Саморазвитие — что это такое простыми словами (и с чего начать)


Что такое саморазвитие?

Саморазвитие — это процесс развития личностных качеств и навыков.

Что такое саморазвитие?

Какие личностные качества бывают:

  • дисциплина;
  • организованность;
  • целеустремлённость;
  • общительность;
  • умение приспосабливаться к новым ситуациями;
  • решительность;
  • трудолюбие — готовность работать по 80-100 часов в неделю, как Илон Маск;
  • концентрация — способность сфокусировать своё внимание на одной проблеме и работать над её решением;
  • экономность;
  • страсть — нужно любить то, чем вы занимаетесь.

Что такое саморазвитие личности?

Личностные навыки бывают следующие:

  • ораторское искусство — умение убеждать;
  • постановка целей — навык, с освоения которого начинается саморазвитие;
  • актёрское мастерство — умение хорошо играть свою роль, чтобы люди верили вам и шли за вами;
  • умение быстро учиться и осваивать большие объёмы информации;
  • сторителлинг — умение рассказывать интересные истории, которые завораживают людей — используется в продажах, книгах и статьях;
  • скорочтение — если вы не можете быстро читать, то будете долго учиться и медленно добиваться результатов;
  • активное слушание — когда вы внимательно слушаете собеседника, задаёте «правильные вопросы» и иногда вставляете свои мысли;
  • умение экономить — если вы будете тратить всё, что заработаете, то не станете богаче;
  • знание иностранных языков — открывает доступ к книгам, выступлениям, которые ещё не переведены на русский, и возможность общаться с людьми из других стран;
  • навык планирования — чтобы достигать цели, нужно уметь составлять план их достижения и следовать ему.

Психология саморазвития и самосовершенствования

Саморазвитие и самосовершенствование – два процесса, неотъемлемых друг от друга, без которых невозможно реализовать себя, найти свое место в этой жизни, стать успешным и счастливым человеком. Развиваясь и совершенствуясь, человек стремится к идеалу, то есть у него есть вечная цель, заставляющая его действовать и двигаться только вперед, реализуя свой план самосовершенствования. Ведь только таким способом можно стать успешным человеком и состоявшейся личностью. Новые знания, навыки, опыт, интересные факты, все это расширяет горизонты и потенциальные возможности конкретного индивидуума.

Психология саморазвития личности (м. а. щукина, 2015)

Самопознание – это способность дать объективную оценку самому себе, трезво оценить свои возможности, чтобы впредь ставить перед собой адекватные цели и задания. Также самопознание дает понять, на каком уровне саморазвития находится человек и в каком направлении ему стоит двигаться дальше. Не проанализировав свои поступки, ошибки и возможности, не пересмотрев свои взгляды на жизнь и приоритеты, человеку будет трудно и практически нереально добиться желанной цели. Если не составить план самосовершенствования, то ваши действия будут хаотичными и бессистемными, то есть толку от них будет ноль.

Для чего нужно саморазвитие?

Вы можете заниматься саморазвитием, сами того не понимая. Когда вы читаете книги или смотрите образовательные фильмы, то занимаетесь самообразованием.

Возьмём для примера человека, который не занимается собственным развитием. Ему не знакомо чтение, планирование, постановка целей и умение зарабатывать.

Его примерный распорядок дня следующий. Встать, поесть, сходить на работу, прийти домой, посмотреть телевизор, поесть и лечь спать. Если он ещё чистит зубы, то это уже большая удача.

Именно такие люди жалуются на то, что у них ничего не получается. Спирают всё на жизнь, правительство и окружающих. Они — «обижены жизнью».

Они скидывают ответственность на других и плывут по течению. Поэтому ничего не достигают и продолжают плакаться.

Если вы не хотите быть таким, занимайтесь саморазвитием.

Что такое самосовершенствование?

Если Вы живете в развитых странах, тогда у вас есть много удачи и способности достичь чего угодно, даже если вы не считаете себя достаточно компетентным и успешным. Все, что вам нужно сделать, это хотеть и верить, что вы можете. Не позволяйте оправданиям останавливать вас на достижении успеха. Возьмите на себя ответственность за себя, определите, что вам нужно, и какие навыки помогут вам добиться успеха, что необходимо вам чтоб чувствовать себя хорошо.

Действуя таким способ вы продвигаетесь дальше, и вы сможете увидеть, что вы на самом деле талантливы и способные, чем вы думаете о себе. Методы и процессы, которые будут выполняться вами по пути, называются самосовершенствованием.

Первый шаг.

Для начала узнайте о себе, есть множество онлайн-тестов, которые помогут вам лучше познакомиться с самим собой, с тем, что вам нравится в жизни, что делает вас счастливыми, с тем, где вы чувствуете себя сильным. Процесс самотестирования помогает вам лучше узнать себя.

Очень хорошо знать, какую цель и судьбу вы выбрали сами на этом этапе своей жизни, поэтому вы можете сосредоточить свои усилия в одном направлении, которое будет успешным, когда вы будете «инвестировать» в себя в процессе самосовершенствования

И что еще более важно, какое направление следует избегать, чтобы у вас было время действовать правильно, а не тратить энергию на направление, которое вас не устраивает

Второй шаг.

Дисциплина и высокий уровень мотивации помогут вам достичь успеха. Все может быть преодолено, если у вас есть желание, ответственность и дисциплина. Самосовершенствование поможет вам «перепроектировать» вашу жизнь так, как вы хотите, а не то, что другие хотят от вас. Даже вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, можно перебороть с дисциплиной и решимостью.

Не пытайтесь решить все в одиночку. В некоторых случаях можно обратиться за помощью к близким людям. Все не то же самое, что и проблемы. Мы можем страдать от депрессии, у нас могут быть сексуальные проблемы, мы можем бояться выступать публично. Люди из всех слоев общества могут столкнуться с трудностями в своей жизни. Эти проблемы не устраняются сами по себе и могут быть преодолены.

Когда вы ставите цель и выполняете задачи для ее достижения, вы определенно двигаетесь в нужном направлении на пути к самосовершенствованию.

Успешные люди.

В нашем мире конкуренция бывает иногда беспощадна, особенно в сфере высших выдающихся достижений. Многие люди стремятся улучшить свою жизнь, сделать ее лучше. Перед успешными людьми открывается больше возможностей. Они пытаются добиться успеха во всех сферах жизни. Но, что им помогает? Ум является движущей силой в нашей жизни. Мы должны всегда стараться думать оптимистично, это своего рода двигатель, который помогает нам идти к своей цели, к цели самосовершенствования.

Основой достижения успеха является непрерывное самосовершенствование, психологический рост. Конечно, по началу, могут возникать неудачи, но оптимистичный взгляд помогает надеяться на лучшее и решительно двигаться к цели. В конце концов вы увидите результаты.

Главное – действуйте не пассивно. Успешным является тот, кто делает больше, чем необходимо, и продолжает идти вперед. Таким образом, вы самосовершенствуетесь, и вы сможете выйти победителем.

Не забывайте измерять результаты.

Двигаясь на пути к цели, вы становитесь лучше по сравнению с тем каким вы были в прошлом. Поэтому не забывайте измерять, это позволит вам измерить на сколько эффективно вы двигаетесь к цели.

Как правильно читать книги. Пошаговый план

  1. Просто прочитали книгу. Сделали пометки и выделили интересные идеи.
  2. Выписали в отдельную тетрадь сделанные заметки, мысли и цитаты.
  3. В 2-3 предложениях объяснили смысл прочитанной книги.
  4. Применили советы на практике.

Четвёртый совет — самый важный. Главное — практика. Без практики читать книги бессмысленно. Применяйте идеи сразу же после того, как прочитали их. Не откладывайте. Здесь действует правило 72 двух часов — если человек не сделает что-то в течение 3 суток, то, скорее всего, больше никогда не возьмётся за это дело.

Потребление информации — путь в никуда. Андрей Парабеллум

Сила не в знаниях, а в применении знаний. Джэк Кэнфилд

Из чего состоит саморазвитие?

Существует большое количество элементов саморазвития, мы же выделим наиболее важные и ценные из них:

  • самопознание;
  • самосознание;
  • повышение уверенности в себе;
  • улучшение навыков обучения;
  • повышение самооценки (или понижение, если она завышена);
  • развитие сильных сторон и навыков;
  • развитие навыков, необходимых для карьеры;
  • улучшение здоровья;
  • изучение и применение методов самореализации;
  • повышение социального статуса;
  • осуществление устремлений;
  • создание и выполнение плана персонального развития;
  • повышение социального интеллекта;
  • повышение эмоционального интеллекта;
  • управление временем.

Когда мы говорим о саморазвитии, следует также сказать, что к нему относится наставничество. Если вы усвоили педагогические приемы и умеете влиять на учеников таким образом, что они прогрессируют как личности, значит вы и сами растете.

Помимо улучшения себя, саморазвитие проявляется при помощи практики и исследований:

  • Практика выражается в поиске методов личного развития, учебных программ, систем оценок, инструментов и техник.
  • Как область исследований, темы саморазвития проявляются в журналах, книгах и на сайтах в сфере образования, менеджмента, экономики развития человеческого потенциала.

Лучшие сайты для саморазвития

  1. niksy.net — Блог Николая Сысоева.
  2. sergeiyurev.ru — Блог Сергея Юрьева.
  3. elizavetababanova.com — Блог Елизаветы Бабановой.
  4. psy-victory.ru — Блог Виктории Гризодуб.
  5. lifeidea.org — Блог Михаила Субоча.
  6. qvilon.ru — блог Валерия Харламова.
  7. reself.ru — блог Олеси Власовой.
  8. nperov.ru — блог Николая Перова.
  9. petrosian.ru — блог Армена Петросяна.
  10. cluber.com.ua.
  11. 4brain.ru
  12. bbf.ru.
  13. blog.mann-ivanov-ferber.ru — блог издательства «МИФ».
  14. ariom.ru.
  15. ted.com.

Психология саморазвития личности в ее эволюции

Первая стадия этой дифференциации относится к состоянию новорожденности и младенчества. На этой стадии активность разделяется на две относительно самостоятельные формы:

1. Индивидный и индивидуальный опыт ребенка в его отношениях с окружающими людьми.

2. Самоощущение и самочувствие, благодаря которым опыт постоянно обогащается в тех направлениях, которые являются социально приемлемыми.

Вторая стадия — детство ребенка, когда опыт и самочувствие, интеллект и аффект объединяются благодаря опосредующему влиянию речи. На этой основе возникают сознание и самосознание. Активность личности дифференцируется в соответствии с известным разделением индивидных, индивидуальных, объектных и субъектных свойств личности.

Третья стадия — отрочество; основная проблема личности в отрочестве — это самоидентификация. На предыдущей стадии уже произошла полоролевая идентификация. Взрослые, определяющие условия воспитания, и сверстники, взаимовлияющие друг на друга в своем непосредственном общении, способствуют формированию адекватного полоролевого поведения. На самом деле, в отличие от биологизирующих представлений психоанализа, речь идет не столько о полоролевом поведении, сколько о реконструкции внутреннего мира ребенка. Только имея общее представление о мире, ребенок может осуществлять свое адекватное поведение, в том числе и полоролевое. Поэтому нужно подчеркнуть, что содержание самоидентификации в отрочестве сопряжено с рефлексией, т. е. с развитием способности понимать не только себя, но и других, например, в плане эмпатии, которая представляет собою разрешение проблем эгоцентризма-децентрации.

Эгоцентризм — это не эгоизм; эгоизм это свойство личности, это определенная социальная ориентация на себя, а не на других. Эгоизм противоположен альтруизму. Эгоцентризм внешне подобен эгоизму, но он представляет собою простое отсутствие умений взаимодействовать с другими людьми. Не владея собою, ребенок невольно выбирает абсолютной точкой отсчета свои потребности, которые еще не может удовлетворить полностью.

Ребенок следует эгоцентризму бессознательно, в то время как окружающие приписывают ему осознанный эгоизм. Поскольку ребенок выбирает точку отсчета бессознательно, то она ничем в его сознании не выделяется по сравнению с другими возможными. На сознательном уровне также этой точкой отсчета может быть любая, то есть ребенок вообще не обладает предпочтительным центром мира. Поэтому эгоцентризм сопровождается децентрацией: например, ребенок забывает на рисунке семьи изобразить самого себя.

Взрослые приписывают ребенку особенности своей собственной психологии, в то время как содержание развивающейся активности детей качественно отличается от вполне дифференцированной активности взрослых. Мы не можем осуждать людей, воспитывающих ребенка, когда они приписывают ему свои собственные достоинства и недостатки, ведь они не имеют, как правило, специального психолого-педагогического образования. Но для специалистов неприемлемо признание ребенка существом изначально недостаточным. Ребенок рассматривается как недоразвитая личность, а на самом деле структура личности ребенка также является полной, но не столь дифференцированной, как у взрослых. Различие в психологии детей и взрослых — это различия в степени дифференциации, а следовательно, и в качестве понимания окружающего мира и самого себя. Качественные различия в существе понимания мира в принципе уже определяют возникновение проблемы взаимопонимания детей и взрослых. Эта проблема усугубляется еще и тем, что существуют различия в темпах освоения внешнего мира и преобразования мира внутреннего: взрослые часто в значительной мере теряют способность так же быстро самосовершенствоваться и развиваться, как это проявляется у детей. И с этой точки зрения не дети, а именно взрослые оказываются «недостаточными».

Дифференциация свойств личности в подростковом и юношеском возрастах с теоретической точки зрения осуществляется по тем же признакам — «сходное» и «отличное», то есть логика дифференциации остается той же самой что и во всей структуре развивающейся личности. В первую очередь дифференцируются индивидные свойства: реактивность разделяется на «сходное» и «отличное», а именно на тины меланхоликов и флегматиков. Соответственно активность проявляется в типах сангвиника и холерика.

Меланхолик наиболее реактивен и наименее активен. Холерик наименее реактивен и наиболее активен. То есть в отрочестве уже дифференцируются тины темперамента, хотя и на фоне повышенной «возбудимости», которая на самом деле определяется не столько физиологией, сколько демонстративностью поведения.

Характер в терминах темперамента также может быть определен как меланхолия, флегматия, сангвиния и холерия. Теоретически это верно, так как в характере темперамент приобретает законченную форму (индивидное опосредуется индивидуальным). Такое определение типов характера означает по существу его дифференциацию в аффективном плане. С точки же зрения когнитивной, рациональной типы характера могут быть определены в согласии с мнением И. П. Павлова и в соответствии с родовым определением человека ( Homo Sapiens)

[81]:

1. Художественный («художник»),

2. Практико-художественный.

3. Практико-мыслительный.

4. Мыслительный («мыслитель»).

Способности организации или саморегуляции в общественном разделении труда, в котором во все более полной мере участвуют подростки, юноши и девушки, подразделяются на те, которые обеспечивают регуляцию и саморегуляцию, и на те, которые понимаются как способности к руководству и лидерству. Из единства руководства и лидерства можно понять всю структуру способностей как сочетание способностей самоуправления и управления или (само)обладания. То есть в «организаторских» способностях находят завершение, принимают законченные формы волевые свойства характера. С другой стороны, способности саморегуляции с точки зрения преимущественно внешней, объектной определяются как возможности оптации и адаптации или возможности включения, вхождения в мир профессий и последующей адаптации в этом мире, то есть в общественном разделении труда.

Коммуникативные способности, как это уже отмечалось выше, также имеют две стороны, одна из них связана с коммуникацией, (со)общением, а другая сторона — с готовностью и умением (со)чувствовать.

В плане мотивации достижения разделение происходит также в системе общественного разделения труда. Таким образом, для одной категории молодежи наиболее значимыми с личностной точки зрения становятся стратегия включенности и принадлежности (главное для подростка не то, что именно он будет делать, а то, что он должен быть включен в некоторую сферу совместной деятельности). Вторая стратегия обеспечивает адаптацию. Она предполагает уже не приспособление, а соревнование, ревность, соперничество. К сфере мотивации Достижений относятся по своему генезису привычки, которые имеют силу мотивов.

Привычка как мотив «выше» человека и тем более «выше» ситуации: именно это имеет в виду А. С. Пушкин, когда говорит: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Действительно, человек, действующий в согласии со своими, надо полагать, социально приемлемыми привычками, чувствует себя по крайне мере вполне комфортно, если не счастливо. Это тем более верно, с точки зрения А. С. Пушкина, поскольку он отмечает еще одну психологическую сторону человеческой жизни: « На свете счастья нет, а есть покой и воля», — то есть на первое место ставится возможность привычного, спокойного или умеренного в смысле своей произвольности поведения. Такое поведение — аналог счастья и гармонии.

Мотивация достижения «ведет» человека по пути самореализации. Человек как бы «вынужден» брать все новые и новые высоты. С другой стороны, мотивация отношения — это отношение еще и к мотивации достижения и к бытию в целом. Мотивация достижения дополняет мотивацию отношения. Сама по себе мотивация отношения — это мотивация отношения к отношению, то есть она представляет собой, как минимум, двойное отношение. На схеме мотивация отношения дифференцирована с точки зрения этической в формах автономии и консономии, а мотивация достижения — в формах аномии и гетерономии.

В заключение вновь отметим, что единство «сходного» и «отличного» представляет собою некоторую развивающуюся общность. Общность — это идеальное, или некоторая идеальность. Генезис этой категории в абстрактном плане адекватен генезису психологии общественно-исторического Человека. Такое определение основано на том, что идеальное вообще возникает только в целенаправленной деятельности человека. Только человек обладает способностью к такой деятельности, которая в полной мере может быть планируемой. При этом идеальное — это не образец, так же как и психика — не отражение. Психика и психология человека — это сторона

деятельности человека, она полностью представлена его отношениями в деятельности и к этой деятельности (в его бытии и к его бытию).

Идеальное — это как бы «узелок» на платке, это символ, по отношению к которому материал, являющийся лишь функцией символа, не имеет значения. Символ и материал, из которого он «изготовлен» реально или только идеально, относительно независимы друг от друга. Идеальное — это форма некоторой «вещи», но существующая вне этой «вещи». Эта форма мысли, которая существует как форма деятельности, благодаря которой и возникает форма «вещи».

Идеальное может быть и формой деятельности, но вне этой деятельности, т. е. в форме «вещи». Идеальное — это план деятельности и план существования вне этой деятельности, в форме некоторого психологического образа, то есть в форме некоторой мыслимой «вещи».

Активность развивающейся личности идеальна, она соотносится с деятельностью человека как ее «сторона», более или менее этой деятельности адекватная. Эту формулировку можно с точки зрения личности выстроить и по-другому: не активность более или менее адекватна деятельности, а деятельность, скорее всего, ей соответствует или еще не соответствует, слово не всегда и не полностью реализуется в деле, которое выполняет человек. Точно так же эволюция личности не осуществляется автоматически или стихийно, для этого необходима целенаправленная, субъектно-определенная активность саморазвития человека.

Истории людей, занимающихся саморазвитием

Бенджамин Франклин

Бенджамин Франклин родился в 1706 году в семье изготовителя мыла и свечей.

С 10 до 12 лет ходил в школу. На полноценное образование у отца не хватило средств, поэтому в 12 лет стал работать в типографии своего брата.

В свободное время читал и писал стихи. Благодаря тому, что попал в типографию, иногда мог общаться с образованными людьми.

В 20 лет поссорился с братом и сбежал в Филадельфию. Там создал собственную типографию. Поначалу дела шли плохо, но скоро он получил право на издательство нескольких городских газет.

Основал Филадельфийский дискуссионный клуб, где все желающие могли рассуждать на философские темы и делиться книгами.

Вставал Бенджамин Франклин в 6 утра, старался искоренять вредные привычки, вёл дневник и занимался наукой. Известен за список 13 добродетелей, которые воспитывал в себе и желал видеть в других. Изобрёл громоотвод, кресло-качалку и печь Франклина.

Если бы он не читал и не занимался самообразованием, то так бы и продолжил работать в типографии брата и никогда бы не прославился на весь мир. Вот пример человека, изменившего свою жизнь с помощью саморазвития.

Бодо Шефер

Бодо Шефер — немецкий бизнесмен и бизнес-тренер, его часто называют «финансовым Моцартом Германии».

В детстве он был обычным мальчиком. Отец работал адвокатом. Получал не особо много денег, на всём экономил. Ходил повсюду с тетрадью и записывал расходы. Когда покупал сыну мороженое, на глазах у других людей доставал блокнот и писал «5 марок».

Бодо не хотел быть похожим на своего отца — таким же скупым и бедным. И поставил себе цель — к 30 годам стать миллионером.

В 20 лет он переехал в Чикаго, абсолютно не зная английский язык. Чтобы как-то прожить, начал давать уроки немецкого. Общался с учениками только на нём или на языке жестов.

Потом уехал обратно в Германию. Открыл бизнес и обанкротился.

К 26 годам у него было — несколько килограммов лишнего веса, 75 тысяч немецких марок долгов (2 миллиона рублей) и опустошённое состояние.

Но он не сдался, а решил найти себе наставника. Этим человеком стал Бернд Рейтган. Бернд не сразу принял его в ученики. Сначала отказывал, но Бодо Шефер доказал свою настойчивость и желание учиться у миллионера.

Он открыл свою консалтинговое агентство и тоже стал миллионером.

Бодо Шефер постоянно размышлял, почему одни люди остаются бедными, а другие становятся богатыми. Он вывел законы финансового благополучия и стал преподавать их на тренингах. Потом выпустил первую книгу — «Путь к финансовой свободе». Чуть позже появилась «Мани, или азбука денег» и другие бестселлеры.

Чтобы стать таким же успешным. как и Бодо Шефер, необязательно искать наставника-миллионера. Все знания вы можете почерпнуть в книгах, занимаясь саморазвитием.

Елизавета Бабанова

Родилась в России. В 15 лет выиграла конкурс и получила стипендию на обучение в США.

Училась хорошо, танцевала и пела в хоре — за это продолжала учиться бесплатно. Одновременно нашла работу и совмещала её с учёбой.

По словам Елизаветы, по приезду в Америку она поправилась на 15 килограммов и долго не могла завести близких друзей. Комплексовала по поводу внешности, была глубоким интровертом.

Однажды она услышала фразу «Не обстоятельства делают тебя несчастным, а твоё отношение к ним». И решила изменить свою жизнь.

За 4 года:

  • перешла на здоровый образ жизни;
  • стала заниматься спортом и йогой;
  • похудела;
  • получила высшее образование в области психологии, финансов и маркетингу;
  • устроилась работать в хедж-фонд.

Но потом попала в аварию. Будучи близко к смерти, она подумала, что успела сделать за свою жизнь. Поняла, что не успела научиться приносить пользу другим людям и любить.

После аварии она уехала в Россию и 2 года провела в поисках себя. В 2012 году основала школу саморазвития.

В течение последних 7 лет написала 200 статей, записала 100 видео, стала коучем и посетила 35 стран.

Если бы не авария, она бы не начала заниматься саморазвитием, не открыла бы онлайн-школу и не получила бы возможность жить в своё удовольствие.

Алексей Шаполов

Мою историю читайте в разделе «Об авторе».

Почему важно заниматься саморазвитием

Обучение не заканчивается школой и институтом. Самосовершенствование обогатит жизнь, добавив в нее массу нового и интересного:

  • Знания, знакомство с чужим опытом помогут избежать ошибок в будущем, стать увереннее и успешнее;
  • Образованный человек имеет собственную точку зрения, ориентируясь во многих жизненных ситуациях и проблемах на профессиональном уровне. Это вызывает уважение со стороны окружения, особенно при деловом общении, что еще больше поднимает самооценку;
  • Получение знаний изменит круг общения, появятся друзья, обладающие схожими интересами. Это улучшит коммуникативные навыки;
  • Саморазвитие приведет к открытиям, вызывающим восхищение, желание творить. Это добавит эмоций, разнообразит досуг и жизнь станет более интересной и насыщенной.

Психология саморазвития личности (м. а. щукина, 2015)

Радость жизни

Как планировать день?

  1. Возьмите тетрадь.
  2. Подпишите её — журнал планирования такого-то, в моём случае — Шаполова Алексея.
  3. Поставьте на полях дату, а в середине листа — день недели.
  4. Перечислите все дела, которые хотите сделать завтра.
  5. Обозначьте самые важные и срочные дела буквой A. Важные, но не срочные — буквой B. Неважные и несрочные — буквой C. Дела, которые можно поручить другим, — буквой D. Дела, который стоит исключить из плана (компьютерные игры, пьяные вечеринки) — буквой E.
  6. Начните день с дел под буквой A. Постепенно переходите к менее важным делам.
  7. В конце дня пометьте, что вы сделали, а что нет.
  8. Проанализируйте, почему не удалось выполнить всё. Оцените свой день по 10-балльной шкале.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества

Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время

Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души

Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Как перебороть лень и начать действовать?

Иногда начать заниматься саморазвитием мешает банальная лень. Как с ней справиться?

  1. Делайте зарядку. Когда я сделаю утром несколько упражнений, то чувствую себя энергичным и не ленюсь выполнять то, что запланировал.
  2. Мотивируйте себя. Напишите 5-10 причин, почему вы должны начать действовать.
  3. Придумайте награду. Например, вы прочитаете 50 страниц и сможете посмотреть новую серию «Игры престолов»☺
  4. Хвалите себя. За самые маленькие достижения. Ещё лучше — заведите себе дневник успеха.
  5. Отдыхайте. Каждый час работы устраивайте 10 минут перерыва. Выпейте чай, погуляйте на свежем воздухе.

Этапы саморазвития

При стремлении к становлению личности полезно составить программу саморазвития. Это упорядочит мысли и позволит отслеживать результаты работы.

План личностного роста на год

Планирование – один из методов повышения эффективности деятельности. Оно приводит мысли в порядок, учит расставлять приоритеты и отказываться от незначительного. Метод активно применяется в менеджменте для улучшения профессиональных качеств работников.

План личностного роста на год на начальном этапе можно разбить на декады, выбрав главные цели. Внутри каждого блока придумать промежуточные задачи. Они должны работать на основную мечту.

Пример плана при саморазвитии:

Определить жизненные приоритеты. Путем рассуждений оценить достижения, проанализировать неудачи

Главное – понять, что действительно важно, и найти поддержку (это друзья или близкие, мыслящие в том же направлении и готовые идти рядом); Избавиться от лишнего, выбросить или раздать ненужные вещи. Освежить обстановку дома, позволить себе расслабиться, слегка отпустив ситуацию

Нужно создать позитивный настрой. Зависимость от пережитых негативных эмоций тянет назад. Поэтому нужно расстаться с отрицательными событиями, отпустить злость; Разрешить себе измениться: отправиться в спортзал или бассейн, изменить прическу или цвет волос. Главное – выглядеть так, чтобы было комфортно, и это придавало уверенности в себе, чтобы при взгляде на себя в зеркало хотелось улыбаться; Приступить к обучению. В приподнятом настроении легче усваивать знания. Сейчас есть большой выбор получить их: отправиться на тренинги, записаться на курсы, поучаствовать в мастер-классе, поступить в школу иностранного языка. В свободном доступе находится масса литературы и аудиокниг.

Психология саморазвития личности (м. а. щукина, 2015)

Тренинг

План на год для саморазвития каждый составляет, опираясь на приоритеты и представляя мечту. Четкое представление желаемого – залог успеха. Целевая комплексная программа (цкп) саморазвития поможет не сбиваться с пути, отслеживать победы, следить за неудачами и не забывать о цели.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: