Вегетососудистая дистония: симптомы и лечение ВСД у взрослых и детей


Лучшие ответы

Т@ТЬЯН@: Резидуальная церебральная органическая недостаточность Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога – резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН) , РЦОН – остаточные явления от поражения нервной системы в младенческом возрасте, которая известна родителям как ППЦНС. При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.
В общий диагноз РЦОН входят: Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо) , электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге) , витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления) , изредка требуется назначение мочегонных средств.

Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.

Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.

Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.

Roman Lvov: Туссин +!

Медик Сити: это последствия нарушений — негативных воздействий на центральную нервную систему. Речь о ребенке, да? Смотря в чем проявляется. В принципе ничего страшного, но ребенка нужно поддерживать и следить за его образом жизни: раздражительность, приступы головной боли, слабости, небольшие проблемы с речью или координацией движений — все это наверно пройдет при грамотном подходе специалистов и родителей, но само по себе неприятно

Причины ВСД

Вегетодистония появляется, когда начинают некорректно работать сосуды и нервная система, одновременно сильно реагируя на раздражители. Врачи не могут обозначить истинные причины ВСД, но выделяют провоцирующие факторы заболевания. Отмечено, что дистония часто появляется вследствие стрессов, неумения человека показывать свои переживания. Состояние значительно ухудшается при наличии вредных привычек, отсутствии физической закалки.

Девушка сидит за ноутбуком с чашкой

Ответы знатоков

Ирина Кобзарь: В общий диагноз РЦОН входят: Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо) , электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге) , витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления) , изредка требуется назначение мочегонных средств.

Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.

Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.

Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.

В дошкольном возрасте диагноз гиперактивность. ставится редко в силу того, что гиперактивность крайне трудно отличить от свойственной малышам высокой подвижности. Поэтому с жалобами на чрезмерную активность чаще обращаются в школьные годы, когда неуемная энергия ребенка начинает создавать проблемы ему и окружающим.

о может послужить поводом для обращения к неврологу? Школьник не может сосредоточиться, чтобы прочитать абзац, очень легко отвлекается (увидел в окне птичку и побежал на нее смотреть, забыв про домашнее задание) . Ребенок не может высидеть 45 минут урока, невнимателен, рассеян. Иногда создается ощущение, что он не слышит обращенную к нему речь, поэтому взрослые вынуждены постоянно повторяться. Такие дети зачастую стремятся к формальному лидерству, но у них нет настоящих лидерских качеств, и они стараются достичь желаемого первенства кулаками, из-за чего в школе автоматически зачисляются учителями в ранг хулиганов.

Наталья: Резидуальная церебральная органическая недостаточность — последствия поражений нервной системы во внутриутробном или раннем детском возрасте. Причины могут быть различные — инфекция, травмы и прочее. Так же — различными могут быть и проявления. Хотите подробнее — читайте:

Источник: dom-voprosov.ru

Диагностика ВСД

Если у человека имеются вышеперечисленные симптомы нервной болезни, врач обязательно назначит комплексное обследование, чтобы исключить соматическое заболевание. Кроме этого, может быть рекомендована консультация у невролога, психиатра и других специалистов. Для диагностики вегетососудистой дистонии назначается:

  • расшифровка анализов крови, мочи;
  • томография;
  • УЗИ внутренних органов, ЭКГ;
  • специальные методики для определения вегетативного тонуса;
  • разные дыхательные тесты;
  • электроэнцефалографию.

Сущность и этиология РЦН

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.

Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто. Ребенку понадобится нет только врачебная помощь, но и поддержка со стороны родителей, педагогов, психолога.

Симптомы и признаки нейроциркуляторной астении

При кардиальном варианте беспокоит ноющая, колющая, жгучая или распирающая боль в области верхушки сердца, реже — парастернально и за грудиной, которая может мигрировать, но иррадиация не характерна. Чаще боль слабая или умеренная, мгновенная «прокалывающая», но может быть и длительная монотонная. Седативные средства снимают боль. Характерны тахикардия, сердцебиение, чувство пульсации сосудов шеи.

Гипертензивный тип заболевания проявляется повышением АД, которое обычно не превышает пограничных цифр (140-150/90-95 мм рт. ст). АД может быть лабильным. Последующей связи с гипертонической болезнью не выявлено.

Гипотензивную форму диагностируют по снижению АД. Астенический синдром проявляется снижением физической работоспособности, слабостью, повышенной утомляемостью.

Возникают респираторные расстройства в виде учащения дыхания, у некоторых пациентов глубокие «тоскливые» вздохи или чувство «комка» в горле. Плохое самочувствие в душных помещениях, транспорте, потребность открывать окна. У части больных нарушения терморегуляции: повышение температуры до 37,2—37,5°С, температурная асимметрия, ее лабильность в течение суток.

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.

Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

Что такое ВСД

Нередко людей, страдающих функциональными расстройствами нервной системы, называют мнимыми больными. Они могут испытывать ужасные ощущения, но при этом обследование показывает исправное функционирование всех органов и систем. Причина кроется в серьезных расстройствах вегетативной нервной системы, возникающих при воздействии определенных факторов. Что означает диагноз ВСД, и представляет ли болезнь опасность? Без лечения у человека развиваются серьезные последствия, к примеру, бронхиальная астма, ишемия сердца. Избавиться от заболевания можно только на время.

Последствия неконтролируемого развития патологии

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Из-за замедленного процесса овладения навыками речи ребенок будет испытывать сложности коммуникативного характера, а из-за отклонений в поведении ему будет непросто влиться в коллектив. Как результат, будут возникать ситуации-«провокаторы», склоняющие ребенка к депрессивным состояниям, замкнутости.

Симптомы

 В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. До 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.  Перечислим основные синдромы ПЭП.  Острый период:  * Синдром угнетения ЦНС.  * Коматозный синдром.  * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.  * Судорожный синдром.  * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.  Восстановительный период:  * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.  * Эпилептический синдром.  * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.  * Синдром вегето-висцеральных дисфункций.  * Синдром двигательных нарушений.  * Синдром задержки психомоторного развития.

Диагностика отклонения и современное лечение

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.

Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга. Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

Лечение

Заболевание требует комплексного подхода. Нужно помнить о том, что лечение при диагнозе невролога «РЦОН» — это длительный процесс, который может занимать несколько месяцев. Классическая схема терапии состоит из следующих пунктов:

  1. Прием медикаментозных средств (спазмолитиков, аминокислот, гепапротекторов, ноотропов, антигипоксантов).
  2. Витаминотерапия. Необходима для укрепления организма. Как правило, врачи назначают прием витаминов В11 и В6.
  3. Физиотерапия (транскраниальная микрополяризация).
  4. Массаж.
  5. Мануальная терапия.

Кроме того, положительной динамики возможно добиться, занимаясь плаванием.

Медикаментозное лечение

Участие родителей в лечении ребенка

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Также родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок расширял круг своего общения. С этой целью его можно записать в спортивную секцию или на какой-нибудь кружок. Так можно достичь сразу двух целей: внедрить ребенка в коллектив и дать ему возможность развивать свои таланты. При выборе рода деятельности необходимо учитывать пожелания и интересы ребенка.

Церебральная недостаточность, хотя и возникает из-за нарушений нервной системы, не является приговором для ребенка. Он будет вполне способен обучаться, общаться, делать карьеру и создавать семью в дальнейшем. Единственное условие для этого – своевременное лечение и глубокая вовлеченность родителей в этот процесс.

Источник: NeuroDoc.ru

Диагноз который ставится после визита к детскому неврологу. Данная патология может развиться в утробе матери.

РЦН у детей может развиться из-за отслоения плаценты, в следствии недоношенности, травмы черепа, из-за инфекции, сильного ушиба или сотрясения головного мозга, из-за иммунологической несовместимости матери и ребенка .

У немолодых рожениц вероятность рождения ребенка с данным диагнозом велик, на это еще может повлиять поведение матери во время беременности, и от ее нервного состояния в период вынашивания ребенка. Нежелательная беременность, попытка аборта, стрессовые ситуации могут привести к резидуально церебральной недостаточности .

Если не заниматься лечением ребенка, то можно запустить болезнь, и ее симптомы будут только усугубляться с возрастом, вплоть до формирования головного мозга у юношей — 25 лет, у девушек — 21 год.

РЦН проявляется следующими симптомами:

быстрая утомляемость ребенка, ему хочется отдыхать после школьных занятий, может возникать головная боль, которая утихает после отдыха; нервные тики, проявляющиеся в виде моргания, подергивания уголка губ, плеч, шмыгание носом; зависимость от погодных условий, укачивание в транспорте, мокрые и холодные конечности; высокое внутричерепное давление.

Чтобы полностью изучить картину, необходимо понаблюдать за поведением ребенка, оценить степень его активности, агрессивности. Диагноз РЦН ставится 8,6% детей. Здесь не идет различие по половому признаку. Если у ребенка присутствует заболевание нервно системы, ему потребуется помощь врача, родителей и педагогов.

Болезнь развивается в процессе формирования мозга, во время становления психики ребенка, развития поведенческих качеств. Симптоматика может разниться в зависимости от периода начала становления резидуальной церебральной недостаточности, в зависимости от локализации и масштабов повреждения головного мозга.

Во многих странах практикуют профилактические меры для предупреждения заболевания нервной системы, которые помогают снизить преступность среди подростков.

Еще к симптомам РЦН можно отнести: головокружение, плохой аппетит, эмоциональная неуравновешенность, галлюцинации, приступы ступора, растерянность. Нередко дети с подобным диагнозом впадают в депрессию. Такое состояние сопровождается агрессией, истериками, плачем без слез, сопровождающимся криками, причитания под нос.

Конечно же побороть данную болезнь не так то просто, потребуется комплексная работа с ребенком. Многое зависит от родителей, стоит запастись терпением, потому что предстоит не мало трудностей в процессе лечения нервных расстройств. Могут случаться приступы, во время которых идет усиленное потоотделение, может наблюдаться озноб, тошнота, возникает чувства жажды, судороги, повышение температуры тела.

Это потом выливается в такие диагнозы. Также перенесенные ранее заболевания и инфекции могут оставить после себя такой след (например, последствия менингита). Лечение резидуальной церебральной органической недостаточности в нашей стране проводится в любом возрасте.

Нужно вовремя выявлять нарушения развития головного мозга, и тогда останется надежда на полное выздоровление. Современная комплексная терапия поможет поправить психическое здоровье ребенка.

Комментарии родителей

Хочу поделится своей историей, может кому-то она будет полезна. У моего сына диагноз — моторная алалия, СДВГ и РЦОН. До 4 лет речи не было совсем, даже звукоподражания. С рождения он наблюдался одним из лучших неврологов Екатеринбурга. В 1,5 года я впервые обратила внимание на то, что он не говорит ни слова, на что врач сказала, не переживай это нормально до 3-х не лечим. Когда в 3 года речи не появилось (естественно), тут я забила тревогу и пошла к другому неврологу. Она то мне и сказала: «Где же вы голубушка были раньше, как минимум 1.5 года Вы потеряли». Слез было море, от обиды, злости и бессилия, что сама виновата, что не хватило ума сходить к другому специалисту, но я даже подумать не могла, что такой известный врач мог ошибиться. Спасибо огромное и низкий поклон Евсюковой Галине Михайловне, она меня буквально «встряхнула» и сказала куда идти и с чего начинать. Во-первых она мне сказала, что ЭТО уже не моя «вотчина», что это уже к психиатрам, так как не говорящих детей с СДВГ старше 3-х лет лучше и эффективней лечат именно они. Мы попали к замечательным специалистам и на сегодняшний день наш мальчик говорит фразовой речью, пусть аграматично, но говорит. Счастью нет предела. Что нам в этом помогло:

1. Медикаментозная терапия. 2. Психолого-педагогическая поддержка: • Занятия с логопедом-дефектологом 6 раз в неделю. • Занятия с нейропсихологом 2 раза в неделю (очень рекомендую для деток у которых СДВГ). • Арт-терапия и логоритмика 2 раза в неделю. • Лого сад. • Семейная психотерапия, так как пришлось поменять полностью свое мировоззрения и отношение к семье, ребенку и вообще. • Школа лего конструирования • Бассейн 2 раза в неделю. 3. ТКМП, амплипульс, массаж. 4. Биоаккустическая корреция голового мозга (БАК). Последний пункт хочу особенно отметить, для нас это было просто панацея. Именно после этой процедуры пошел огромный скачек в речи. За год мы прошли 3 курса и результат на лицо. Я просто безмерно благодарно той маме, которая мне подсказала год назад про эту процедуру. Но стоит отметить, что это не только результат БАКа, это все вместе выше сказанное. Главное девочки никогда не сдаваться и безгранично верить в возможности своего ребенка! Еще хотелось бы поделиться с Вами, что на базе СОКПБ филиала «Детство» ( ул. Индустрии 100а, приемный покой, зал психотерапии) каждый четверг, начиная с 28.07.16 в течении 3-х месяцев, с 15.00 — 17.00 будут проходить занятия для родителей «особенных» деток абсолютно БЕСПЛАТНО. Это уникальная возможность пообщаться не только со специалистами, но обменяться опытом с другими родителями.

Источник: 16434.maam.ru

Данный термин используется для обозначения патологии, имевшей место антенатально, перинатально и в первые 2 года жизни: антенатально и перинатально — как последствия частичной отслойки плаценты, выраженной недоношенности, асфиксии в родах и внутричерепной травмы; постнатально — это сепсис, церебральные осложнения инфекций, тяжелые ушибы и сотрясения головного мозга. Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже, употребляется конкретный термин вроде «остаточные явления менингита». В целом, резидуальная патология встречается у 8,5% детей с неврозами, без заметных различий по полу. Резидуальная патология и невропатия не связаны между собой и, скорее, представляют взаимоисключающие понятия. Однако они могут сочетаться, обычно на фоне недоношенности и наличия нескольких психомоторных расстройств одновременно.

Значение резидуальной церебральной патологии при неврозах состоит в дополнении их клинической картины церебрастеническим синдромом и более выраженным спектром поведенческих нарушений, главным образом повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Вместе с тем отсутствуют расторможенность и агрессивность, которые наряду с отсутствием чувства вины представили бы клиническую картину психопатоподобно измененного поведения.

В отличие от невропатии, на которую оказывает существенное влияние стресс матери во время беременности, при резидуальной органической патологии достоверно значимой оказывается нежеланность появления ребенка. О беременности узнают случайно, не следят за ней и нередко пытаются прервать ее. Риск органических повреждений также более высокий у позднородящих женщин.

Дизонтогенез

Общие закономерности психического дизонтогенеза раскрыты В. В. Ковалевым в рамках разрабатываемой им эволюционно-динамической концепции детской психиатрии (Ковалев В. В., 1981). Дизонтогенез может затрагивать разнообразные стороны развития, в том числе половое созревание (Лебединская К. С., 1973). Моделями дисгармонического психического развития являются невропатии и патологические развития личности — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы (Лебединский В. В., 1985). Проявления психического дизонтогенеза по типу дисгармонии формирования личности и парциальной задержки развития относятся к факторам психического риска первого порядка и встречаются у 30% городской популяции детей (Ковалев В. В., Козловская Г. В., 1980).

Дизонтогенез при неврозах — это прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических и физических функций. Встречаясь главным образом в первые годы жизни, неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов. Конституциональный фактор — это общность темпа развития с кем-либо из родителей или прародителей, которые, к примеру, также несколько позднее или раньше стали говорить или ходить. Неравномерность развития зависит и от темпа развития психических процессов и особенностей становления темперамента детей. Неравномерным будет становление темперамента у детей при наличии разных, особенно контрастных, темпераментов родителей. Вначале, как показывают наблюдения, может преобладать влияние холерического (или флегматического) темперамента одного из них, вызывая некоторое ускорение (или замедление) психического развития ребенка. В дальнейшем флегматический (или холерический) темперамент другого родителя способен несколько замедлить (или ускорить) темп развития, т. е. восстановить его до обычного, свойственного большинству детей. Темп развития может снова меняться в подростковом возрасте, когда у одних подростков нарастают подвижность, энергичность, стремительность и возбудимость, а у других усиливаются медлительность и заторможенность. Обычно только с окончанием подросткового возраста можно говорить об индивидуально стабильном типе темперамента.

По разработанной нами шкале — «опережение психического развития в первые годы жизни» — наблюдается тенденция к более высоким показателям, чем в норме, у детей, впоследствии заболевающих неврозами. В большей степени это заметно у детей с неврастенией. Другая шкала — «латентность — замедление раннего развития» — показывает меньшую выраженность по сравнению с нормой. Таким образом, обе шкалы независимо друг от друга подтверждают наличие некоторого опережения раннего развития у детей с неврозами. «Латентность развития» более свойственна детям, заболевающим неврозом страха.

Отдельно изучены такие показатели, как развитие речи, время начала ходьбы, рост. Раннее развитие речи отмечается у 28% мальчиков и 34% девочек; соответственно возрасту — у 57 и 56%; некоторое отставание — у 15 и 10%.

Опережение времени начала ходьбы выявлено у 38% мальчиков и 48% девочек; начало ходьбы в год — у 49 и 43%; некоторое отставание — у 13% мальчиков и 9% девочек.

Рост выше среднего имеют 27% мальчиков и 29% девочек: средний — 64 и 56%; ниже среднего — 9 и 15%. Таким образом, по приведенным показателям, опережение развития также преобладает над его задержкой.

При опережении речевого и общего психического развития относительно большее число мальчиков имеют холерический темперамент. При адекватном возрасту психическом развитии на первое место выходит сангвинический темперамент. При замедлении психического развития возрастает удельный вес флегматического темперамента, который, однако, не выражен чаще сангвинического. У девочек подобные соотношения не заметны. Таким образом, у мальчиков более выражена связь между темпом психического развития и темпераментом.

Темперамент

В классическом варианте темперамент — проявление темпа психических процессов (Стреляу Я., 1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982).

Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах (Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н. Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих (Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования — темпераменту (Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического, сангвинического и флегматического темперамента. Меланхолический темперамент объединен с флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик — сангвиник — флегматик». В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик — как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник — как среднее двух характеристик.

Данные о темпераменте 119 детей и подростков с неврозами получены при интервью с родителями и наблюдениях за спонтанной деятельностью детей в совместных играх. Получено следующее распределение холерического, сангвинического и флегматического темперамента: у мальчиков он встречается соответственно в 29—39 — 32%; у девочек — 17,5—50 — 32,5%. Обращает внимание отсутствие существенных отличий в типах темперамента у мальчиков. У девочек более заметно преобладает сангвинический темперамент, затем идет флегматический: наименее выражен холерический темперамент.

Оценка родителями темперамента 90 детей и подростков с неврозами в возрасте 7—15 лет сравнивалась с аналогичной оценкой у 282 школьников того же возраста в норме. Выраженность холерического темперамента одинакова при неврозах и в норме; сангвинический темперамент относительно чаще, а флегматический — реже встречается в норме. Уменьшение числа детей с сангвиническим темпераментом и увеличение с флегматическим темпераментом может быть известным отражением болезненной заторможенности у детей с неврозами.

Оценка родителями своего темперамента не показывает преобладания его крайних типов у матерей и отцов детей с неврозами.

Рассмотрим контраст темпераментов у родителей и детей (холерического, с одной, и флегматического — с другой стороны). Матери чаще находят свой темперамент и темперамент мальчиков контрастным, чем отцы, соответственно в 35 и 20%. У девочек, наоборот, отцы чаще считают свой темперамент с ними контрастным (44%), чем матери (21%). Следовательно, родитель противоположного с ребенком пола склонен чаще обнаруживать контраст в темпераментах, чем родитель того же пола.

При холерическом темпераменте наибольшим патогенным действием обладают чрезмерные ограничения со стороны родителей и других взрослых в семье. Происходит заострение возбудимости, активности и непоседливости этих детей, напоминающее гиперактивность. «Отсутствие тормозов», возбудимость и непоседливость проявляются в основном дома, в травмирующей обстановке. Постоянная стимуляция детей с флегматическим темпераментом оказывает тормозящий эффект. Они становятся инертными и вялыми, замедленными и «копушами». Холерический и флегматический темпераменты, таким образом, оказываются более чувствительными к издержкам отношения родителей. Но и сангвинический темперамент уязвим, если он представляет, как это нередко бывает у детей с неврозами, неустойчивое возрастное сочетание крайних типов темперамента родителей. Например, темперамент ребенка может напоминать в чем-то холерический темперамент одного и флегматический темперамент другого родителя. В этом случае патогенно значимыми будут как чрезмерные ограничения, так и избыточная стимуляция активности детей со стороны родителей.

Общей в рассмотренных ситуациях будет безуспешность попыток родителей «исправить» природный темперамент детей — попыток, оборачивающихся перенапряжением их психофизиологических возможностей и неврозом.

Источник: bookucheba.com

ВСД у взрослых

Как правило, дистония проявляется у человека еще в детском возрасте и остается с ним в дальнейшем. Вегетососудистая дистония у взрослых протекает болезненнее, тяжелее, потому что организм становится менее управляемым. Основные причины вегетативной болезни:

  • табакокурение;
  • чрезмерное употребление кофеина;
  • наркотики;
  • ятрогения;
  • плохая наследственность;
  • травмы, аллергические, вирусные заболевания;
  • злоупотребление алкоголем;
  • инфекции, к примеру, тонзиллогенная;
  • постоянные вибрации;
  • гиперинсоляция
  • частые стрессы, эмоциональное напряжение;
  • смена климата;
  • гормональные изменения в женском организме;
  • эндокринные заболевания;
  • опухоли, травмы головного мозга
  • заболевания ЦНС;
  • ионизирующее излучение.

Нейросенсорная тугоухость

Тугоухость является актуальной проблемой в отоларингологии. Более 2% населения земли страдают различными видами нарушения слуха, но, согласно статистическим данным, чаще всего диагностируется нейросенсорная тугоухость.

Что такое тугоухость

Тугоухость – это частичная утрата слуха, связанная с нарушением восприятия, дифференциации и понимания звуков.

Формы, виды и степени

Согласно международной классификации (МКБ 10), тугоухость классифицируют по различным критериям. Всего существует 3 типа тугоухости:

  1. Кондуктивная – нарушение слуха обусловлено нарушением проведения и усиления звуковых волн через внешнее и среднее к внутреннему уху.
  2. Нейросенсорная тугоухость (НСТ) – связана с поражением структур внутреннего уха, слухового анализатора или преддверно-улиткового нерва.
  3. Смешанная – сочетает особенности нейросенсорной и кондуктивной тугоухости.

В зависимости от течения, существуют:

  1. Острая тугоухость – характеризуется обратимыми изменениями в отделе слухового анализатора. Потеря слуха чаще всего односторонняя и длится не более 1-го месяца.
  2. Внезапная тугоухость – развивается остро, потеря слуха возникает внезапно в течение нескольких минут или часов.
  3. Хроническая тугоухость – характеризуется медленным или быстрым прогрессированием. Присутствует более 3-х месяцев. Чаще всего потеря слуха носит двусторонний характер.

Зона поражения слухового аппарата при НСТ

В зависимости от уровня снижения слуха, различают три степени нейросенсорной тугоухости:

  • 1 степень (легкая) – человек слышит речь на расстоянии до 6 метров при громкости звука до 40 децибел.
  • 2 степень (средняя) – слышимость речи на расстоянии до 4 метров при громкости звука 41 – 55 децибел.
  • 3 степень (тяжелая) – слышимость на расстоянии не больше 1 м, громкость звука 70 децибел.
  • 4 степень – слышимость речи громкостью 70 – 90 децибел.

При трудностях восприятия обращенной речи громкостью более 90 децибел говорят о глухоте.

Потеря слуха может быть:

  1. Односторонняя – на одном ухе: левосторонняя; правосторонняя.
  2. Двухсторонняя – на обеих ушах.

Причины

Нейросенсорная тугоухость может быть врожденной или развиться в процессе жизни. Врожденная тугоухость представляет наибольшую опасность, так как в результате нарушения слуха у детей неправильно формируется речевой аппарат, возникают трудности с социальной адаптацией и когнитивным развитием. Наиболее частые причины появления врожденной тугоухости таковы:

  • наследственность;
  • аномалии развития слухового аппарата;
  • инфекционные заболевания беременной;
  • вредные привычки при беременности;
  • преждевременные роды;
  • венерические заболевания у матери.

Громкая музыка может стать причиной тугоухости

Приобретенная тугоухость может развиться в результате:

  • перенесенных инфекционных заболеваний (паротит, ОРВИ, грипп);
  • хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы;
  • воздействия высокого давления на барабанную перепонку;
  • акустической травмы (сильного звука);
  • стресса;
  • влияния промышленных и бытовых токсинов;
  • приема некоторых медикаментов (аминогликозидов, диуретиков, противомалярийных средств, салицилатов).

Тугоухость может развиваться постепенно при неблагоприятных условиях труда (высокой шумности). Такое нарушение слуха имеет собственное определение – профессиональная нейросенсорная тугоухость. К числу шумоопасных профессий относятся шахтеры, котельщики, слесари, кузнецы, жестянщики, полировщики, авиационные мотористы, горнорабочие, диджеи.

Основным симптомом нейросенсорной тугоухости является снижение слуха. Главным отличием этого вида расстройства слуха от других выступает наличие вестибулярных нарушений:

  • нарушения координации;
  • головокружения;
  • шум в ушах;
  • тошнота;
  • рвота.

Осложнения

Острая нейросенсорная тугоухость при несвоевременном лечении может перейти в хроническую форму или полную глухоту. При этом потеря слуха носит необратимый характер.

При тугоухости часто возникают головокружения

Диагностика

Для определения причины, формы и степени снижения слуха необходимо посетить отоларинголога. Диагностика нейросенсорной тугоухости включает такие исследования:

  • системы проведения и восприятия звука;
  • вестибулярного аппарата;
  • системы свертывания крови;
  • печени;
  • эндокринной системы.

Для оценки слуха проводится пороговая аудиограмма и камертональные пробы. Для установления вида тугоухости проводится аудиометрия.

Чтобы выявить выпот в барабанной перепонке, нарушение функций слуховой трубы или последовательности слуховых косточек, проводится импедансометрия.

Отоскопия помогает разобраться с причиной тугоухости

Лечение

Существует много способов лечения НСТ. Выбор оптимальной схемы лечения зависит от степени и формы потери слуха.

Медикаментозное лечение

Медикаментозные препараты, использующиеся для лечения НСТ, влияют на различные звенья развития болезни.

Если утрата слуха спровоцирована сосудистыми нарушениями, назначаются препараты, улучшающие гемодинамику:

  • Папаверин,
  • Дибазол,
  • Но-шпа,
  • Никотиновая кислота.

При острой тугоухости в результате интоксикации используют:

  • АТФ;
  • Маннитол;
  • Дезинтоксикационную терапию;
  • Гипербарическую оксигенацию;
  • Седативные препараты: Элениум, Триоксазин.

При хронической НСТ лечение направлено на улучшение тканевого обмена:

  • ФиБС;
  • Экстракт алоэ;
  • Витамины группы В;
  • АТФ;
  • Прозерин, Галантамин;
  • Церебролизин.

Физиотерапия

Физиотерапия не является самостоятельным методом лечения, однако применение физиотерапевтических процедур эффективно устраняет тягостные симптомы болезни, в частности шум в ушах. Методы лечения:

  • иглорефлексотерапия,
  • акупунктура,
  • магнитотерапия,
  • фоноэлектрофорез.

Физиотерапию вместе с медикаментозным лечением используют при легкой степени потери слуха. Возможно назначение такой схемы, если диагностирована нейросенсорная тугоухость 2 степени. В более сложных случаях консервативное лечение неэффективно.

Современные слуховые аппараты практически незаметны

Слухопротезирование

Слуховые аппараты используют при тугоухости 3-й – 4-й степени. Подбор устройства осуществляется строго индивидуально. Период адаптации к слуховому аппарату может длиться до 6-ти месяцев. Так как НСТ является сложной патологией, слуховой аппарат должен не просто давать возможность слышать, но и:

  • обеспечивать высокую разборчивость речи при различных разговорных ситуациях;
  • автоматически поддерживать оптимальный уровень громкости;
  • обеспечивать отсутствие свиста;
  • автоматически адаптироваться к разным акустическим ситуациям.

Протезирование может быть односторонним (аппарат ставится на одно ухо) или двусторонним (на два уха).

Слуховой аппарат можно получить бесплатно, если у больного есть группа инвалидности по тугоухости и тяжелая степень заболевания, некорректируемая другими способами.

Метод показан при нарушении функций улитки и заключается в ее протезировании. Электронный протез улитки обеспечивает кодирование речи. Имплант ставят снаружи (в височную кость), а в улитку вводят электроды, по которым проводится кодированный сигнал.

Положительный результат в лечении тугоухости дает также операция, при которой в улитку вводятся кортикостероиды (дексаметазон).

Кохлеарный имплант

Лечение народными средствами

Лечения тугоухости народными средствами может стать хорошим дополнением любого вида терапии. В рацион больного обязательно включают продукты, содержащие витамины группы Е, В, С, которые положительно влияют на состояние слухового нерва. Также народная медицина рекомендует использовать такие рецепты:

  • ежедневно съедать пол-лимона с кожурой;
  • смесь из настойки и прополиса нанести на ватную турунду и вложить в ухо. Повторять ежедневно;
  • закапывать уши соком из листьев герани.

Профилактика

Первичная профилактика болезни заключается в:

  • тщательном ведении беременности, предотвращении инфекционных заболеваний;
  • защите органов слуха в условиях шума во время профессиональной деятельности;
  • своевременном лечение ОРВИ, гриппа, инфекционных болезней и их осложнений;
  • исключении злоупотребления токсичными медикаментами и алкоголем.

Даже после эффективного лечения тугоухости в условиях стресса, при истощении организма и после перенесенных вирусных заболеваний слух может вновь ухудшиться. Поэтому после лечения необходимо избегать факторов, провоцирующих обострение болезни, и принимать специальные препараты, улучшающие микроциркуляцию крови.

Если своевременно обратиться к врачу, нейросенсорная тугоухость может быть полностью устранена без последствий для пациента. Высока вероятность полного восстановления слуха. Выявленные на раннем сроке нарушения слуха обратимы. Если же проблему игнорировать, тугоухость в процессе прогрессирования перейдет в глухоту.

Источник: https://superlor.ru/bolezni/neyrosensornaya-tugouhost

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: