры рекомендуется собрать мелкие предметы из разных помещений квартиры в один ящик (пакет). Ребенок достает предметы друг за другом и комментирует местонахождение вещи в квартире, потом он относит на место все предметы. Или тренироваться с помощью подобных заданий:

Для развития ассоциативной памяти следует во время разговора с ребенком обратить внимание на мелкие детали, например, запах и яркий цвет цветов на клумбе, детали одежды у прохожих, формы облаков перед дождем. Ассоциативная память способствует запоминанию образов различных событий и явлений.

Как заниматься развитием памяти и улучшать память?

Вывод один — память школьника имеет много возможностей. Осталось правильно их использовать.

Вот несколько советов:

Альтернативные способы запоминания.

Например, мнемотехника — создание ассоциативных образов для лучшего запоминания объектов.

Обучение структурированию информации.

Таких, как создание «интеллектуальных карт» или других.

Правильное питание и здоровый образ жизни.

Это залог здоровья и развития мозга.

Повышение мотивации и осознанности.

Нужно что-то запомнить? Начни с того, чтобы понять «зачем?»

Хобби.

Нужно, чтобы подростку было чем заняться помимо учебы. Это смена деятельности и ведущего типа мышления. Спорт, творческие занятия, альтернативное обучение — всё, где придётся мыслить иначе.

Тренировки мозга на практике

Решение головоломок

Это — отличный способ быстро концентрироваться. Если решать головоломки на время, можно научиться справляться с поставленной задачей в максимально сжатые сроки.

Цветные слова

Наверняка многие видели картинку, где цвет слов не совпадает с их окраской — слово желтый написано красным цветом. Задача – как можно быстрее назвать цвет слов. Это упражнение направлено на развитие внимательности и считается одним из самых эффективных.

Алогичная цепочка

Написано 20 слов. За 1,5 минуты запомнить максимальное количество слов и воспроизвести их по порядку. Слова между собой абсолютно никак не связаны. Чем выше ваш результат, тем лучше память. При регулярных тренировках результат налицо.

Наизусть

Простой, но работающий метод. Стихи, песни, сюда же, пересказы книг и фильмов. Память скажет вам «спасибо». И будет возможность блеснуть своими знаниями практически при любой жизненной ситуацией.

Кстати, можно эти тренировки сделать хорошими семейными традициями и развиваться вместе! Так тренировки памяти станут проще проще и веселее!

Курсы по развитию памяти в центре К.О.Т.

Занятия дома — полезны и эффективны. Однако, не единственный. В тренинговом центре К.О.Т. разработан специальный курс «Развиваем внимание и память». Программа учитывает все особенности мышления подростков.

Обязательная и очень важная часть программы — диагностика.

У каждого человека есть тип памяти, который развит в Большей степени. И при тренировке запоминания стоит учитывать это. Конечно, работать стоит со всеми его типами, но, если делать акцент на сильные стороны, эффект всегда будет лучше.

Плохая память: причины, коррекция, лечение. Различие в провалах памяти у детей и взрослых

В человеческом организме много удивительных загадок, которые не так-то просто понять с первого раза, и память одна из них. Запоминание информации – это одна из возможностей нервной системы. Все это собирается на невидимых полочках нашего мозга, и, при необходимости, информацию можно извлекать и пользоваться. Без памяти человек не сможет вести нормальную социальную жизнь. Любое нарушение в этой области может повлечь за собой череду серьезных последствий. От проблем с памятью страдает не только сам человек, но и окружающие близкие люди. Это далеко не единственная проблема, которую несет плохая память, причины недуга могут быть самыми разными.

У подростка ухудшилась память

Память — очень важная функция человеческого мозга. Для нее характерно сохранение, воспроизведение и использование информации при первой необходимости. Ухудшение памяти

может возникнуть при самых разных обстоятельствах. От подобного явления не застрахован в жизни никто. Иногда память ухудшается и по причине инфекционных заболеваний, но об этом чуть позже. Чаще всего плохая память встречается у людей старшего возраста по причине возрастных изменений в организме, но встречается в последнее время и
ухудшение памяти у подростков.

Провалы памяти у детей и взрослых

У явления «плохая память» причины могут быть самые разнообразные. В случае, если малыш рождается с отсталостью, его память будет крайне слабой, это значит, что к серьезному обучению такой человек не будет готов и во взрослой жизни. Детская психика больше восприимчива к внешним и внутренним проблемам, это значит, что стрессов малышу не избежать.

Взрослые причины плохой памяти крайне редко встречаются у детей, эти патологические состояния приобретаются лишь по мере взросления.

Причины плохой памяти детей:

  • Жизнь в постоянном стрессе (неблагополучные условия жизни, проблемы в школе, с ровесниками во дворе);
  • Врожденные заболевания (синдром Дауна);
  • Зрение ниже нормы;
  • Анемия и авитаминоз;
  • Рак мозга;
  • Астения;
  • Расстройства психики;
  • Частые болезни, провоцируемые вирусами;
  • Отравление организма алкоголем или наркотиками;
  • Травмы черепа.

Взрослые страдают плохой памятью в следствие приобретенных недугов:

  • Вертебробазилярная недостаточность;
  • Стрессы, хроническая усталость в эмоциональном плане;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нарушения в плане метаболизма;
  • Атеросклероз;
  • Дисбаланс гормонального фона;
  • Острое нарушение кровообращения в сосудах мозга;
  • Болезнь Альцгеймера;
  • Дисциркуляторная энцефалопатия;
  • Депрессия, шизофрения;
  • Остеохондроз.

Рассеяность у подростка

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

хм. дети зачастую копируют те чувства, которые мы им несем своим монологом. Они делают это бессознательно (считывают интонацию, жесты не осознавая этого). Если не сложно, приведите здесь пример вашего диалога с сыном. Максимально дословно по возможности.

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

Психолог, Детский психолог — г. Пермь

он сам что говорит о своем профессиональном самоопределении? Со спортом хочет будущую жизнь связать?

ВАЖНО! Очень важно в диалогах с детьми перейти с «Ты-позиции», на «Я — позицию». Увидеть его чувства, не только свои( Вы совершенно очевидно переживаете за его будущее), но увидеть, что ему может быть просто неинтересно, скучно, возможно, нет понимания зачем это надо. «Я-позиция» выглядит следующим образом: «Я вижу, что школа тебе надоела. Я вижу, что ты устал. (принимаете его чувства, встаете на его сторону). Сам, когда учился в школе, сталкивался с этим. Да и все устают. Но также мы вместе понимаем, что учиться необходимо. Зачем? Спросить зачем ему это? Добиться не шаблонных фраз, а того, что он считает важным взять от школы. Мы с тобой не можем изменить ситуацию, но можно попробовать изменить свое отношение. Как мы можем этого добиться? Что ты можешь сделать конкретно сейчас, чтобы оценки стали лучше? Чем я могу тебе помочь? Примерно в таком русле диалог должен быть.

Как развивать память у подростков: превращаем проблемы в возможности

Автор: Юрий Окунев

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Поговорим сегодня о том, как развивать память у подростков? Как преодолеть проблемы пубертатного периода и превратить сплошные минусы в безусловные плюсы?

Это всего лишь подросток

Вы помните себя в 14 лет? Хулиганистые песни под гитару, вконец расстроенную и с порванной струной, во все горло, а рядом старый обшарпанный магнитофончик, не умолкающий ни на секунду?

Кто-то вспомнит свой первый мопед или мотоцикл, кто-то – коллекцию бейсболок футбольных команд, а кто-то – первую затяжку папиросы «Беломор», насмешливо протянутой рукою старшего товарища: «Куришь? – Курю!»

В подростковом возрасте все подчинено одной-единственной цели – свято блюсти свою независимость. И пусть суждения о мире еще неопытно-зеленые, окрашенные в призрачно-мечтательные тона из детских потрепанных книжек. Зато – какое наслаждение – ощущать себя взрослым и умным!

Взрыв деятельности мозга

По выводам психологов, в возрасте, который начинается, как правило, в 12 лет, совершается самый мощный скачок в развитии памяти. Причем упор идет на логическую память произвольного характера.

Логическая память опирается в первую очередь на осмысливание материала, установку связей между ключевыми понятиями.

Заканчивается этот рост памяти в 16 лет. К этому времени подросток уже может запоминать довольно большие объемы информации, подолгу удерживать внимание на одном и том же объекте. Мышление тинейджера становится цепким и последовательным, он может сам делать выводы, используя уже имеющиеся знания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: