Конформизм: что это такое, причины, виды и проявления

Конформность (сообразность) – это склонность человека к определенному поведению, когда ввиду реального или надуманного влияния происходит трансформация убеждений. У таких людей доминирует желание «быть как все», они считаются ведомыми и их называют конформистами.

Термин и его производные фигурируют в социальной психологии, связываются с воздействием группы на человека. Стремление соответствовать ожиданиям окружающих выступает ключевым моментом конформного поведения. Само понятие базируется на идее конформизма, в основе которой лежит конкретная установка к действиям, навязанная обществом.

При этом нельзя говорить, что такая податливость выступает исключительно отрицательной чертой. Заявляет о себе конформность в моменты усвоения человеком правил и норм, присущих обществу. Когда же ведомое поведение становится доминирующей чертой, доходя до крайностей, таким людям предписывается конформный тип личности. Не перерождаясь в психопатию, такая заостренная черта способна доставлять конформистам и окружающим их людям проблемы, потому может потребоваться коррекции состояния.

Виды конформности[ | ]

Традиционно выделяют два вида конформности:

  • Внутренняя
    , связанная с реальным пересмотром человеком своих позиций, взглядов (сравнимая с самоцензурой).
  • Внешняя
    , связанная с избеганием того, чтобы на внешнем, поведенческом уровне противопоставлять себя сообществу.[7] В таком случае внутреннего принятия мнения, позиции не происходит. По сути, именно на внешнем, поведенческом, а не на личностном уровне и проявляется конформизм.

Есть и другие классификации видов конформности. Герберт Кельман выделил три уровня конформного поведения, качественно отличающихся друг от друга, — подчинение, идентификация, интернализация:

  • Подчинение
    предполагает лишь внешнее принятие влияния, продолжительность его ограничивается ситуацией присутствия источника влияния, мнение же остаётся собственным.
  • Идентификация
    имеет две разновидности: классическая и идентификация в форме реципрокно-ролевого отношения. При классической идентификации индивид стремится уподобиться агенту влияния из-за испытываемой к нему симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт.
  • При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждёт от другого определённого поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров). Мнения, принятые через идентификацию, не интегрированы с ценностной системой личности, а скорее изолированы от неё. Такая интеграция характерна для третьего уровня принятия социального влияния — интернализации.
  • Интернализация
    предполагает совпадение (частичное или полное) мнений, высказываемых отдельным лицом или группой, с системой ценностей данной конкретной личности. Благодаря действию процесса интернализации поведение члена группы становится относительно независимым от внешних условий.[8]
  • Ещё одна попытка выделения различных видов принадлежит Г. Сонгу с коллегами. Они разделяют конформность на рациональную и иррациональную:

    • Рациональная
      конформность предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными суждениями, рассуждениями. Она проявляется в результате влияния, оказываемого поведением или отношением другого человека, и включает в себя соответствие (abidance), согласие (compliance) и послушание (obedience).
    • Иррациональная
      конформность, или стадное поведение, — это поведение, которое субъект проявляет, находясь под воздействием интуитивных, инстинктивных процессов в результате влияния чужого поведения или отношения.[9]

    Как выражается склонность к конформизму

    Кроме характерных личностных черт, которые становятся базой для формирования ведомо-зависимого поведения, дополнительно выносятся:

    • быстрая смена мнения и жизненных позиций ввиду природной внушаемости;
    • уступчивость;
    • желание быть как все, отсутствие стремления к уникальности и возможному саморазвитию;
    • желание быть всегда хорошим для окружения.

    Характерным примером конформного поведения выступает общество азиатских стран, в частности Японии. В стране восходящего солнца каждый человек является условной частью единого механизма. Строгое соответствие существующим правилам и нормам, «жизнь по образцу» доминируют, личностные особенности отходят на второй план. Если индивид каким-либо образом начинает выделяться из толпы, он становится «белой вороной» и изгоем. Страх лишиться своего места в обществе порождает конформность.

    Возможная коррекция

    Люди с конформным типом личности редко попадают в специализированные учреждения, становятся на учет в диспансерах. Это возможно при наличии выраженного девиантного поведения. Опасность ведомости заключается не только во внутреннем дискомфорте. Дополнительной угрозой выступает возможность попадания под негативное влияние асоциальной группы.

    Конформисты редко становятся активными участниками правонарушений за счет их внутренних страхов и пассивности. Однако склонность к повторению поведения группы может фигурировать в рамках развития зависимостей (от лекарств, наркотиков), суицидальных попыток, рискованного поведения.

    Роль конформности[ | ]

    Философ-неофрейдист Эрих Фромм уделил большое внимание тому, что он назвал автоматизирующей

    ролью конформизма (англ. automation conformity). Конформизм, по его мнению, является широко распространённой в современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие и каким они его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я».[10]

    Психокоррекционное воздействие

    Психотерапевтическая работа с конформными личностями строится как на индивидуальном, так и на групповом подходе.

    Консультирование включает выявление внутренних причин ведомости, а также коррекцию дополнительных состояний. В индивидуальном порядке для сбора информации могут использоваться опросники и методики, в том числе и связанные с творческим началом. Распространенным вариантом является когнитивно-поведенческий подход, в рамках которого происходит постепенная трансформация поведения и мыслей.

    Основной задачей является необходимость научить конформную личность думать и действовать самостоятельно. Выработка адекватной самооценки, готовности нести ответственность также являются первостепенными целями.

    Особую роль играют групповые занятия и тренинги. Внимание может уделяться личностному росту, борьбе с фобиями, снятию внутренних блоков и разрешению присутствующих в сознании конфликтов. Наиболее востребованными считаются тренинги коммуникативного типа. В рамках них происходит научение индивида определенным вариантам взаимодействия с окружающими людьми, формирование активной жизненной позиции.

    Наличие склонности к конформизму способно помочь человеку адаптироваться в новом обществе, уяснить определенные социальные стандарты. Однако в ситуации, когда данное состояние начинает приобретать чрезмерную выраженность, есть смысл критично оценить состояние и по необходимости обратиться за поддержкой и помощью к специалисту. Нужно помнить, что чрезмерная зависимость и внушаемость могут принять отрицательную окраску и привести к негативным последствиям.

    Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

    Факторы, влияющие на конформность[ | ]

    Проявление конформности обуславливается множеством факторов. Часть из них были исследованы экспериментально, например Соломоном Ашем.[7] Выделяются следующие факторы:

    • индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее);
    • микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее);
    • ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее);
    • половозрастные характеристики индивида;[11][7]
    • культурные особенности (в культурах Запада, например — в США, Англии, Италии, с их акцентом на самовыражение и отстаивание своего мнения конформность обычно ассоциируется с покорностью и уступчивостью и считается однозначно отрицательным явлением; а в культурах, где высоко ценится гармония межличностных отношений, например — в Японии и Китае, податливость мнению большинства может интерпретироваться как тактичность и социальная сензитивность, как в высшей степени положительное и желательное явление, социальная ценность и норма[12]).

    Конформность и нонконформизм[ | ]

    Основная статья: Нонконформизм

    Интуитивно конформизму (как поведенческому уровню проявления конформности) часто противопоставляется реакция нонконформизма, или негативизма, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «Нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.[7][13][14]

    Феномен коллективистического самоопределения личности

    исследовал А. В. Петровский. В ходе его исследований было показано, что альтернативой конформизму выступает не нонконформизм (его искажённая форма), а
    коллективизм
    , то есть поведение, основанное не на неосознаваемом подчинении чужому влиянию, а на самоопределении человека, на своеобразной фильтрации воздействия коллектива. При осуществлении коллективистического самоопределения личности человек отвергает воздействие, которое ему не подходит, и принимает то мнение или поведение других членов коллектива, которое считает нужным, в зависимости от множества факторов (собственных оценок, убеждений, идеалов).[15]

    Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.[7]

    Причины появления

    Особую склонность к конформному поведению и конформизму зачастую проявляют женщины и подростки. Сильно выраженная конформность также может фигурировать в поведении пожилых людей. Однако любой человек, от природы наделенный слабым характером, податливостью, способен попадать под стороннее влияние.

    Основания для того, чтобы подобная ведомость проявлялась сильно, постепенно заостряясь и принимая образ конформного типа, можно условно разделить на внешние и внутренние.

    Внешние причины

    К внешним факторам, провоцирующим конформность, следует относить многочисленность и силу группы, оказывающей давление. Действия со стороны окружения могут быть прямыми или завуалированными, направляясь на коррекцию взглядов и действий человека. В ситуации, когда в созданной группе доминирует необходимость «удержать» расходящегося первоначально с ней во мнении человека, оказываемое влияние может проявляться очень ощутимо.

    Податливость также нередко фигурирует как способ разрешения назревающего или присутствующего конфликта. Конформизм выступает максимально удобным и простым способом, который помогает избежать негативных последствий «столкновения» группы и личности.

    Дополнительно следует выделить и такое основание как информационное стороннее влияние. В его основе находится представление о том «идеальном поведении в группе или обществе», которое способно позволить достичь желаемых целей.

    Внутренние основания

    Несмотря на то, с какой силой оказывается воздействие, оно не способно принести результатов, если у человека не будет склонности к конформному поведению, заложенной с детства. Либо не будут отмечаться отдельные личностные черты и внутренние проблемы, подталкивающие к податливости.

    Причинами, ввиду которых человек может стать конформистом, являются:

    • внутренние конфликты, имеющиеся опасения; страх выделиться, привлечь к себе стороннее внимание, столкнуться с сильным негативом со стороны других людей;
    • пассивность, сосуществующая вместе с желанием избегать кризисных ситуаций и перемен в жизни; для конформистов крайне тяжело менять привычную обстановку, налаживать контакт с кем-то новым;
    • низкая самооценка, боязнь ошибиться и столкнуться с критикой, нежелание брать на себя ответственность, отсутствие самостоятельности, «взращенная» с детства зависимость от окружения;
    • тревожность, мнительность, неспособность совершать выбор, уступчивость;
    • неуверенность, желание всегда следовать за кем-либо (иметь авторитет);
    • отсутствие развитой воли, желание одобрения, замкнутость и страх публичности, болезненная зависимость от общения и контактов с людьми;
    • отсутствие лидерских качеств.

    В ряде случаев присутствующий социальный статус человека-конформиста, его отношение к группе и взаимодействие внутри группы, а также уровень интеллекта, наличие ригидного мышления становятся основаниями для развития склонности к ведомому поведению.
    В подростковом возрасте особенно ярко проявляет себя конформный тип личности, если ребенок попадает в неблагоприятную обстановку, связывается с «дурной компанией» или становится частью неформальных молодежных субкультур и движений.

    Примечания[ | ]

    1. Аронсон Э.
      Общественное животное. Введение в социальную психологию. — изд. 7. — М., 1998. — 517 с.
    2. 12Андреева Г. М.
      Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп.. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
    3. 12
      Конформность // Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. — 4-е издание, расширенное. — Москва: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-055694-6, ISBN 978-5-9713-9307-8, ISBN 978-5-93878-662-2.
    4. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. — 4-е издание. — Москва: Политиздат, 1981. — 448 с. — 500 000 экз.
    5. Н. И. Семечкин.
      Словарь ключевых понятий // Социальная психология на рубеже веков. Истории, теория, исследования. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. — Т. 1. — 159 с. (недоступная ссылка)
    6. Словарь по истории психологии. — 2007. (недоступная ссылка)
    7. 123456Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.
      Конформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2. (недоступная ссылка)
    8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М.
      Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.
    9. Song G., Ma Q., Wu F., Li L.
      The Psychological Explanation of Conformity // Social Behavior & Personality: an International Journal. — 2012. — № 40. Issue 8. — С. 1365—1372.
    10. Фромм, Эрих.
      Механизмы «бегства» // Бегство от свободы = Escape from Freedom. — АСТ, 2011. — 288 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-065381-2, ISBN 978-5-271-34452-7. Архивная копия от 26 октября 2011 на Wayback Machine
    11. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. — 4-е издание. — Москва: Политиздат, 1981. — 448 с. — 500 000 экз.
    12. Стефаненко Т. Г.
      Этнопсихология: Учебник для вузов. — 3-е изд., испр. и доп.. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 368 с.
    13. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.
      Нонконформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2. (недоступная ссылка)
    14. Нонконформизм // Социальная психология. Словарь / Под редакцией М. Ю. Кондратьева; Редактор-составитель Л. А. Карпенко; Под общей редакцией А. В. Петровского. — Пер Сэ, Речь, 2006. — Т. 2. — 175 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь). — ISBN 5-9292-0141-2, ISBN 592680339X. (недоступная ссылка)
    15. Петровский А. В.
      Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: