В современных условиях возрастает значимость психологического фактора в процессе совершенствования профессионального мастерства государственных служащих


«Мир меняется слишком быстро, и это сказывается на психике»

Петербург в очередной раз занял первое место в рейтинге регионов страны по числу пациентов с диагностированными расстройствами психики. В желтом городе Достоевского насчитывается 4737 таких пациентов.

Как климат влияет на душевное состояние человека? Почему с каждым поколением люди становятся тревожнее? Как понять, что у вас депрессия, а не тривиальная лень? Эти вопросы корреспондент «Росбалта» задал Наталье Медведевой

, психиатру и психотерапевту Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН.

Наталья Святославовна продолжает знаменитую династию Бехтеревых, три поколения которой служили медицинской науке: знаменитый русский физиолог, невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев, его внучка, нейрофизиолог, лауреат Государственной премии СССР Наталья Петровна Бехтерева и правнук Святослав Всеволодович Медведев, экс-директор Института Мозга.

— Наталья Святославовна, как вы считаете, географическое местоположение действительно может влиять на нервное состояние человека?

— Масштабных исследований, которые бы подтверждали такую корреляцию я не видела, но в целом да, климат очень влияет на психику. Так, петербургская неустойчивая погода с перепадами температур, когда утром +25, а вечером +10, сказывается на организме в целом.

Добавьте сюда влажность и небольшое количество солнечных дней — здесь прямое влияние и на сосудистую, и на дыхательную систему. На фоне хронических заболеваний могут возникать разные психические и психологические трудности. Нехватка витамина Д приводит к снижению настроения.

2925 Способы справляться с изоляцией

А ещесчитается, что в Петербург является точкой притяжения талантливых и креативных. Однако исследования подтверждают, что психика таких людей подвержена расстройствам не больше, чем остальных.

— Правда ли, что у жителей мегаполисов психика расшатывается быстрее, чем у тех, кто живет на периферии?

— Определенно, ведь большой город — это быстрый темп, высокий уровень стресса, неопределенности, к которой человеку тяжело приспособиться. Мы все время бежим и постоянно думаем о том, что сделали или что сделаем. В настоящем моменте мы не пребываем.

В провинции люди больше находятся «в моменте», имеют возможность наблюдать за собой, рефлексировать. Там есть свои особенности, например, высокий уровень злоупотребления алкоголем, который также приводит к последствиям для здоровья. Но я говорю именно о стрессе и тревожных расстройствах.

Кстати, именно поэтому рекомендуют не забывать про отпуск — его отсутствие чудовищно сказывается на психике. А еще нужно приучить себя каждый день останавливаться, выдыхать и спрашивать, что с вами происходит.

Может быть, столь высокие цифры психических расстройств говорят о том, что люди в больших городах просто не считают зазорным обратиться к специалистам?

— Да, в мегаполисах обращение к психологу или психотерапевту не так стигматизируется, как в маленьких населенных пунктах. Если обратиться к нашей статистике — речь в ней именно о первично выявленных случаях, то есть тех, когда люди своими ногами пришли к специалисту.

5105

Залечи меня полностью

То, что Петербург и Москва попали в топ этого рейтинга, говорит еще и о том, что в них проживает больше людей, а значит и заболеваний больше. Специалисты более доступны, много хороших врачей, к которым можно обратиться бесплатно. В других городах ситуация сложнее, в рамках ОМС можно получить помощь в психоневрологическом диспансере по месту жительства, но их, увы, тоже не хватает. То есть ситуация с диагностикой у нас лучше. Многие пациенты целенаправленно приезжают из регионов к петербургским врачам.

А вообще 4737 человек с расстройствами на пятимиллионный город — это мало, меньше 1%. И я бы не привязывалась к этой статистике: чтобы понять распространение патологии, нужно длительное эпидемиологическое исследование, а таких не проводилось.

— А какие психические расстройства в России самые «популярные»?

— На этот счет тоже достоверных данных нет, но, на мой взгляд, сегодня стало много тревоги, стресса, неврозов, панических атак. Тут есть история с «модными» заболеваниями — всегда есть что-то, про что в СМИ говорят больше.

Так произошло с паническими атаками — и, возможно, люди стали более ясно осознавать, что с ними происходит. Недавно во Всемирной организации здравоохранения назвали эмоциональное выгорание психическим заболеванием, о нем стали больше говорить и люди начали чаще отмечать у себя эти симптомы.

Кстати, по данным ВОЗ на 4 октября 2020 года, уже в ближайшем будущем каждый четвертый человек будет сталкиваться с психическим или неврологическим заболеванием в какой-то момент своей жизни. Сегодня в мире от них страдает 45 млн людей, а депрессия — основная причина инвалидности. Мир меняется слишком быстро, и это сказывается на психике.

4997

Все не так: сезонная депрессия полезна!

— Отношение к психологам и психотерапевтам в нашей стране в целом стало более позитивным?

— Да, люди сегодня меньше боятся психиатров и меньше вспоминают карательную психиатрию. Я заметила, что в последние несколько лет люди приходят к специалисту не для того, чтобы вылечить что-то — когда они уже прошли все круги ада. Они приходят с вопросами о том, что нормально, а что нет.

Это хороший тренд — появляется психическая гигиена, чек-ап не только тела, но и психики. Ведь чем раньше обратить внимание на проблему, тем дешевле и проще добиться стабильного результата.

— А когда стоит обратиться к врачу? Есть ли какие-то первые «звоночки», за которыми стоит следить?

— Первый звоночек — это когда вы не можете объяснить свою тревогу, и она постоянно с вами. Вообще нужно понимать, что тревога — это не всегда плохо, она защищает нас, это базовая эмоция, эволюционно созданный механизм. Ведь наша эмоциональная система существует для того, чтоб мы быстрее реагировали на раздражители — прежде чем мы аналитически переварим происходящее в коре головного мозга. Так, если вы идете по лесу и видите что-то, похожее на змею, вы отскакиваете в сторону. Это эмоция. И только потом мозг анализирует, что это было — палка или змея. Но если бы вы сначала проанализировали, вас могли уже укусить.

Однако здесь есть одно «но» — эмоции всегда нужно осознавать. Не подавлять — потому что все они по-своему полезны — а именно понимать, что вы чувствуете и почему. Чем больше мы различаем их, тем больше вариантов действий у нас есть.

6008

Депрессивная Россия

Если же вы не можете разобраться, например, с тревогой, и она фоновая — нужно обратиться к психологу, чтобы он помог ее понять и научиться контролировать. Если страх возникает в каких-то конкретных ситуациях, например, в переполненной электричке или вагоне метро, тоже можно попросить специалиста научить вас с ним справляться.

А если у вас более двух недель плохое настроение, упадок сил, повышенная утомляемость, снижение самооценки и неуверенность в себе, нарушения сна, повышенная раздражительность — обратитесь к специалисту.

— А к кому идти? Психологу, психотерапевту, психиатру? Многие не видят особой разницы…

— Еще есть коучи — это специалисты, работающие в «зеленой зоне» с позитивной психотерапией, которая учит смотреть в будущее, достигать результата.

Психолог — это специалист с психологическим образованием, он тоже работает со здоровыми людьми. Но лучше, если он действует в тандеме с психотерапевтом и при появлении каких-то опасных симптомов, например, субдепрессии или эндогенной депрессии может направить пациента к нему.

Психотерапевт — это психиатр, который получил дополнительное образование психотерапии, он работает с симптомами и страданием, может помочь разобраться и в себе, и с болезнью. Это уже «желто-красная зона».

А психиатр — это врач, который занимается фармакотерапией, лечит тяжелые случаи, шизофрению, биполярные расстройства.

— Как выбрать хорошего специалиста?

— В России сейчас начинают развиваться общественные организации, как и Европе и Америке, они очень важны для профессионального сообщества. Я член этического комитета Российской психотерапевтической ассоциации и знаю, что если специалист является членом ассоциации — это гарантия качества.

Можно также спрашивать у психологов или психотерапевтов диплом об образовании, проходит ли он супервизию — консультации у более опытных специалистов. А еще важно, чтоб психолог или психотерапевт не нарушал границ клиента. Например, нельзя, чтобы пациент был с врачом в зависимых отношениях — работал у него или учился, между ними не должно быть личных отношений и так далее.

— Многие опасаются, что психотерапевт начнет «пичкать» их таблетками. У нас распространена фармакотерапия, например, при лечении депрессии?

6745

«Стигме подвергаются психиатры и психотерапевты»

— Депрессии бывают разные, и первое, что необходимо понять — часто это достаточное опасное заболевание, оно разговорами не лечится, и это не лень, как считали наши родители.

В России врачи назначают лекарства в там, где это действительно необходимо, и параллельно используют психотерапевтические методы. Если состояние не требует фармакотерапии, врач отправит к психотерапевту или психологу.

Но у нас очень вдумчивый, доказательный и грамотный, на мой взгляд, подход. Сравнить можно с практикой в США — у них сильный акцент на фармакотерапию, таблетки выписывают чаще. Но стоит понимать, что есть психические заболевания, которые невозможно вылечить без медикаментозной поддержки — биполярные расстройства, эндогенная депрессия, шизофрения. Важно, чтоб человеку объяснили — его проблемы простой консультацией не решить, дело в физиологии, и важно снять остроту симптомов.

— А психические расстройства в общей своей массе лечатся или это приговор?

Есть болезни с тяжелым течением, требующие длительного лечения, но, как правило, это совсем не приговор. Если своевременно обращаться за помощью и придерживаться схемы лечения, можно вылечиться или сохранить долгую ремиссию. Такие люди успешно работают, создают семьи.

— То есть проблем при трудоустройстве у россиян с психическими расстройствами в анамнезе не возникает? Многие не хотят обращаться к специалисту именно по этой причине — что все узнают о проблемах…

По закону справку о том, состоит ли человек на учете в психоневрологическом диспансере требуют только для декретированных слоев населения — в учреждениях, где работают с детьми, при постановке на военный учет, а также при приеме на госслужбу в органы и учреждения прокуратуры и так далее. В других случаях работодатель не имеет право ее требовать.

Вне зависимости от того, посещаете вы частного или государственного специалиста, психическое состояние пациента составляет врачебную тайну. И получить данные о том, состоит ли человек на учете невозможно без официального определенного запроса из правоохранительных органов.

Беседовала Анжела Новосельцева

Основные формы проявления психики

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

С одной стороны можно выделить всего две формы существования психики – объективную и субъективную. Первая отражается в деятельности и жизни человека, а вторая подразумевает отражение в самом себе. Этот вид проявляется у человека позднее и включает в себя самосознание, рефлексию, интроспекцию.

Но существует и другая структура, отражающая основные формы проявления психики человека. Здесь выделяют три большие группы, включающие различные виды психических проявлений.

1. Состояния:апатия, творческий подъём, угнетённость, устойчивый интерес и т.д.

2. Психические процессы:

волевые;

эмоциональные (чувства, настроение, реакции);

познавательные (восприятие, речь, ощущение, мышление, память, внимание, воображение).

3. Свойства личности: характер, направленность, способность, темперамент.

При этом каждая из форм проявления выполняют собственную функцию, делая психические процессы непрерывными, а свойства личности и состояния такими многообразными. Именно сложность структуры и разноплановость проявлений делают предмет человеческой психики таким интересным для изучения.

10. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАНИЕ. Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.

Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.

Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.

Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (К. Маркс).

Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.

Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

К бессознательному обычно относят следующие психические явления:

– сновидения;

– ответные реакции, которые вызываются неощущае-мыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);

– движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми;

– некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

– некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться.

Фрейд считал, что бессознательное – это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.

Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное – это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека.

11. ИЗ ИСТОРИИ МИРОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З.ФРЕЙДУ. Именно Фрейд впервые заговорил о личности, как о слоистой структуре. Он выделил три основных слоя психики: бессознательный, предсознательный и сознательный, в которых и находятся главные структуры личности. Содержание бессознательного уровня недоступно человеку практически ни при каких условиях. Понимание предсознательного требует больших усилий и тренировок, и лишь сознательное доступно нашему познанию.

Согласно Фрейду личность также состоит из 3 частей: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид представляет собой психическую энергию, которая, по сути, является основной силой, развивающей личность. Ид состоит из врождённых неосознанных влечений и инстинктов, располагающихся в бессознательном слое психики. Эти влечения требуют своего удовлетворения и тем самым детерминируют деятельность человека. В течение жизни содержание бессознательного уровня постоянно расширяется за счёт вытесненных и нереализованных желаний.

Эго находится на сознательном и предсознательном уровнях психики. Именно поэтому эта часть личности всегда доступна для нашего осознания. Эго также врождённая часть, которая подвергается изменению под влиянием жизненного опыта. Если Ид постоянно расширяется, то Эго, наоборот, сужается. Согласно теории Фрейда, ребёнок рождается с «океаническим чувством Я» и полностью отождествляет себя с окружающим миром. Постепенно с возрастом, он начинает отделять себя от внешнего мира и обозначает границы Я в рамках собственного тела.

Сверх-Эго — третья составляющая личности, которая формируется в процессе жизни. Механизм формирования Супер-Я базируется на процессе идентификации. Согласно Фрейду, ребёнок идентифицирует себя со значимым взрослым своего пола, привычки, моральные устои, жизненные принципы которого и ложатся в основу Сверх-Эго ребёнка.

12. Категория деятельности в психологии. Строение деятельности.

Впсихологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей. Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается. Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении. В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи. Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые. Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности: она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной; осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов: предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна: она сознательна, целенаправленна: в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы. Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь. Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев: ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.; функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов; качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности. Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

13. Понятие об основных видах деятельности.Осн. видами деятельности – игра, учение, труд.

В процессе перехода от вида к виду происходит:

1. внутренние изменения (связ. со структурой мотивов и потребностей)

2. внешние преобразования -в сферу деятельности вовлекаются новые предметы и Т.О. сфера деят-ти расширяется от вида к виду.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

14. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.

Потребность – это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Именно эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежащем вне его составляют необходимое условие его нормального функционирования и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми человек рождается (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две: социальную потребность (потребность в контактах) с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность во внешних впечатлениях (познавательную потребность).

Предмет потребности часто определяется как мотив. Не следует понимать определение мотива как предмета потребности слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать. Предмет может быть идеальным, например нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п.

Множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета, – типичный признак мотива. Согласно еще одному определению мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. Эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее – особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Неосознаваемые мотивы, как и сознаваемые, проявляются в сознании, но в особых формах. Таких форм по крайней мере две: эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает его мотивы.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные.

Эмоции – очень важный показатель, служащий ключом к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно того, что он помог другому, поскольку его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Именно чувство разочарования подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.

Другая форма проявления мотивов в сознании – личностный смысл. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) играют роль дополнительных побудителей, они порождают только эмоции, но не смыслы.

Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на переходных процессах, когда нейтральный до определенного момента объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Например, скучные географические сведения становятся важными и значимыми, если вы планируете поход и выбираете для него маршрут. Дисциплина в группе начинает гораздо больше волновать вас, если вы назначаетесь старостой.

Связь мотивов и личности.Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то у разных людей это здание будет иметь разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и различные события. В зависимости от силы ведущего мотива здание может быть высоким и низким и т. д. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности.

Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются человеком в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода или интересы дела, самосохранение или честь.

Развитие мотивов.При анализе деятельности единственный путь – от потребности к мотиву, а затем – к цели и действию [П—М—Ц—Д (потребность – мотив – цель – деятельность)]. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности [Д—М—П (деятельность – мотив – потребность)]. Иначе и не может быть: например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, в основном биологических.

В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название «механизм сдвига мотива на цель» (другой вариант – «механизм превращения цели в мотив»). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

Внутренняя деятельность.Разработка теории деятельности началась с анализа внешней, практической деятельности человека. Но затем авторы теории обратились к внутренней деятельности.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: