КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ). методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подг

На правах рекламы:

Медицина – это, без сомнения, точная наука, а любой уважающий себя врач просто обязан быть педантом. Иначе он просто занимает чужое место. Именно поэтому врачи так любят все классифицировать. Самой современной классификацией болезней является МКБ-10. Невроз по МКБ-10 классификации относится к психическим заболеваниям.

А если говорить серьезно, то эффективное определение и лечение заболеваний невозможно без удобной классификаций заболеваний, построенной на основе последних достижений медицинской науки. Мы постоянно обнаруживаем новые заболевания, практически ежедневно узнаем что-то новое о старых недугах – все эти знания необходимо систематизировать.

В настоящее время такая международная классификация создана – это МКБ-10. Это последняя международная классификация всех известных нам заболеваний, принятая в 1989 году и на сегодняшний день является общепринятой в медицинском мире классификацией диагнозов.

Книга МКБ

  • 1 МКБ-10: что это
  • 2 Невроз и его место в МКБ-10
  • 3 Ситуационный невроз

МКБ-10: что это

МКБ-10 была принята более двадцати пяти лет тому назад, но раз в десять лет классификация пересматривается, и в нее вносятся дополнения, ибо медицинская наука в настоящее время стремительно развивается. Основным прогрессивным нововведением, которое было внесено в эту классификацию, является новый буквенно-цифровой код для каждого заболевания или патологического состояния.

Ранее код состоял только из цифр, что значительно уменьшало диапазон возможных обозначений для болезней. Теперь код заболевания может находиться в диапазоне от А00,0 до Z99,9. Первая классификация была предложена Бертильоном в далеком 1893 году. Принял ее международный статистический институт. Чтобы лучше понимать важность принятия новых классификаций и внесения корректив в старые, можно сказать, что эти работы ведутся под руководством Всемирной Организации Здравоохранения.

Для чего вообще нужна МКБ-10 и почему такими вопросами занимаются на самом высоком медицинском уровне? А дело тут вот в чем. Медицинская наука стремительно развивается: изысканиями в этой области занимаются десятки тысяч человек, находящихся в разных странах мира. Эффективное средство против онкологических заболеваний ищут в десятках лабораторий: в США и Европе, в Японии и Китае. И для того чтобы ученые могли обмениваться данными своих исследований, свободно понимать друг друга, им нужна определенная стандартизация. Именно для этого и нужны классификации, подобные МКБ-10.

Интернет дает возможность хирургу из США виртуально присутствовать на операции в Японии и делиться своим опытом. Для этого также нужны единые мировые стандарты.

Последнюю версию классификации (МКБ-10) специалисты считают оптимальной и удачной. Кроме более удобного обозначения, которое получает каждый код, в нее внесены и еще многие улучшения.

Так, например, значительно расширена группировка заболеваний глаза, уха, сосцевидного отростка. Часть заболеваний было внесено в группу «Болезни крови и кроветворных органов». В главную классификацию были внесены внешние факторы.

МКБ-10 состоит из двадцати одного раздела (или класса). Это большие группы заболеваний и патологий, собранные по определенным признакам. В разделах находятся рубрики, каждая из которых имеет трехзначный код и подрубрики (их обозначает четырехзначный код).

В разделе под номером пять находятся психические расстройства. Именно в этом классе находятся невротические расстройства, что мы привыкли называть невроз.

Недержание мочи у женщин. Клинические рекомендации

  • недержание мочи
  • стрессовое недержание мочи
  • ургентное недержание мочи
  • гиперактивный мочевой пузырь

ДИ – доверительный интервал

ИВО – инфравезикальная обструкция

ИМП — инфекция мочевых путей

КТ – компьютерная томография

КУДИ – комплексное уродинамическое исследование

мл – миллилитры

МРТ – магнитно-резонансная томография

НМПН – недержание мочи при напряжении

ПТО – пролапс тазовых органов

СНМ – стрессовое недержание мочи

УНМ – ургентное недержание мочи

УЗИ – ультразвуковое исследование

ICS – International Continence Society (англ.)

TVT – tension free vaginal tape (англ.)

р – статистическая вероятность ошибки (англ.)

Недержание мочи – жалоба пациента на любое непроизвольное выделение мочи из уретры.

Недержание мочи при напряжении (стрессовое) – жалоба пациента на непроизвольное выделение мочи из уретры при физических усилиях, кашле и чихании.

Императивное (ургентное) недержание мочи – жалоба пациента на непроизвольное выделение мочи из уретры при интенсивных повелительных позывах к мочеиспусканию.

Дневник мочеиспускания – запись частоты и объема мочеиспусканий в течение определенного промежутка времени.

Операция TVT – операция с применением свободной синтетической субуретральной петли.

1.1 Определение

Недержание мочи является серьезной социальной и медицинской проблемой [1, 2] в России и во всем мире. Недержание мочи возникает, если давление в мочевом пузыре превышает давление внутри мочеиспускательного канала.

Экстрауретральное непроизвольное выделение мочи может быть связано с врождёнными или приобретёнными дефектами мочеточника, мочевого пузыря или мочеиспускательного канала, например, при экстрофии мочевого пузыря (врождённом отсутствии его передней стенки), тотальной эписпадии уретры (отсутствии передней стенки мочеиспускательного канала), тотальной гипоспадии уретры (отсутствии задней стенки мочеиспускательного канала), эктопии устьев мочеточников с необычным их расположением, например в уретре или влагалище.

Приобретённые дефекты, ведущие к ложному недержанию мочи, как правило, связаны с травмой, в результате которой нарушается целостность мочевых путей с последующим образованием мочевых свищей, открывающихся на кожу, во влагалище или прямую кишку. Истинным недержанием мочи, по определению Международного общества по удержанию мочи (ICS), считается «непроизвольная потеря мочи, объективно доказуемая и вызывающая социальные и гигиенические проблемы» [3, 4].

Нейрогенное недержание мочи возникает при повреждениях спинного мозга, спинномозговой грыже, запущенном цистите, осложнённом сморщиванием мочевого пузыря. Истинное недержание мочи при напряжении может появляться при изменении положения тела, физической нагрузке той или иной степени выраженности, т.е. при увеличении внутрибрюшного давления. Оно обусловлено снижением тонуса мышц тазового дна, ослаблением сфинктеров мочевого пузыря.

Недержание мочи при напряжении может быть двух основных видов: заболевание, связанное с дислокацией и ослаблением связочного аппарата неизмененного мочеиспускательного канала и уретровезикального сегмента, что относится к анатомическому недержанию мочи, и заболевание, связанное с изменениями в самом мочеиспускательном канале и сфинктерном аппарате, приводящими к нарушению функции замыкательного аппарата.

Императивное недержание мочи связано с непроизвольными сокращениями мочевого пузыря. Это состояние может быть связано с нейрогенными проблемами, такими как снижение ингибирующего контроля со стороны центральной нервной системы или же нарушениями функции уротелия, что может приводить к активации афферентных рефлексов мочевого пузыря.

1.3 Эпидемиология

Эпидемиологические данные, представленные Международным обществом по удержанию мочи ICS (International Continence Society) показывают, что недержание мочи при напряжении (НМПН) широко распространено в США [2] и странах Европы, где от 34 до 38 % женщин страдают этим заболеванием.

N39.3 – Непроизвольное мочеиспускание.

1.5 Классификация

Согласно классификации Международного общества по удержанию мочи (ICS), выделяют следующие виды недержания мочи [1]:

  • стрессовое недержание, или недержание мочи при напряжении, — непроизвольное выделение мочи при внезапном повышении внутрибрюшного давления и недостаточности сфинктерного аппарата уретры, которые возникают при кашле, чихании, физических нагрузках и т.д.;
  • императивное (ургентное) недержание — непроизвольное выделение мочи при внезапном нестерпимом повелительном позыве к мочеиспусканию, обусловленном непроизвольными сокращениями детрузора. Чаще всего служит проявлением гиперактивного мочевого пузыря [3];
  • смешанное (комбинированное) недержание мочи сопровождается симптомами и стрессового, и ургентного недержания. Описанные типы недержания мочи встречаются наиболее часто, однако существует ещё несколько редко встречающихся типов;
  • энурез, или ночное недержание мочи, — возникает во время сна;
  • ситуационное недержание — непроизвольное выделение мочи при различных обстоятельствах, например, при половом акте, смехе и т.д.;
  • недержание мочи при переполнении мочевого пузыря (парадоксальная ишурия).

Предлагаем ознакомиться Приапизм – эрекция, которая длится долго

Для определения тяжести недержания мочи при напряжении в настоящее время используют международную классификацию, предложенную и модифицированную McGuire и J. Blaivas в 1988 г. Эта классификация рекомендована к применению Международным обществом по удержанию мочи (ICS) и общепринята.

В клинической практике широко применяют более простую и приемлемую для практического здравоохранения классификацию Д.В. Кана (1978), определяющую степень недержания мочи при напряжении. По Д.В. Кану, различают 3 степени недержания мочи: лёгкую, среднюю и тяжёлую [4].

При лёгкой степени непроизвольное выделение мочи отмечают только во время резкого и внезапного повышения внутрибрюшного давления: сильного кашля, быстрой ходьбы. При этом потеря мочи исчисляется всего несколькими каплями.

При тяжёлой степени – больные полностью или почти полностью теряют мочу даже при изменении положения тела.

Самопроизвольное отхождение мочи при кашле, чихании, физической нагрузке и/или императивных позывах к мочеиспусканию.

Обследование и лечение таких заболеваний, как недержание мочи, требует комплексного подхода. Многие факторы могут влиять на проявление заболевания у конкретного человека. Некоторые из них могут вызвать недержание мочи, повлиять на выбор метода и успех лечения.

• Оценка общего состояния

  • Наличие симптомов со стороны мочевыводящих путей и толстой кишки или урогенитального пролапса, степень тяжести, продолжительность и степень беспокойства. Выявление симптомов в соответствующих органах и системах имеет решающее значение для эффективного планирования лечения. Для оценки симптомов целесообразно использовать проверенные анкеты.
  • Влияние каких-либо симптомов на половую функцию: подтверждение данными анкеты, включая воздействие на качество жизни, помогает адекватно оценить состояния больного.
  • Наличие и тяжесть симптомов, включая неврологическое заболевание.
  • Сбор данных о предыдущем консервативном, медикаментозном и хирургическом лечении, в частности, того, как они влияют на мочеполовой тракт и толстую кишку. Следует отметить эффективность и побочные эффекты предыдущего лечения.
  • Выявление сопутствующих заболеваний, которые могут иметь огромное влияние на развитие недержания мочи или кала и урогенитальный пролапс. Например, больные бронхиальной астмой во время приступов будут страдать стрессовым недержанием мочи. Некоторые болезни также могут приводить к изменениям в анализе мочи, особенно у ослабленных пожилых людей.
  • Выявление медикаментозных препаратов, которые принимает пациент по поводу других заболеваний, так как важно понимать, способствуют ли эти препараты возникновению недержания мочи.
  • Акушерский и менструальный анамнез.
  • Выявление физических повреждений, травм.
  • Вопросы охраны окружающей среды: они могут включать в себя социальную, культурную и физическую среду.
  • Стиль жизни (в том числе физические упражнения, курение, количество и тип принимаемой пищи/жидкости).

• Другие вопросы, влияющие на выбор лечения

  • Необходимо учитывать желание пациента лечиться и продолжать лечение.
  • Цели лечения и ожидаемые результаты.
  • Системы поддержки пациентов (в том числе опекунов).
  • Когнитивные функции: все пациенты должны быть оценены на предмет их способности в полной мере описать свои симптомы — в отношении беспокойства, влияния на качество жизни, их предпочтения и цели по уходу, а также понимании предложенных планов обследования и лечения, обсуждения, где это уместно, альтернативных вариантов лечения.

В некоторых группах пациентов важно формальное тестирование.

Например, тестирование когнитивных функций у пациентов с возможными нарушениями памяти и/или внимания, которые могут повлиять на ответы (табл. 1).

Если пациент не может принять решение о лечении самостоятельно, в обсуждении истории болезни пациента, целей лечения и ухода за ним могут участвовать члены семьи и лица, осуществляющие уход.

Таблица 1 – Дифференциальная диагностика ургентного (обусловленного гиперактивным мочевым пузырём) и стрессового недержания мочи на основании субъективных проявлений заболевания

СимптомыУргентное недержание мочиСтрессовое недержание мочи
Ургентные (повелительные) позывыДаНет
Неоднократные прерывания ночного сна, вызванные позывами к мочеиспусканиюЧастоРедко
Способность вовремя добраться до туалета после позываНетДа
Количество мочи при каждом эпизоде недержанияБольшоеМалое
Недержание при кашле, смехе, чихании и т.д.НетДа

Чем сложнее история болезни и более обширна и/или инвазивна предложенная терапия, тем более полным должно быть обследование.

В зависимости от симптомов пациентов и их тяжести, есть целый ряд компонентов в обследовании больных с недержанием мочи и/или пролапса тазовых органов.

Кроме общего состояния пациента, следует оценить его психический статус, индекс массы тела и уровень физической активности.

Абдоминальное обследование: пальпация живота, области мочевого пузыря, выявление послеоперационных рубцов.

Невроз и его место в МКБ-10

С самого начала следует сказать, что термин «невроз» вообще изъят из новой классификации. Теперь подобные патологии называются «невротическим расстройством». Прежде всего, очень важным является тот факт, что данный вид заболевания находится именно в разделе, посвященном психологическим заболеваниям. Хотя, мы еще не до конца понимаем причины и механизмы развития такой патологии, как невроз. Однако одной из наиболее популярных гипотез его происхождения является та, которая говорит о связи этого заболевания с психическими расстройствами.

В этом смысле МКБ-10 является для медиков чем-то похожим на периодическую систему химических элементов, созданную Дмитрием Ивановичем Менделеевым. В ней каждый элемент находится на своем месте вследствие своего атомного строения и свойств, которые являются его результатом. В какой-то степени это справедливо и для классификации болезней: некоторые заболевания меняют свое месторасположение в разделах по мере того, как ученые больше узнают об их природе и причинах которые их вызывают.

Как уже было сказано, в МКБ-10 термин «невроз» заменен на «невротическое расстройство». В этом отношении МКБ-10 больше напоминает американскую классификацию DSM. Хотя, определение этого заболевания в новой классификации практически не изменилось. Подобные расстройства в МКБ-10 находятся с F40 по F48. В этом разделе расположены следующие рубрики:

  • F40. Фобические тревожные расстройства: к ним относятся агорафобия, социальные фобии, другие аналогичные расстройства.
  • F41. Панические расстройства.
  • F42. Навязчивые мысли: к этой группе относятся навязчивые ритуалы и действия, обсессивно-компульсивные расстройства.
  • F43. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации.
  • F44. Диссоциативные расстройства.
  • F45. Соматофорные расстройства.
  • F48. Другие невротические расстройства.

Симптоматика

Пациенты с ситуационным неврозом обычно жалуются на следующие проявления недуга:

  • быстрая утомляемость, нехватка жизненных сил и энергии;
  • несдержанность в эмоциях, плаксивость, обидчивость;
  • неудовлетворенность жизнью, предвзятое отношение к своим результатам;
  • снижение внимания, рассеянность, проблемы с памятью;
  • высокая степень возбудимости от различных внешних раздражителей: яркого света, громкого звука, неприятных скрипов, шелеста и т.д.;
  • частые головные боли, мигрени;
  • беспокойство сна, его отсутствие;
  • проявление симптоматики ВСД (чрезмерная потливость, скачки АД, онемение конечностей, озноб);
  • половые дисфункции, усиливающиеся при постоянных переживаниях и тревогах из-за этого.

Человек отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но не в состоянии самостоятельно преодолеть проявления недуга. Тревожные мысли и переживания полностью овладевают человеком и лишь усугубляют со временем психическое состояние пациента, не давая ему полноценно жить и развиваться.

Ситуационный невроз

Одним из наиболее распространенных видов невротических расстройств является ситуационный невроз, который по классификации МКБ-10 относится к паническим расстройствам (иногда называют панической атакой). Подобный невроз возникает как реакция человека на определенную ситуацию, которая по какой-то причине вызывает у него сильный стресс.

Подобные проявления могут возникать не только в связи с действительно реальной угрозой (панику может вызывать и ожидание угрозы). Подобный невроз имеет ярко выраженные вегетативные симптомы, к ним относятся головная боль, повышенное потоотделение, головокружение, одышка, тахикардия, тремор конечностей.

Кроме вегетативных симптомов этот невроз характеризуется и психическими симптомами. Он очень часто сопровождается фобиями: боязнью смерти, одиночества (или людных мест), страх сумасшествия, страх нового панического приступа.

Этот невроз может вызывать подобные приступы довольно часто (раз в месяц или даже в неделю). Это заболевание может иметь тяжелые социальные последствия для больного, связанные с порицанием окружающих, невозможности поддерживать нормальные отношения с людьми, проблемами на работе.

Диагностировать это заболевание довольно сложно, так как его клиническая картина во многом похожа на проявления других болезней. Панические атаки могут быть последствием некоторых психических заболеваний (депрессии).

Относительно причины, которая вызывает данную патологию, единого мнения пока не существует. Есть мнения, что подобные симптомы вызывает недостаток в организме нейромедиаторов, другие специалисты винят наследственность или сбои взаимодействия между отделами вегетативной нервной системы.

Есть и психологические объяснения этому феномену. Психологи считают, что панические атаки могут вызывать личностные конфликты, вытесненные глубоко за пределы сознания.

Лечение является стандартным для невротических расстройств: сочетание психотерапевтических методов и лекарственных препаратов. Для медикаментозной терапии применяют антидепрессанты и транквилизаторы, обычно их приходится принимать не меньше шести месяцев. Хорошие результаты дает психотерапия, но при лечении этого недуга она также занимает много времени.

Советуем посмотреть:

Советуем прочитать:

Таблетки

Предыдущая статья

Курение при неврозе

Следующая статья

Симптомы ангионевротического отека

Ангионевротический отек симптомы имеет разные, в зависимости от типа, причин, его вызывающих. Чаще приступ развивается остро, в течение пары минут. Редко он нарастает 2–4 часа. Обычно локализуется отек на лице, зачастую на веках. Тип патологии определяется как раз местом локализации. Так, при отеке подслизистых тканей ЖКТ у больного появляются:

  • боли в брюшине;
  • тошнота со рвотой;
  • нарушения процесса дефекации.

В случае, если опухает гортань, больной характерно судорожно дышит, заметны отклонения правильности речи, осиплость.

Иногда наблюдаются отеки других органов:

  • плевры;
  • нижних органов, выводящей мочу системы;
  • мозга, тканей вокруг;
  • суставов;
  • мышечных тканей.

У половины пациентов заболевание сопровождает крапивница, анафилактический шок.

НАО впервые проявляет себя до двадцати лет, передается по наследству. Нарастает он медленно, ткани возвращаются к нормальному виду более недели. Чаще он проявляется отеком носоглотки или органов ЖКТ. Этот вид часто рецидивирует, возникая по несколько раз в год по разным причинам, начиная от стресса, заканчивая микротравмами.

Общая клиническая картина

Симптомы:

  1. В начале развития пациент ощущает нехватку воздуха, возникает осиплость.
  2. При развитии патологии образуется локальный отёк кожи, клетчатки под ней или слизистой, сочетающийся с крапивницей.
  3. Нередко отек сопровождается анафилактическим шоком.
  4. Может развиться на любом органе, хотя чаще локализуется на лице, конечностях, наружных половых органах, например, в мошонке у мужчин.
  5. Наиболее опасен отёк гортани, развивающееся от этого удушье.
  6. Быстро наступает стадия асфиксии.

Отек лица, век, гортани

Ангионевротическая патология или отек Квинке — это ответная реакция организма на аллергены, сопровождающиеся отечностью лица, век так, что сложно открыть глаза, слизистой гортани. Самые распространенные раздражители:

  • споры грибов;
  • пыльца цветов растений;
  • продукты;
  • бытовые вещества;
  • лекарства, препараты;
  • алкоголь;
  • укусы насекомых и паразитов;
  • ультрафиолетовые лучи.

Встречаются и другие аллергены, но они — редкие. Проявления – опухание глазных век, лица, рото- и носоглотки.

Симптомы отека внутренних органов

Помимо видимого наружного отека часто развиваются аллергическая отечность внутри организма, что затрудняет постановку диагноза. Об отекании внутреннего органа говорят:

  • приступообразные сильные боли в брюшине;
  • развитие припухлости или опухоли на грудной клетке, создающей давление на грудь;
  • одновременное появление рвоты и поноса.

Признаки отека мозга

Иногда врачам приходится сталкиваться с отеком мозга, проявляющимся такими симптомами:

  • ригидность мышц на затылке (характеризуется тем, что пациент не может дотронуться подбородком до тела);
  • заторможенность сознания;
  • вялость;
  • тошнота, сопровождаемая рвотой;
  • частые судороги мышц.

Синдром навязчивых движений у детей

Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме.

Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства.

Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.

1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием.

Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Простая стереотипия

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

https://www.youtube.com/watch?v=aDaaCGZz-Ok

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Сложная (комплексная) стереотипия

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу.

Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные.

В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки.

Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться.

Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости.

В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются).

Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены.

Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции.

Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания.

В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге.

Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи.

Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы.

Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой.

Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.

Логоневроз

Логоневроз – нарушение речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, произнесением отдельных звуков, разговорными паузами и прерывающейся речью. Логоневроз по МКБ-10 имеет код F98.5 – это заикание/запинание. Логоневроз и заикание являются синонимичными понятиями, но чтобы понять разницу между ними, стоит обратить внимание на причины заикания. Если заикание носит невротический характер, то это логоневроз. Помимо этого бывает еще неврозоподобное или органическое заикание, связанное с физиологическими причинами. Ниже пойдет речь именно о невротическом заикании. Логоневроз мешает человеку полноценно жить, поэтому с ним нужно начинать бороться в детском возрасте и как можно раньше. Чем раньше выявлено нарушение, тем проще его исправить и тем меньше имеется сопутствующих проблем (неуверенность в себе, низкая самооценка, тревога, боязнь говорить — логофобия). Прежде чем начать коррекцию речи, нужно выявить причины появления логоневроза. По статистике логоневроз появляется в дошкольном возрасте. Мальчики в три раза чаще заикаются, чем девочки. Если логоневроз не вылечить, человек так и продолжит заикаться во взрослом возрасте.

Логоневроз у детей и взрослых: лечение и причины недуга. Код по мкб-10

Логоневроз – это судорога-образные движения, которые распространяются по гортанной и артикуляционной мускулатуре, появляются они в начале речи или в ее середине. Больной на определенном звуке запинается, делает паузу или тянет звук.

Клиническая картина патологии напоминает тонические или клонические судороги. При тоническом логоневрозе пациент делает звуковую остановку, а при клоническом повторяет слова или звуки. Заболевание имеет 4 фазы развития, это достаточно серьезная личностная проблема, которая вносит ограничения в способность человека полноценно общаться.

Логоневроз нарушает ритмичность и плавность речи человека. Речь начинает формироваться у детей до года, а заканчивается к 7 годам. Начальные стадии логоневроза проявляются в повторении букв и протягивании слогов.

Причины заболевания у детей

Логоневроз не связан с нарушениями или патологиями речевого аппарата – это невротическая форма заболевания.

Справка! Логоневроз часто сопровождается дрожанием челюсти, мышечным напряжением лица, частым морганием.

Логоневроз становится более выраженным когда ребенок волнуется и не может выразить свои мысли. На какое-то время признаки речевого невроза могут отступать, и тогда речь ребенка становится плавной, однако, в сложной психологической ситуации проблема обостряется, и интенсивность клинической картины усиливается.

Закономерность – чем сильнее нервничает ребенок, тем ярче признаки логоневроза, в результате формируется стойкая цепочка.

Факторы, которые провоцируют логоневроз в детском возрасте:

  1. Лабильная нервная система. Ребенок тревожный, плаксивый, раздражительный.
  2. Недостаточность центральной нервной системы, возникавшая в результате нарушений при внутриутробном развитии, травм при родах, а также недугов, перенесенных в раннем возрасте.
  3. Особенности развития речи индивидуального характера. Слишком интенсивное развитие фазовой речи, слишком резкое введение второго языка в момент, когда малыш еще не полностью освоил свой родной язык.
  4. Наследственная слабость центральных речевых механизмов.
  5. Патогенное внешнее влияние, которое подкрепляет предрасполагающие факторы для развития речевого невроза.
  6. Расторможенность нервной системы ребенка, что приводит к скомканности и размытости речи, позднее становление речи.
  7. Некоторые физические недостатки, формирующие комплексы и чувство неполноценности.

В группе риска дети:

  • к которым взрослые предъявляют слишком завышенные требования;
  • родители которых излишне строги, постоянно их контролируют, выставляют противоречивые требования и не имеют единой стратегии воспитания;
  • которые не имеют должного эмоционального контакта, поддержки и заботы;
  • перенесшие острые стрессы или психологические травмы.

Симптомы у детей

Речевой невроз характеризуется паузами во время разговора, кроме того, признаки патологии могут быть следующими:

  • ребенок несколько раз повторяет определенные звуки, слоги или слова;
  • имеются проблемы с произношением определенных слогов или слов;
  • наблюдаются спазмы гортани;
  • нехватка воздуха.

Вместе с перечисленным признаками у ребенка отмечается наличие дыхательных и артикуляционных судорог, а также наблюдается:

  • чувство страха;
  • повышенная тревожность;
  • низкая самооценка;
  • усиленное потоотделение;
  • беспокойный сон.

В некоторых случаях при произношении слогов или слов у ребенка меняется выражение лица, возможно появление гримас, тиков.

Лечение у детей

Диагностикой и лечением логоневроза занимается логопед, кроме того необходима консультация с психологом, психиатром и терапевтом.

Очень важно изучить наследственность малыша и обстоятельства, которые спровоцировали развитие патологии.

После того, как форма речевого отклонения и его первопричина определена, врач исследует фонематический слух, лексико-грамматическую речь и звукопроизношение.

Лечение направлено на купирование слишком сильного возбуждения нервной системы ребенка. Для этого используются разные подходы – фитотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия.

Если после курса лечения в психологическом состоянии ребенка наблюдаются улучшения, восстановление нормальной работы речевого аппарата становится возможным.

Медикаментозное лечение ребенка подбирается с учетом степени неврологического заболевания. Возможно врач назначит препараты, которые влияют на активность мозговых процессов, транквилизаторы, успокоительные средства, витамины.

Важно! Выписывать препараты может только врач, самостоятельное медикаментозное лечение категорически противопоказано.

Слишком уповать на медикаменты не стоит, часто наблюдается возвращение патологии, как только терапевтический курс закончится. Поэтому во время лечения недуга крайне важно найти и устранить первопричины патологии.

Массаж при логоневрозе могут проводить только логопеды, поскольку очень важно знать механизм работы аппарата речи. Неплохие результаты показывает точечный массаж, если после массажа заикание усиливается, это свидетельствует о тяжелой патологии.

Дыхательная гимнастика позволяет нормализовать дыхательный ритм, а также укрепить мускулатуру ребенка. Физические нагрузки показаны в утреннее время суток.

Важно! Не стоит думать, что логоневроз вылечится самостоятельно когда ребенок подрастет. К большому сожалению, такое явление достаточно редко, чаще всего без лечения речевой невроз остается у ребенка на всю жизнь, и существенно снижает его самооценку.

Чтобы предупредить патологию необходимо создавать в семье умиротворенную обстановку, желательно не повышать голос на ребенка, и на ошибки указывать дружеским тоном. Родителям рекомендуется говорить спокойно и плавно. Важно соблюдать режим дня, вечером не стоит включать ребенку мультики, играть в шумные игры. Нужно исключить прочтение страшных сказок, которые могут напугать ребенка.

Причины заболевания у взрослых

Как правило, речевой невроз формируется в детском или подростковом возрасте, причины, которые провоцируют заболевание индивидуальны и способствовать ему могут как наследственные, так неврологические факторы.

Предпосылками для развития логоневроза во взрослом возрасте могут быть:

  1. Неврологические или органические причины – поражения головного мозга, при которых образуются очаги размягчения. Речевой невроз может развиться после травмы, инсульта, нарушения кровообращения в мозге или инфекционного поражения. В некоторых случаях лечение основного заболевания устраняет логоневроз, но сказать, что это происходит всегда нельзя.
  2. Невротические или психогенные факторы – проявляются в связи с психической травмой, а также при разбалансировке нервной системы. Такие логоневрозы относятся к сложной группе недугов, которые требуют индивидуального подхода, и единого рецепта для избавления от заболевания не существует.

Клиническая картина у взрослых

Признаки речевого невроза можно объединить одним понятием «заикание»:

  • повторение слогов или слов, которое человек не может контролировать или прервать усилием воли;
  • растягивание букв и слогов, удлинение слов;
  • усиление громкости речи, пациенту с трудом дается первый слог, поэтому он пытается произнести его максимально громко;
  • напряжение мышц лица;
  • спазм дыхания;
  • дополнительные движения рук или туловища, человек как будто помогает себе произнести слово;
  • повышение интенсивности мимики.

Характерным признаком речевого невроза является спастическое дыхание. Поскольку дыхательный аппарат тесно связан с ым, судорожное сжатие гортани приводит к тому, что речь становится прерывистой. При попытке ускорить речь, положение усугубляется, и речевые заминки становятся более выраженными.

Интересно, что мысли и внутренняя речь пациента не страдает – никаких остановок нет, все произнесенные слова «про себя» плавные и четкие.

С проблемами человек сталкивается только при попытке произнести мысль вслух, такое явление подтверждает невротический характер патологии.

Проблемы с речью безусловно влияют на поведение человека, он сторонится общества и незнакомых людей, а вот в кругу близких и родных, где ему не надо опасаться насмешек или непонимания, проблемы с речью становятся практически незаметными.

Лечение у взрослых

Лечение направлено на восстановление правильной работы нервной системы, поэтому врачи применяют фитотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, медикаментозные средства (Глицин, Ново-пассит).

Каким будет лечение определяет невролог после тщательного осмотра пациента. Часто используется комплексное лечение – прием седативных препаратов, народная медицина, мануальная терапия, массаж, иглорефлексотерапия.

Перечисленные методы существенно улучшают эмоциональный фон пациента, способствуют нормализации нервных импульсов, снижают возбуждение вегетативной нервной системы, улучшают настроение и сон.

Логопедическое лечение тоже назначается в обязательном порядке. С помощью логопеда пациент учится правильному дыханию, что значительно купирует симптомы заболевания.

В некоторых случаях проблема устраняется частично, либо заикание возвращается после курса терапии. Тогда необходимо более серьезное лечение. Нужна помощь психотерапевта, который покажет пациенту приемы релаксации и аутотренинга, поможет победить страхи и минимизировать последствия психологической травмы. Используются:

  • групповая терапия;
  • аутогенные тренировки;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • гештальт-терапия.

Могут быть назначены медикаментозные средства:

  • Пантогам;
  • Пирацетам;
  • Фенибут;
  • Фенотропил;
  • Ноофен;
  • Анвифен;
  • Гопантам и прочие ноотропные препараты.

Чем логоневроз отличается от заикания?

Логоневроз – это один из видов заикания. Вообще существуют две большие группы заиканий:

  • невротическое – логоневроз;
  • неврозоподобное или органическое.

При невротическом заикании патологии со стороны невралгии не наблюдаются, также не наблюдаются нарушения при исследовании головного мозга и его функциональности. Чаще всего пациенты с логоневрозом в спокойной обстановке практически не заикаются, проблемы начинаются при беспокойстве и волнении.

Что касается неврозоподобного или органического заикания, оно является последствием яркой неврологической патологии, при этом врачи часто выявляют отклонения в функциональности головного мозга.

В детском возрасте у ребенка плохо развивается моторика, что безусловно отражается на артикуляции. При органическом заикании речь судорожная, сопровождающаяся навязчивыми движениями и яркими нервными тиками.

Однако, надо сказать, что подобное деление весьма условно, и практически всегда человек с логоневрозом страдает соматическими расстройствами. Поэтому при лечении обеих групп заикания в основном используются одинаковые методы.

Можно ли получать права при логоневрозе? Логоневроз не является противопоказанием для получения автомобильных прав, причем любой категории. Но только в том случае, если речевое нарушение – это основной и единственный недуг.

Код по МКБ-10

Согласно Международной классификации болезней логоневрозу присвоен код F-98.5.

Коррекция невротического заикания – сложный и достаточно длительный процесс, лечение должно проводится не только логопедом, но и психотерапевтом, неврологом и психологом.

Так как в основе развития патологии лечит психотравма, отдельная работа логопеда будет неэффективной до тех пор, пока психотравмирующая ситуация продолжает воздействовать на пациента.

Если в семье ребенка с логоневрозом имеются проблемы, очень кстати будет помощь психотерапевта, который поможет наладить микроклимат в семье, что даст ребенку возможность расслабиться и чувствовать себя более спокойно и уверенно. Психолог объяснит как избавиться от провоцирующих психологических факторов, а невролог назначит лечение, которое купирует судорожную готовность.

Про логоневроз, его причины, методы лечения.

При своевременном обращении за помощью и при комплексном подходе к лечению, прогноз заболевания благоприятный, но многое зависит не только от грамотности и квалификации врача, но и от желания самого пациента избавиться от проблемы.

Источник: https://psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/logonevroz-u-detej-i-vzroslyh.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: