Развитие памяти у детей — приемы, методы, упражнения


Что такое память

Все события, переживания, чувства и эмоции, которые ощущает каждый человек за свою жизнь, обязательно отражаются на его личности. Память — это наше удивительное и загадочное свойство. Это запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Почему мы помним обрывки песен из далёкого детства, но иногда забываем, за чем шли в соседнюю комнату? Для чего наш мозг хранит телефонные номера или даты, которые давно не актуальны? Один лучше запоминает лица, другой — имена. От чего это зависит? Всё дело в том, какую именно память мы используем.

ВИДЫ ПАМЯТИ Все виды можно условно разделить на три группы:

  1. Что запоминает человек — задействуется двигательная, эмоциональная, словесно-логическая или образная память.
  2. Как он это делает (случайно или намеренно) — работает произвольная или непроизвольная память.
  3. Сколько хранится воспоминание — оно отправляется в кратковременную, долговременную или оперативную память.

Двигательная (или моторная) память — всё, что связано с движением. Ходьба, письмо, езда на велосипеде и другие навыки. Если мы чему-то научились однажды, то дальше это происходит как бы “на автомате”. У детей этот вид памяти возникает уже в первые месяцы жизни.

Эмоциональная память помогает сохранять чувства и эмоции, пережитые в разных ситуациях. Чем ярче окрашено событие, тем лучше оно запомнится.

Словесно-логическая (по-другому — вербальная) память есть только у человека. Выражается в запоминании мыслей, суждений и неразрывно связана с речью. Мы не помним начало своей жизни как раз потому, что не умели говорить.

Образная память соответствует пяти органам чувств. Слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная — у каждого из нас они развиты неравномерно.

Складывая воспоминания в произвольную память, человек прилагает определённые усилия и приёмы. Непроизвольно же мы запоминаем то, что нам интересно. Этот процесс происходит сам собой.

Кратковременная память хранит информацию или события от нескольких секунд до нескольких минут. Дальше воспоминания либо переходят в долговременную память (и хранятся там месяцы, годы или всю жизнь), либо забываются. Оперативная же нужна для конкретных действий, для совершения одной “операции”.

Адаптивные возможности мозга как способы улучшения памяти

Чтобы точно знать, как развить память у ребенка 4 лет или старше, необходимо знать, какие виды памяти существуют.

Согласно официальному определению развитию подлежат следующие виды памяти, которые отвечают за процесс запоминания и воспроизведения информации разного характера:

  • образная и визуальная;
  • произвольная и непроизвольная;
  • непосредственная и опосредованная;
  • кратковременная и долговременная.

Все эти виды памяти постоянно используются взрослыми и детьми и их комплексное развитие выступает фактором успешности ребенка.

Такая успешность необходима для проявления собственных способностей к обучению, проявлению творческих талантов и развитию личностных характеристик.

Почему важно развивать память у детей с раннего возраста?

Не зря новорождённых детей сравнивают с белым листом, на котором ещё ничего не написано. Ведь память — это воспоминания о пережитом опыте, а его у малышей пока нет. Но взрослея, буквально с первых месяцев, младенцы накапливают разные чувства, ощущения, умения и навыки, многие из которых сохранятся на всю жизнь. На сегодняшний день люди придумали множество способов “сохранения” важных дат, событий, списков и т.д.: от удобных планеров и чек-листов до приложений-напоминалок на телефоне и компьютере. Оно и понятно — ведь это гораздо проще, чем хранить информацию у себя в голове. Именно поэтому так важно “прокачивать” свою память самостоятельно. Это поможет вашему ребёнку:

  • легко запоминать факты, события, тексты и т.д.;
  • успешно учиться в школе;
  • мыслить нестандартно;
  • и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций!

Нужно только помнить, что “плохую” память у детей часто путают с недостаточно развитой. А исправить это можно регулярными занятиями и тренировками.

Упражнения для тренировки памяти

«Вспомни, что было на картинке»

Выберете картинку из детской книги либо карточку детского лото, на которой изображены несколько разных по цвету форме и назначению предметов. Например, на картинке может быть изображён мячик, кукла и кубик. Рассмотрите, как следует, с ребёнком картинку, повторите пару раз, что на ней изображено. Затем закройте картинку и попросите ребёнка вспомнить, что было на ней нарисовано. По мере выполнения задания увеличивайте число предметов на запоминаемой картинке.

«Наведи порядок»

Воспроизведите простейшую бытовую ситуацию, с игрушками, в которые любит играть малыш. Например, для девочек это могут быть куклы и кухонные принадлежности (игрушечная посуда, печка, маленький столик), для мальчика – набор машинок, игрушечный гараж, паркинг.

Расставьте принадлежности в определённом порядке: столик, на нём тарелка, приборы, чашечка, салфетка, рядом посадите куклу. Затем попросите малыша на секунду отвернуться и смешайте предметы в произвольном порядке. Ребёнку можно сказать, что налетел сильный ветер и все разбросал.

Предложите ему поработать «спасателем» и восстановить положения предметов именно в том порядке, в каком они были до этого. Не торопите ребёнка в процессе выполнения этого задания, желательно чтобы он делал его обдуманно, используя память.

В возрасте трёх-пяти лет у ребёнка активно наполняется словарный запас, тренируется способность рассуждать и анализировать. Поэтому наглядно-образная память дополняется следующим типом памяти – словесно-логическим.

У детей появляется выраженное желание запоминать, они начинают подходить к этому избирательно, выбирая из разнообразия получаемой информации ту, которую считают необходимой для запоминания.

Очевидно, что развитие памяти у дошкольников на этом этапе будет сильно зависеть от их мотивации, и задача родителей – простимулировать детей таким образом, чтобы задания для тренировки внимания и памяти вызывали у них интерес.

«Сложи кубики»

Сложите небольшую цепочку (для начала используйте 3-5 элементов) из кубиков разных цветов. При этом кубики должны быть одинакового размера и формы. Предложите ребёнку посмотреть и запомнить, в какой последовательности лежали кубики. Затем малыш отвернётся, а вы перемешайте кубики, и предложите ему восстановить тот порядок, в котором они были первоначально.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, это непростое задание. Запомнить цвета и расположение трёх- четырёх кубиков, возможно, и не составит труда, а вот если кубиков и соответственно цветов будет больше? Отличный способ проанализировать уровень развития не только детской, но и родительской памяти. Это упражнение позволит не только развить у ребёнка внимание, но и закрепить знание цветов и оттенков.

Читайте подробней о том, как развить внимание у ребенка — в статье по ссылке.

Учим стихи с удовольствием

Скорее всего, в этом возрасте у ребёнка уже появились любимые стихотворения или их герои – доктор Айболит, Муха-Цокотуха и т.д. Детям нравится повторять за родителями отдельные строчки и четверостишия, поэтому эти моменты очень легко и удобно использовать для тренировки слуховой памяти, что очень пригодится во время обучения в школе.

Начиная стихотворную строчку, не читайте её до конца, предложите закончить её малышу самостоятельно, например:

Добрый доктор… (Айболит)Он под деревом… (сидит) – если ребёнок затрудняется, задавайте наводящие вопросы, «что делает?»Приходи к нему лечиться… (и корова, и волчица) — «Кто?»

Для начала подбирайте небольшие четверостишия, которые хорошо рифмуются, просты и понятны малышу. Предлагайте ему сначала закончить строфу, затем переходите к четверостишию – таким образом, вы сможете учить стихотворения легко и без проблем.

Тренируем память в быту

Давайте ребёнку следующие задания: каждый день, в определённое время покормить питомца (если таковые имеются), полить цветы, вытереть пыль. Варьируйте задания, тренируя память – например, этот цветок нужно поливать тёплой водой, а этому достаточно только побрызгать листья. Объясните детям, как важно, чтобы они запомнили именно такой порядок действий, и какие последствия может повлечь за собой их неправильное выполнение. Это очень важно для формирования у ребёнка осознанного желания запоминать.

Используем навыки логического мышления

Ряд упражнений на тренировку внимания и памяти тесно связан с умением ребёнка мыслить логически, с развитием у него навыков по обобщению, классификации и анализу информации.

О том, как развивать логику ребёнка — читайте в статье по ссылке.

«Съедобно-несъедобно» – известная и популярная игра среди младших школьников. Один игрок становится впереди ряда других игроков, и, бросая мячик, называет предмет, например, «яблоко». Если предмет «съедобен» то игрок, которому кидают мяч, должен его поймать. Если же предмет не съедобен, тогда, наоборот, оттолкнуть мячик. Эта игра не только тренирует внимание и память, но также навыки по классификации предметов, в данном случае, по признаку возможности или невозможности употребления в пищу.

Эта игра универсальна так предоставляет возможность для большого количества вариаций: можно играть в «сладкое-несладкое», «быстрое-медленное», «летающее-нелетающее» (звери, птицы, животные).

Как правило, всевозможные задачи на логику также стимулируют развитие памяти у детей. Например, задания на продолжение узора, воссоздания правильной последовательности предметов, распределения их в тематические группы.

Статья с задачами на развитие логики ребенка — по ссылке.

Больше упражнений по развитию памяти

Для эффективных занятий с детьми можно использовать пособия и рабочие тетради с готовыми заданиями на тренировку памяти. Тетради рассчитаны на детей разного дошкольного возраста.

Тренировка памсяти ребенка

  • Рабочая тетрадь от Лялиной Натальи и Лялиной Ирины «Я могу запоминать! 2-3 года. Память и внимание»
  • Рабочая тетрадь от Лялиной Натальи и Лялиной Ирины «Я могу запоминать! Память и внимание. 3-4 года»
  • Пособие от Сунцовой Анастасии и Курдюковой Светланы «Развиваем память с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Развитие памяти у детей – важная задача, в решении которой родители не должны руководствоваться личным негативным опытом, думая примерно так: «да у меня тоже всегда была память плохая», «это у нас семейное» и т.д. Способность запоминать и пользоваться впоследствии результатами запоминания тренируется так же, как умение быстро считать в уме, важно лишь подойти к процессу тренировки памяти с пониманием особенностей этого процесса.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Интересные игровые методики по развитию памяти дошкольников:

Особенности развития памяти в разном возрасте

Возрастные особенности развития памяти можно разделить на несколько периодов.

ДО 2 ЛЕТ

Память ребёнка начинает проявляться уже примерно в три месяца. Он учится запоминать лица и голоса родных, рассматривает окружающие его предметы, игрушки. Очень важно уже в этот период комментировать действия, называть предметы, играя с ребёнком. Это будет тренировать и зрительную, и слуховую память малыша. Из всех видов первоначально развивается двигательная память, она к концу первого года жизни достигает уровня, который необходим для усвоения речи. Около полугода у ребёнка проявляется и эмоциональная память. Он может расплакаться, лишь увидев то, что раньше его расстраивало. И, конечно, лучше всего запоминаются наиболее яркие моменты. В полтора-два года возникают и образные воспоминания — слуховые, вкусовые и прочие представления.

ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ

Время быстрого формирования и укрепления памяти. Запоминание в этом возрасте происходит автоматически. Дети легко и с большим интересом схватывают новые знания. Это период “почемучек”, которым всё любопытно. Примерно с трёх лет активно развивается долговременная память. Ребёнок непроизвольно запоминает всё, что было очень эмоционально для него. Это самое благодатное время, когда вы можете использовать фантазию малыша, тренируя навык пересказа и составления рассказов. Лучше всего откладывается в памяти информация с сюжетом. Причем сохраняется всё в кратковременную память, но при регулярном повторении воспоминания сформируют долговременную память. Если же воздействовать на разные органы чувств, то знания усвоятся ещё быстрее и лучше!

ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ

Долговременная память в этот период становится более качественной. Уже перед школой дети способны к произвольному запоминанию, они понимают, что нужно постараться, чтобы запомнить то, что им задают. Но, по-прежнему, проще сохраняются знания, которые интересны.

ОТ 12 ЛЕТ

У подростков от 12 лет и старше мозг работает, как у взрослых. Память развивается только при получении и сохранении новых знаний и опыта. Поэтому важно уделять время не только школе, но и разным хобби, полезным увлечениям и спорту.

Особенности процессов запоминания у младших школьников

Механическая память или осмысленное запоминание?

Интересный вопрос, с которым наверняка столкнутся родители в процессе занятий с ребёнком. Механическое запоминание, другими словами «зубрёжка», не считается успешным способом тренировки памяти, и не пользуется популярностью у педагогов и родителей. Совершенно справедливо считается, что хорошо запоминается то, что было проанализировано, осмыслено и стало понятно ребёнку.

Однако есть интересный нюанс: у детей 2-3 лет в силу особенностей их развития, преобладает механическая память, например, начиная повторять за взрослыми отдельные строфы и четверостишия, они зачастую не до конца понимают их смысл. При этом малышам очень нравится темп и рифма стихов, поэтому они с удовольствием декламируют понравившиеся строчки.

Этой особенностью детской памяти успешно пользуются преподаватели иностранных языков, именно поэтому считается, что обучение языкам будет эффективно, если оно начато в самом раннем возрасте.

Постепенно механическое запоминание вытесняется осмысленным, и уже у младших школьников потребность в заучивании и «зубрёжке» должна быть относительно невелика. Однако определённые элементы механического запоминания будут актуальны ещё какое-то время на уроках иностранного языка.

Важно: Необходимо следить за уровнем словарного запаса дошкольников и младших школьников, так как его недостаточность может стимулировать потребность в слепом «заучивании», а не в объяснении того или иного явления своими словами.

Подробней о том, как развивать словарный запас ребенка — читайте по ссылке.

Повторение – мать учения?

Многие педагоги считают эффективным такой метод тренировки памяти, как многократное повторение. Метод этот действительно доступен и прост, однако его активное использование вызовет у младших школьников скуку и нежелание выполнять одни и те же задания несколько раз. Между тем очень важно, чтобы именно в начальной школе у детей сохранялся живой интерес к процессу обучения. Поэтому задания на повторение для младших школьников должны быть разнообразны и содержать элементы игры.

Дополнительные материалы

Эти книги помогут не только понять как работает память но и дадут практические методики для ее тренировки. Весьма интересно и доступно об этом пишет автор книг-бестселлеров по развитию интеллекта и тренировке памяти Рюта Кавашима. Его книги и рабочие тетради будут интересны и детям и взрослым. Японская система развития интеллекта и памяти, много интересных упражнений, советов по тренировке, хорошее оформление. Сразу несколько издательств публикуют его книги. Его методика великолепна, проверьте сами.

Вторая не менее интересная методика развития памяти от Екатерины Додоновой будет интересна родителям детей школьного возраста, чтобы помочь им быстро запоминать и хорошо учиться. В книге даны инструкции по тренировке памяти и скорочтению.

Тренируем память

  • Серия книг от Рюта Кавашима.
  • Книга Екатерины Додоновой «100% отличник. Метод, который поможет ребенку быстро запоминать и легко учиться»

Курсы Умназии по памяти

На нашем сайте ваш ребёнок сможет не только заниматься на тренажере или участвовать в олимпиадах, но и прокачать такой важный навык, как «ПАМЯТЬ». Программа состоит из четырех курсов: 1. «Как быстро и хорошо учить стихи»; 2. «Как запоминать иностранные слова, имена и лица»; 3. «Как быстро и правильно запоминать информацию»; 4. «Практическая мнемотехника».

Выбирайте наиболее интересный или прокачайте все виды памяти! (при покупке набора из 2-х или 4-х курсов вас будет ждать приятный подарок)

СЛОЖНО УЧИТЬ СТИХИ? РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ!

В Умназии вы найдете 4 практических онлайн-кура по развитию памяти для детей 6-13 лет. Попробуйте бесплатно!

начать заниматься

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: