Невротические расстройства у детей и подростков: симптомы, причины, терапия


Что обуславливает появление?

Какие причины вызывают невротическую реакцию у ребенка любого возраста? На развитие невроза у детей до года и старше в сильной степени влияют отношения в семье. Если оба родителя имеют ряд личных проблем, придерживаются жестоких правил воспитания и не учитывают индивидуальные особенности, то эмоциональное расстройство прогрессирует. Но семейные причины не являются одним единственным фактором, помимо этого усугубить детский невроз могут следующие моменты:

  1. Изменение образа жизни в худшую сторону, например, разлучение с матерью на долгий срок.
  2. Сильный испуг. На фоне неблагоприятной семейной ситуации ребенок переживает стресс, к примеру, становится свидетелем преступления.
  3. Родовая травма, длительные эмоциональные переживания матери во время беременности.

Если перечисленные причины сопровождаются в комплексе, то это является решающим толчком для развития невроза у детей разных возрастов. Они могут стать катализатором и в четыре года, и в шесть лет. Неблагоприятное течение беременности сглаживается при мирной семейной обстановке, но тяжелый семейный климат только усугубляет развитие болезни. Если присутствуют все признаки, то важна профилактика. Но в большинстве случаев родители не замечают невротическую реакцию ребенка, лечение отсутствует. По этой причине неврозы у детей и подростков меняют психологический склад их личности.

Психическое здоровье

Неврастения (астенический невроз), по данным В.В.Ковалева , в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются более или менее рудиментарные и атипичные психогенные астенические реакции. Основное проявление неврастении — состояние раздражительной слабости, проявляющееся, с одной стороны, повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к реакциям раздражения и гнева, а с другой — повышенной истощаемостью аффекта со слезливостью, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, быстрым истощением активного внимания. Характерными являются также вегетативные нарушения по типу вегетодистонии (лабильность вазомоторных реакций, склонность к сосудистым обморокам, в частности ортостатическим, головные боли при утомлении, гипергидроз, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон) и расстройства двигательной сферы (неусидчивость, двигательная расторможенность).

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах языкового, физико-математического или другого профиля, дополнительные занятия в различных кружках и секциях, в музыкальной школе и т.п.). Однако, поданным многих авторов сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать более или менее выраженную психическую астенизацию, не приводит к развитию астенического невроза. Для возникновения собственно неврастении, как и у взрослых, необходимо наличие психотравмирующей ситуации.

В качестве таких ситуаций могут выступать как длительные неблагоприятные отношения в семье (ссоры’между родителями, алкоголизм родителей, их развод) или в школе, так и остро возникшие конфликтные ситуации. Важную роль в происхождении неврастении у детей играет неправильныйЛодход родителей к воспитанию, в особенности чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами большое значение имеют соматическая ослабленность ребенка и наличие резидуальной церебрально-органической недостаточности.

Истерические невротические расстройства у детей представлены чаще всего моторными и соматовегетативными нарушениями: астазией-абазией, истерическим парезом и параличом конечностей, истерической афонией, а также истерической рвотой, задержкой мочеиспуска¬ния, обмороком. Нередко встречаются псевдоалгические явления — жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, в том числе жалобы на головные боли. У детей и подростков редко встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых оболочек, истерическая слепота (амавроз).

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные приступы (припадки) — падения с криком, плачем, «разбрасыванием» конечностей, ударами об пол. Возникают подобные приступы в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. После моторного приступа может развиться аффект — респираторный приступ, который характеризуется остановкой дыхания на несколько секунд (до 30 с) и сопровождается цианозом. Иногда на фоне задержки дыхания возникают генерализованные судороги. Выход из приступа не сопровождается сонливостью и оглушенностью, что отличает его от эпилептиформных припадков. У подростков проявления истерического невроза мало отличаются от проявлений у взрослых.

В возникновении и клинических проявлениях болезненных расстройств у детей и подростков нередко отмечаются признаки «условной приятности» или «желательности», специфические для истерии. Как проявление механизма психологической зашиты в непереносимых для больного условиях возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему «выгоден» и «нужен». Больные таким образом получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, их обязанности берут на себя другие, что вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного.

Обсессивно-фобические расстройства у детей и подростков. Тревожно-фобические расстройства типичны для детского и подросткового возраста. Некоторыми авторами в качестве самостоятельной формы выделяется невроз страхов. Страхи носят сверхценный характер, обычно связаны с травмирующей ситуацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, предметов, которые ранее испугали ребенка, часто в страхах фигурируют отрицательные персонажи сказок или фильмов. В возрасте 5-6 лет у детей может появляться страх смерти, который проявляется иногда в виде рецидивирующих приступов — панических расстройств, не связанных с определенной ситуацией. Как правило, дети сами справляются с помощью родителей с подобными переживаниями. Однако если ребенок и прежде был беспокойным, то возрастной страх смерти резко усиливает подобное беспокойство и формируются более стойкие очерченные невротические страхи (фобии), например боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д. Все эти страхи мотивированы, по существу, одним — боязнью, что может что-то случиться, в результате чего наступит смерть. Источником подобных страхов могут быть реальные события, впечатления от увиденного на экране, рассказы других людей, в том числе родителей.

Серьезной травмой для ребенка может явиться расставание с близкими ему людьми (родителями или лицами, их замещающими), в том числе при устройстве ребенка в детские дошкольные учреждения. В таких случаях может возникать страх разлуки. Дети плачут, кричат, стремятся удерживать около себя близких, плохо едят, у них нарушается сон, ночью снятся кошмары. Могут на этом фоне появляться так называемые системные неврозы (заикание, дневной энурез, энкопрез и др.). У младших школьников наблюдается страх перед школой (школьная фобия), особенно если вначале учитель был несправедлив к ребенку, ругал или наказывал его либо ребенок подвергался унижению и агрессии со стороны других школьников. Такие дети по утрам уходят из дома, бродят по улицам, затем, опасаясь наказания, убегают или уезжают из дома. В подростковом возрасте могут встречаться различные виды фобий — от специфических (боязнь животных, насекомых и т.п., посещений зубного врача и др.), агорафобий, различных нозофобий до социальных фобий.

Обсессивно-компульсивные расстройства могут появляться уже в дошкольном возрасте. Психогении в их возникновении не играют какойлибо значимой роли. Среди этиологических факторов выделяют биологические (наследственность, дисфункции ЦНС, нарушения метаболизма биогенных аминов) и психологические (особые отношения в семье). Навязчивые мысли, представления, действия переживаются как чуждые, неприятные, и пациенты пытаются сопротивляться им. Могут иногда встречаться контрастные навязчивости: хульные мысли, например «мама плохая, дура, пусть она умрет», навязчивые влечения (желание прыгнуть с балкона, ударить кого-то из близких острым предметом). Эти переживания никогда не реализуются и сопровождаются страхом.

Возрастные особенности депрессивного невроза заключаются в ати-пичности клинической картины и зависимости от возрастных периодов. Доминирующими являются эквиваленты депрессии: с одной стороны -психопатоподобные состояния с раздражительностью, озлобленностью, грубостью, агрессивностью, склонностью к различным реакциям протеста; с другой — разнообразные соматовегетативные расстройства. У детей младшего возраста преобладают энурез, энкопрез, нарушение аппетита, диспептические расстройства, нарушения ритма сна и бодрствования. Стойкие головные боли, вазовегетативные расстройства, упорная бессонница более характерны у детей старшего возраста и подростков.

К травмирующим ситуациям, приводящим к депрессивному неврозу, относятся потеря родителей, длительная разлука с ними. В зарубежной литературе придают значение раннему сиротству. В младшем и среднем школьном возрасте травмирующей ситуацией являются школьная неуспеваемость, особенно если интеллектуальные возможности ребенка невысокие, а родители предъявляют к нему чрезмерные требования, или переживание ребенком собственного физического дефекта.

С, 6 лет. До 5 лет рос и развивался правильно. Год назад у матери ребенка была выявлена тяжелая кардиальная патология, в связи с которой она ббльшую часть времени находится в больницах. Ребенок вынужден проживать и воспитываться бабушкой, к которой не был раньше привязан и с которой никогда не ладил.
Следующая »

Симптоматика заболевания

Исследования психологов доказывают, что основные признаки психического здоровья ребенка различного возраста – это эмоциональная поддержка родителей. В неблагополучных семьях с их нарушенной эмоциональной атмосферой у детей закладывается недоверие к людям, враждебность, отсутствие естественных реакций и состояний.

В возрасте до трех лет важно становление самостоятельности. Для дошкольного периода немаловажно формирование адекватной самооценки, принятия себя. Психологи отмечают, что неправильные стили воспитания формируют разные виды невроза у детей. К примеру, эгоцентрическое воспитание формирует истерический невроз у детей, а отвержение способно вызвать неврастению.

Симптомы неврозов у детей не отличаются яркостью. Их можно отследить по возрастным критериям. Как правило, нарушаются функции, которые развиваются на данном возрастном этапе. Это следующие признаки и симптомы:

  1. От нуля до трех лет нарушаются сомато-вегетативные функции;
  2. От четырех до десяти лет нарушаются психомоторные;
  3. От семи до двенадцати лет – аффективные функции;
  4. От двенадцати до шестнадцати лет – эмоциональные.

Симптомы невроза у детей специфичны. У детей раннего и дошкольного возраста – это страх. Дети боятся потерять родителей, остаться в темноте или в одиночестве. Они не могут делать обычные вещи, играть, страх парализует. Маленький человечек чувствует беспомощность, такие эмоции вызваны отсутствием поддержки взрослых, их заботы и участия в развитии. К этим эмоциям добавляется страх смерти.

У детей дошкольного и школьного возраста могут присутствовать еще некоторые симптомы. Это:

  • отсутствие аппетита;
  • потливость;
  • возбудимость или, наоборот, вялость;
  • раздражительность.

Симптомы могут дополнять тики, невротические подергивания, заикание, энурез, невротический энкопрез (недержание кала). К тому же в симптоматике присутствуют аномалии характера, к примеру, робость, болезненное самолюбие или патологическое фантазирование.

Материалы попсихопатологии. Невротические расстройства

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Невроз — это функциональное расстройство высшей нервной деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующего фактора, протекающее с эмоциональными и соматовегетативными нарушениями в виде истощаемости, раздражительной слабости, утомляемости, тревожности, страхов и др. При этом отсутствуют психотические симптомы. Чем старше ребенок тем больше симптомы осознаются личностью. Главной причиной возникновения невроза является психологический фактор (психологическая травма). Выделяют следующие виды психологических травм: 1) шоковые — внезапные, большой силы, связанные с угрозой для жизни и здоровья; 2) кратковременные — болезнь, конфликт в семье, развод родителей; 3) хронические — неправильное воспитание, противоречивый подход родителей, деспотизм, физические наказания, постоянная школьная неуспеваемость. Важное значение в формировании неврозов имеют взаимоот­ношения в семье: воспитание по типу повышенной моральной ответственности, гиперпротекция, эмоциональное отвержение, отсутствие взаимопонимания, трудность ком­промиссов. Если есть органическое поражение головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), то оно выступает в роли условий (почвы) для развития невротических расстройств. В этом случае невротическая симптоматика сочетается с неврозоподобной, которая типичная для детей с резидуально-органической недостаточностью.

Выделяют:

А) ОБЩИЕ НЕВРОЗЫ (неврастения; невроз навязчивых состояний; истерический невроз).

Б) СИСТЕМНЫЕ НЕВРОЗЫ. В отечественной психиатрии системными называют неврозы, при которых преобладают симптомы функциональных нарушений одной или нескольких систем: сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной, дыхательной и др.

А) ОБЩИЕ НЕВРОЗЫ

Неврастения

(В МКБ — астенический невроз F 48.0)

Причина — истощение нервной системы из-за чрезмерного физического или умственного напряжения, связанного с постоянной стимуляцией со стороны родителей, требований достижений без учета сил и возможностей ребенка. Характерен конфликт между «должен» и «могу». Наблюдается со школьного возраста. У более младших детей – только психогенные астенические реакции. Эмоциональные нарушения: раздражительная слабость, повышенная утомляемость даже после небольшой умственной или физической нагрузки, может быть гнев с переходом в плач. Соматовегетативные симптомы: головные боли, снижение аппетита, гипергидроз, головокружения, чувство внутреннего напряжения, нарушения сна (трудностями засыпания и сонливостью днем), невозможность расслабиться.

Истерический невроз (

В МКБ – диссоциативные (конверсионные) расстройства F 44)

Синонимы истерического невроза — истерия, диссоциативные расстройства движений и ощущений. В основе лежит внутренний конфликт между «хочу» и «могу», то есть высокий уровень притязаний, не соответствующий возможности личности. К этому заболеванию склонны дети и подростки с истероидными чертами характера (повышенная впечатлительность, эго, демонстративность). Может наблюдаться с раннего/дошкольного возраста.

Симптомы истерии очень разнообразны:

— аффективно-респираторные припадки: развиваются при плаче, вызван­ном гневом ребенка, при неудовлетворении жела­ний. Дети с криком и плачем падают на пол, бьются о пол, испускают прерывистые вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания с развитием цианоза. Спустя 15-20 секунд приступ заканчивается. Эти состояния необходимо дифференцировать с эпилептиче­скими припадками. В отличие от эпилепсии при истерии нет пол­ной потери сознания (сохранение зрачковой реакции на свет), нет выраженной сонливости или оглушения после приступа.

— истерический парез или паралич: ребенок не может стоять и хо­дить, но при этом нет нарушений мышечного тонуса и рефлексов.

— расстройства ощущений: гипо- и гиперестезии, парестезии (жжение и онемение конечностей);

— соматовегетативные нарушения: нарушения сердечной деятельности, спазмы кишечника, мочевого пузыря, повторяющаяся рвота.

Обычно жалобы предъявляются демонстративно, с тем, чтобы на больных было обращено особенное внимание. Характерна ипохондричность.

Невроз навязчивых состояний

(по МКБ — обсессивно-компульсивное расстройство F 42) Высокий риск заболевания — у детей и подростков с тревожно-мнительными чертами характера. Основной внутренний конфликт: между «должен» и «хочу». Основной симптом – разнообразные навязчивые явления. Дети старшего возраста, как правило, критически относятся к этим явлениям, стараются их преодолеть. Виды навязчивостей:

1) навязчивые дви­жения и действия (обсессии), например, постоянное мытье рук, подпрыгивания в определенном порядке, обведение букв, оплевывание предмета, становиться только на светлые плитки покрытия пола, чтобы ничего не случилось и т. д. Наблюдается обычно с 6 лет.

2) навязчивые страхи (фобии), например, страх смерти, тяжелого заболевания (кардиофобия, канцерофобия, СПИДофобия и др.), загрязнения (лизофобия), устных ответов, откры­тых и закрытых пространств, острых предметов и др. Может наблюдаться с 5 лет

3) навязчивые мысли – у детей подросткового возраста.

Таким образом, в зависимости от преобладания клинической симптомати­ки выделяют невроз навязчивых действий (обсессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Возможны сме­шанные навязчивые состояния — обсессивно-фобический невроз.

Б) СИСТЕМНЫЕ НЕВРОЗЫ

Невротическое заикание

Это расстройство речи в виде наруше­ния ритма с непроизвольными остановками или повторениями от­дельных звуков. Чаще всего развивается в возрасте 3-5 лет. Развитие речи до болезни обычно бывает нормальным или даже ускоренным. Дети рано осознают свой дефект, поэтому быстро присоединяются другие невротические расстройства: страх речи, тики, ночной эну­рез. Проявления заикания усиливаются при волнении. Невротическое заикание необходимо отличать от неврозоподобного, которое начинается обычно постепенно и не имеет прямой связи с психотравмой, при неврозоподобном заикании есть признаки органического пора­жения головного мозга, позднее развитие речи, косноя­зычие.

Невротические тики

Это сокращение мимической мускулатуры и плечевого пояса, движения­, напоминающие обычный рефлекторный акт или жест, но многократно усиленные (покашливание, хмыканье, потирание ла­доней, облизывание губ, обкусывание ногтей, моргание, поправление одежды). С лет обычно.При невротических тиках ребенок может усилием воли больной может сдержать движение, испытывая дискомфорт. Невроти­ческие тики сочетаются с другими невротическими симптомами — неустойчивостью настроения, раздражительностью, плаксивостью.

Невротический энурез

Энурез — недержание мочи. К неврозу следует относить те случаи энуреза, которые возни­ кают под действием психической травмы, при внезапном измене­нии жизненного стереотипа (определении в детский сад, появлении второго ребенка семье). Данный вид энуреза в большинстве случаев является вторич­ным, т. е. появляется после выработки навыка опрятности. Недержание мочи резко учащается при обострении психотравмирующей ситуации и, наоборот, изъятие ребенка из неблагопри­ятной обстановки сопровождается урежением или прекращением энуреза. При этой форме наблюдается как ночной, так и дневной энурез, характерны ночные кошмары, страшные сновидения. Невротический энурез развивается у детей робких, тревожных, с заниженной самооценкой. Они болезненно переживают свой не­ достаток.

Невротический энкопрез

Энкопрез — это непроизвольная дефекация при отсутствии на­рушений функции прямой кишки и сфинктера заднего прохода. При острой психотравмирующей ситуации, например в случае сильного испуга, может возникнуть «медвежья болезнь». При хро­нической травме (конфликт в семье, повышенные требования к ребенку) дети, не испытывая позыва к дефекации, «слегка пачкают штаны». В дошкольном возрасте они индифферентны к своему состоя­нию. Затем болезненно переживают свой недостаток, стыдятся. Данное расстройство обычно сочетается с другими невротиче­скими проявлениями (тики, заикание, астения и др.).

Виды неврозных состояний

Какие формы невроза у детей любого возраста существуют? Рассмотрим основные виды заболевания.

Истерия

Истерический невроз характеризуется неустойчивостью настроения и эгоцентризмом. Дети младшего возраста могут показывать аффективно-респираторные припадки, то есть задерживать дыхание. Делать это они могут очень правдоподобно. Это часто проявляются при системе воспитания «кумир семьи». Припадки характеризуются театральностью, эмоциональными перепадами. У школьника, например, в восемь-девять лет, истерия может принимать характер соматической болезни. Могут быть жалобы на головную боль, спазмы желудка.

Неврастения

Неврастенические проявления характеризуются депрессивными признаками, их не спутаешь с истерическими приступами. Так, у малыша трех лет присутствует потребность спать длительное время, он не интересуется игрушками, не радуется подаркам и сладостям. В старшем возрасте, например, в 13 лет, подросток жалуется на боли в сердце и желудке, ему кажется, что он неизлечимо болен. Основные признаки неврастении – нарушения, связанные со сном.

Невроз навязчивых состояний

Особенности неврозов у детей этого вида – страхи, под которыми нет реальных причин. Например, малыш четырех-пяти лет боится пауков, их представителей в любой форме. Подросток старшего возраста уже боится сложных вещей. Это может быть конец света, который объявили псевдоученые или их последователи.

Основное проявление невроза навязчивых состояний – различные повторяющиеся движения. У каждого страдающего ребенка они индивидуальны. Это может быть потирание рук или их постоянное скрещение. Малыш шмыгает носом, покашливает, чешет затылок. Если обратить его внимание на эту особенность, то он не сможет контролировать движения. Не делать и не повторять навязчивости очень сложно, так как не устранена причина. Если невротическая личность перестала, к примеру, передергивать плечами, то навязчивость может перерасти в другое действие.

Любое волнение или тревога усугубляют темп навязчивых движений. Тики и заикание входят в группу навязчивых проявлений.

Энурез

Иногда энурез бывает единственным признаком невроза. Его следует относить к болезни, если он возникает под влиянием травмирующих ситуаций и их последствий. Если лечение отсутствует, то уже подросток, переживающий такую проблему, может страдать озлобленностью, ранимостью и замкнутостью.

Пищевой невроз

Данные невроз проявляется тем, что ребенок отказывается от пищи, его часто рвет. Пищевой невроз может возникнуть как у грудных детей, так и у подростков. Основные последствия отказа от еды – проблемы со здоровьем, нехватка витаминов, анорексия.

В большинстве случаев виновниками подобного состояния являются родители. Основная причина – насильственное кормление. Это формирует отвращение к продуктам, ритуалу еды. Но дети могут отказываться от пищи и по причине конфликтов в семье. Отсутствие аппетита может сигнализировать о внутренних переживаниях и проблемах.

Невроз у детей: симптомы

Основными проявлениями неврозов у детей является тревожное настроение и генерализованный страх. Однако, это беспокойство сравнительно небольшой степени тяжести. Проявляться оно может от различных событий, таких как, например, видение получения негативной оценки в школе или неудачи в спортивных соревнованиях. Страх в этом случае может сопровождаться проблемами со сном, ухудшение концентрации внимания и раздражительность.

Симптомы неврозов у детей: панические расстройство

Приступы паники вызывают состояние сильного страха, который сопровождается жалобами на соматические расстройства (в частности, проблемы с дыханием или значительное ускорение сердечной деятельности). В ходе расстройства, приступы страха могут возникать совершенно неожиданно. Более того страх перед опытом следующего приступа может быть так велик, что сам по себе может спровоцировать очередной эпизод паники.

Симптомы неврозов у детей: специфические фобии

Неврозы детей и боязнь темноты

Симптомы неврозов у детей: социальная фобия

Маленькие пациенты с социальной фобией, избегают контактов, особенно с людьми незнакомыми. В случае воздействия, они могут избегать разговора или зрительного контакта. Появляется у них также значительный дискомфорт, связанный с нахождением в неудобной ситуации. Социальная фобия может быть источником больших проблем, потому, что ребенок испытывает страх, даже выходя из школы. Он стараться вообще как можно реже покидать дом, чтобы избежать контакта с другими людьми. Иногда, как симптом социальной фобии проявляется немота, которая заключается в том, что ребенок в целом умеющие правильно говорить, перестает общаться с людьми, которых не знает.

Симптомы неврозов у детей: повышенная возбудимость трансформатора

Страх только один из персонажей детских неврозов, в которых маленький пациент не может выдержать расставания со своими опекунами. Сам момент разлуки с родителями (например, разлука на время учебы) или даже только мысль о ней вызывают беспокойство, плач и раздражительность ребенка. Они могут принимать всевозможные меры, чтобы оставить родителей при себе, например, сообщать о наличие соматических заболеваний, таких как боль в животе или голове. Разделения тревоги может вызвать также нежелание ребенка, выходить из дома. Это касаться как выход в школу, так и выезда на экскурсию без родителей.

Невроз у ребенка

Симптомы неврозов у детей: обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний)

Из всех описанных симптомов, наверное, именно это расстройство может показаться наиболее обременительным для окружающих. В ходе их выделяется определенные составляющие: навязчивые идеи, то есть, появляются желательные стойкие мысли и комплексы действия, выполнение которых успокаивают ребенка и вызывают временное прекращение одержимости. Дети могут иметь различные симптомы, например, пациент с навязчивой идеей о чистоте может менять одежду несколько раз в течение суток, или постоянно мыть руки. Обсессивно-компульсивное расстройство, могут значительно нарушать функционирование ребенка, потому что бывает так, что выполнение какого либо задания, занимает у него даже большую часть суток.

Что входит в лечение

Если специалист диагностировал у ребенка невротическое заболевание, то целесообразно выбрать соответствующее лечение. Делать это нужно обязательно, иначе происходит невротическое развитие личности. Основное лечение – психотерапия. Она направлена в основном на улучшение семейной обстановки, важно скорректировать воспитательный процесс.

Медикаментозные препараты имеют второстепенное влияние. Важно: все препараты назначают только опытные доктора. Лечить самостоятельно медикаментами нельзя. Обычно используются успокаивающие средства, поливитаминные комплексы.

Лечение психотерапией разделяется на три группы:

  • Индивидуальная;
  • Семейная;
  • Групповая.

Специалист изучает климат в семье, актуальны ролевые игры с ребенком младшего возраста. Хорошие результаты показывает арт терапия, аутогенная тренировка. Лечение может быть длительным, важно заинтересованное участие родителей. Иногда лечение бывает с кратковременным результатом, так как ребенок возвращается в неблагоприятную семейную атмосферу.

Профилактика

Чтобы предотвратить возникновение неврозов, следует понимать особенности их появления. Немаловажно обеспечение детям правильного воспитания. Лечить болезнь не придется, если у отпрысков сформирована хорошая семейная атмосфера, отрегулирован режим, присутствуют умеренные физические нагрузки.

Лечить детей до года стоит лаской родителей, только так формируется база доверия к миру. Без обеспечения основного потока любви и терпения, процесс их лечения и профилактики будет не совсем успешен.

Профилактика также включает устранение недостаточного и нерационального питания, формирование хороших условий для сна. Нарушение сна воздействует на появление астенического состояния.

Важная информация

Комплексно лечить невротические состояния у детей разного возраста могут следующие специалисты:

  • невролог;
  • педиатр;
  • психотерапевт.

Советуем посмотреть:

Советуем прочитать:

Мужчина страдает межреберным неврозом

Предыдущая статья

Девушка плачет

Следующая статья

Как проявляются детские неврозы

Симптомы детского невроза зависят от вида расстройства:

Истерия

. Проявляется повышенной чувствительностью, впечатлительностью, внушаемостью. У ребенка развивается эгоизм, часто случаются перепады настроения. При плаче развивается аффективно-респираторные припадки, то есть задержка дыхания.

Неврастения

. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, нервно реагирует на малейшие раздражители. Повышается утомляемость, он становится невнимательным, не может сконцентрироваться на учебе или другом занятии. Часто симптомы сопровождаются сжимающей головной болью.

Невроз навязчивых состояний

. Ребенок становится неуверенным в себе, нерешительным и боязливым. Появляются страхи одиночества, темноты, насекомых, животных или других факторов. Могут появляться так называемые ритуальные действия — постоянное мытье рук, движения, которые повторяются определенное количество раз, которые сопровождаются нервным тиком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: