Буллинг в школе: что делать, если ваш ребенок стал жертвой травли 


Фото: pixabay.com

Психолог Алена Хамаганова дает советы родителям

В чем причины школьной травли? Как реагировать в такой ситуации ребенку? Что могут сделать родители? Об этом нам рассказала психолог с 15-летним стажем тренерской работы, руководитель Бурятского территориального отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Алена Хамаганова.

Для начала давайте все же разберемся, что же такое травля. Это агрессивное преследование одного человека другим (или группой людей). Часто встречается в школьной среде и носит название «буллинг».

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

Какой ребёнок имеет иммунитет против буллинга?

Есть мнение, что травля не начнется, если ребёнок, которого не принимает группа сверстников, имеет высокую самооценку, независимость от мнения окружающих, уверенность в том, что его защитят, причём именно на территории школы.

Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва.

При этом – очень важная мысль – преследуемый ребенок мало что может самостоятельно противопоставить буллингу.

Виды буллинга

Школьный буллинг – явление разностороннее, поскольку издевательства над жертвой бывают самыми разными. Рассмотрим основные формы подобного поведения.

  • Физическое насилие. Буллер воздействует на свою жертву в физическом планет – это пинки, толчки, дёргание за волосы. В особо тяжёлых случаях – побои. Такие издевательства легче всего пресечь, потому что и родители, и учителя сразу замечают их последствия.
  • Психологическое насилие. Менее очевидная, хотя и более распространённая форма буллинга. Агрессия здесь выражается в унизительных комментариях, насмешках, угрозах. Эмоциональные «насильники» дают жертве обидную кличку, стигматизируют его: «жиробас», «бомж» и пр.
  • Экономическое насилие. Тут всё просто. У школьника постоянно вымогают карманные деньги, могут просто отбирать ценные вещи: смартфоны, одежду, другие предметы. Иногда буллеры специально портят одежду (рвут, выбрасывают, пачкают в краске и пр.), рюкзаки, тетрадки и т.д.
  • Кибербуллинг. Несколько лет назад возник и получил распространение особый вид школьной травли – кибербуллин. Он подразумевает давление на жертву с помощью средств коммуникации. Агрессоры распространяют порочащую информацию в соцсетях, угрожают в мессенджерах и по электронной почте, снимают и распространяют видеоролики с издевательствами.

Последствия буллинга

  • «Синдром жертвы
    – это прежде всего низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих и страх неудачи. Это мина замедленного действия, которая будет срабатывать всегда, когда во взрослой жизни от человека потребуется принять важное решение, отстоять свои права», – пишет Наталья Цымбаленко.
    «Это было больно, породило много комплексов, низкую самооценку, отношение ко внешности». Екатерина, 31 год
  • Зачастую впоследствии жертва не способна взять на себя ответственность за свои действия и одним из основных видов реакций становятся обвинения окружающих
    .
    «Эти две недели унижений я не могу забыть».Светлана, 38 лет
  • Ощущение беспомощности, жалость к себе, фокус на проблемах, обвинение самого себя без выводов на будущее
    – также воздействуют на жертву разрушающим образом.

«Последствия травли могут усиливать и усугублять уже имеющийся травматический опыт – сильнее «размывать» самооценку

,
расшатывать физические и психологические границы человека
, – комментирует психотерапевт Мария Герасимова. – Не все, но некоторые попадают в ситуацию буллинга из-за недостатка поддержки со стороны.

Важно помнить, что буллинг – это проблема не двух человек (преследователя и жертвы). Это проблема всего коллектива, всей системы.

Если мы говорим о школьном классе, то эту ситуацию нужно решать на уровне взрослых, а не детей».

Как часто встречается буллинг

Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.

Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.

Чем опасна травля в школе

Чем опасна травля в школе

Среди самых распространённых последствий для жертвы буллинга можно выделить следующие проблемы.

  • Сложности в учёбе, плохие отметки.
  • Пропуски уроков, потому что нет желания идти в школу.
  • Психосоматика, то есть заболевания, обусловленные продолжительным стрессом.
  • Пониженная самооценка, невозможность поверить в собственные силы. Некоторые дети винят себя в том, что с ними происходит.
  • Тревожные и депрессивные расстройства психики, вплоть до самых тяжёлых форм.
  • Невротические состояния, проблемы с нахождением в обществе. Даже будучи взрослым человеком, жертва буллинга старается избегать компаний и коллективов.
  • Физические травмы и даже увечья.

В особо тяжёлых случаях эмоционально неустойчивые подростки могут попытаться покончить с собой. Согласно психологическим исследованиям, у жертв школьной травли суицидальные мысли и даже поведение наблюдается в 5 раз чаще, чем у их более благополучных ровесников. Это огромная цифра.

Признаки

Родители могут заподозрить наличие буллинга в отношении своего ребенка, если:

  • у него или нее пропадают деньги, вещи;
  • у ребенка наблюдается подавленность и депрессия;
  • ребенок не общается с одноклассниками за пределами школы (учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших — стараются как можно больше времени находиться рядом со взрослыми);
  • у ребенка часто порвана одежда,
  • у ребенка часто ссадины, синяки и царапины на теле;
  • отсутствует желание идти в школу без видимых для родителей причин.

Если вы заподозрили буллинг в школе, как бороться ним зависит от того, кто вы: учитель, родитель жертвы или родитель буллера (да-да, наши дети тоже могут быть агрессивны по отношению к тем, кто слабее).

Причины буллинга

Причины буллинга

Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.

Следовательно, буллинг в школе – это своеобразное проявление коллективной динамики. Но тогда почему не во всех классах процветает подобная практика? Тут огромную роль играет личность педагога. Если он попустительствует травле или даже одобряет её, то проблема неизбежна. И напротив: когда учитель создаёт благоприятный психологический климат в группе, то буллинг невозможен.

Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым. Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.

Особенность травли

Буллинг в школе: что это такое и как с ним справиться ребенку

Определение буллинга. Действие заключается в вовлечении всех в этот процесс, не только жертвы и преследователя, но и рядом находящихся зевак по-другому свидетелей. Данный процесс вовлекает абсолютно всех и никого не оставляет безучастным. Во время буллинга травмируется психика:

  • Жертва – чувствует собственное бессилие, осознает невозможность выбраться из ситуации, ощущая свою беспомощность. В итоге погружается в депрессию.
  • Свидетели – начинают испытывать муки совести, когда не вмешались в ситуацию и не смогли оказать помощь жертве. Также, могут навредить себе, оказав помощь, поскольку после ее оказания сами оказались в позиции жертвы для преследователей.
  • Булли – при унижении других детей, травящий наносит и себе душевные раны, которые не может прочувствовать.

Если вы поговорите со знакомыми старшего поколения о буллинге, то может удивить тот факт, что они помнят травлю, происходящую в школьные годы, даже спустя 20 и 40 лет. Травля имеет настолько сильное воздействие на человека, что впечатывается в его память на долгие годы со всеми эмоциями и чувствами, произошедшего в те года. На самом деле, с травлей возможно встретиться в любом возрасте и в любом коллективе, но обычно, именно в школе, будучи еще ребенком, человек впервые встречается с этим.

Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

Как понять, что ребенка обижают

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Жертвы травли: история из школьного детства

Вспоминаю школу, где я училась. Вполне приличная гимназия. Малокомплектный класс (не помню, сколько человек, но ощутимо меньше, чем в массовой школе). И в этом классе были пять мальчишек-«вожаков». Излюбленным развлечением которых были — швырнуть на пол книжки и тетрадки одноклассника послабее и потоптаться по ним ногами. А потом любоваться отпечатками своих ботинок на тетрадных страницах жертвы. Поиграть портфелем жертвы в футбол. Или сделать еще какую гадость. Или просто подойти и ударить.

И это еще относительно безобидные примеры. И именно эти мальчишки были лидерами, героями, любимцами девчонок. Что до учителей, то они пеняли «героям» за шалости на уроках, но то, что происходило на переменах, их не занимало совсем.

Одна из «жертв беспредела», не выдержав, пожаловалась классному руководителю. Классным руководителем у нас тогда был молодой парнишка, который забавно вел уроки, но в психологии подросткового коллектива разбирался чуть лучше, чем, в китайской грамоте. И в ответ на поступившую жалобу отреагировал публичным заявлением: «Маша жалуется, что ее обижает Саша. Ай-ай-ай, Саша, больше Машу не обижай». После чего на Машу начались гонения, по сравнению которыми знаменитое «Чучело» начинало казаться доброй наивной сказкой.

В этом же классе был еще один показательный пример «парии». Мальчишка, слабый физически, трусоватый. «Вожаки» использовали его в качестве «носильщика» учебников и портфелей, когда нужно было перейти в другой кабинет; в качестве «посыльного», когда хотелось купить булочку в буфете. Но чаще всего он являлся просто «мальчиком для битья». Били его почем зря — от скуки, развлечения ради, уж очень «забавно» мальчишка падал и охал.

Потом «вожаки» пошли дальше и заставили жертву носить в кармане записку примерно такого содержания: «Петя, Вася и Саша меня бьют, но я к ним претензий не имею, так как сам виноват».

Конец безобразию положила новая классная руководительница. Добрая, мягкая, тактичная, считающая неуважением по отношению к ученику написать замечание в дневник. Тем не менее, как только «вожаки» были замечены в агрессивных действиях, они на другой же день оказались с родителями в кабинете директора. Как ни странно, этого оказалось достаточно.

За все предыдущие годы агрессоры ни разу не получали негативной оценки своих действий. Все происходящее именовалось шаблонным: «мальчики дерутся». Кстати, описанные подвиги (намеренная порча вещей, травля девочки, битье мальчика-аутсайдера) происходили на глазах у взрослых. Школа была очень маленькой, спрятаться было негде. Класс находился в двух шагах от учительской, а от кабинета директора был отделен фанерной стенкой.

Учителя не вмешивались. Вернее, вмешивались — когда им мешали проводить урок. Тогда мальчишкам ставили двойки по поведению и вызывали родителей. Но никто из учителей и администрации не придавал значения тому, что в классе имеет место систематическая, намеренная и порой изощренная жестокость.

Вспоминая свой школьный опыт, прихожу к выводу, что от роли взрослого в школьном коллективе зависит пусть не все, но многое. В противном случае ситуация в коллективе разворачивается подобно сюжету знаменитого «Повелителя мух». Той самой книги, герои которой — дети, оказавшиеся без взрослых на необитаемом острове и превратившиеся в озверевшее стадо, начали убивать друг друга.

Ребенка обижают в школе: что делать

Нет единственно верного ответа на вопрос, как бороться с буллингом. Но самое главное очевидно – необходимо заявить о проблеме, озвучить её, назвать издевательство издевательством. Тогда агрессоры и свидетели поймут, что это не прикольный междусобойчик, а постыдный поступок. Сделать это должен учитель или директор.

Психологи убеждены, что решать ситуацию в плоскости «жертва – буллер» бесполезно, поскольку так или иначе в этом процессе задействован весь класс. Поэтому главная задача педагога и школьного психолога – создать нормальную атмосферу в коллективе. Но всё это возможно, если учителя и дирекция идёт навстречу просьбам родителей.

Если буллинг – психологический либо физический – не прекращается, нужно действовать по-другому.

Борьба с психологическими (другими) издевательствами

Действуйте следующим образом.

  1. Обратитесь в дирекцию школы. Обязательно приложите к обращению письменное заявление. Перечислите все факты, свидетельствующие о буллинге, последствия подобных издевательств. Согласно законодательству, директор должен отреагировать на заявление в течение месяца.
  2. Выдвигайте свои предложения. Возможно, у вас есть мнение, как можно решить проблему. Выдвигайте его, обсуждайте с психологами, педагогами. Привлекайте людей со стороны – возможно, это будет специалист из частного учреждения.
  3. Обращайтесь в вышестоящие инстанции. Если школьная администрация не реагирует, напишите заявление в Гороно или Районо, Рособрнадзор, омбудсмену по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники должны реагировать на подобные обращения в течение месяца.
  4. Вспомните об общественности. Если и это не помогает, то бейте во все колокола. Пишите посты в социальных сетях, обращайтесь за помощью к популярным информационным сайтам, газетам и каналам. Как вариант – обратитесь в организации, занимающиеся подобной проблемой.

Борьба с физическими издевательствами

Это очень опасно. Нужно сделать следующее.

  1. Не пускайте ребёнка в школу, если он пришёл оттуда с серьёзными травмами.
  2. Обязательно обратитесь за медосвидетельствованием. Доктор снимет побои, даст справку. Это доказательства! В их качестве также могут выступить сообщения с угрозами, видеоролики с побоями.
  3. Обратитесь в полицию и прокуратуру.
  4. Напишите заявление на имя чиновника, отвечающего за образование в вашем городе или регионе.
  5. Обратитесь к общественности. Это могут быть некоммерческие организации, пресса, депутаты, омбудсмен.

Советы родителями жертвы

Если лично вашего ребенка коснулся буллинг в школе, что делать? Самое главное — дать понять ребенку, что вы на его стороне и не оставите его наедине с проблемой.

Чего делать нельзя? Нельзя многократно расспрашивать ребенка о неприятных ему моментах, заставляя его заново переживать угрозы, унижение или давление. Нельзя принижать страдания ребенка, считая, что он преувеличивает. Это возможно, но ему плохо и он страдает. Нельзя ни в коем случае внушать ему мысль о его вине.

Если родитель имеет основания полагать, что травля имеет место, важно не пустить дело на самотек и не надеяться на то, что дети сами разберутся. Бездействие взрослых недопустимо: почувствовав свою вседозволенность, агрессоры становятся все более настойчивы в своей травле.

Что делать надо? Нужно проговаривать с ребенком разнообразные способы, как избежать школьной травли: учить ребенка не вестись на провокации, не реагировать на слова, пусть и обидные, эмоционально. Полезно будет поделиться своим опытом здоровой реакции на попытки травли.

Очень важно предпринять все попытки укрепить самооценку ребенка. Постарайтесь найти место, где ваш сын или дочь могли бы ощутить свою значимость. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Помните и все время напоминайте ребенку: как он относится к себе, так и к нему будут относиться окружающие. Уверенных в себе, пусть толстых и в очках, никто и никогда травить не станет.

Если обидчики портят или прячут вещи (типичный случай буллинга в младшей школе), имеет смысл немедленно сообщить об этом учителю, не называя имен. Важно дать понять, что ты готов бороться за свое право учиться в нормальной обстановке.

Если ситуация дошла до физического насилия, то от родителя требуется немедленная и очень жесткая реакция. Самый правильный шаг — обратиться к классному руководителю, завучу, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, предупредив предварительно школу о таком шаге.

Куда обращаться и каково наказание за буллинг в школе

Наказать несовершеннолетнего нельзя, но можно оштрафовать его родителей и школу за бездействие. Если возникла такая необходимость, вначале нужно зафиксировать побои в травмпункте, затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Чего нельзя делать, так это пытаться сами говорить с обидчиками. Это абсолютно недопустимо. Все переговоры с несовершеннолетними — только через учителей и родителей.

Как помочь ребёнку

Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?

Буллинг в школе

  • Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
  • Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
  • Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.

Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.

Что такое кибербуллинг?

Кибербуллинг — это травля в цифровых устройствах, таких как сотовые телефоны, компьютеры и планшеты. Киберзапугивание может происходить с помощью SMS, текстовых сообщений и приложений, а также в Интернете в социальных сетях, на форумах или в играх, где люди могут просматривать, участвовать или делиться контентом.

Киберзапугивание включает отправку, публикацию или передачу негативного, вредного, ложного или подлого контента о ком-либо еще. Это может быть распространением личной информации о ком-либо, вызывающей смущение или унижение.

Иногда кибербуллинг происходит на грани с незаконным или преступным поведением.

Наиболее распространенные места, где происходит киберзапугивание:

  • Социальные сети, такие как Facebook, Вконтакте, Одноклассники и Twitter;
  • SMS (служба коротких сообщений) — текстовые сообщения, отправленные через устройства;
  • Сообщения через электронную почту.

В связи с популярностью социальных сетей и цифровых форумов, посторонние и знакомые часто могут просматривать комментарии, фотографии, посты и контент, которыми делятся люди.

Любой контент, которым человек делится в Интернете, — личный, негативный, подлый или вредный, создает своего рода постоянную публичную запись его взглядов и поведения. Эта общедоступная запись может рассматриваться как онлайн-характеристика, доступная школам, работодателям, школам, институтам и всем людям, желающим узнать человека сейчас или в будущем.

Киберзапугивание может нанести ущерб репутации в сети всех участников — не только человека, над которым издеваются, но и тех, кто совершает запугивание или участвует в нем.

Кибербуллинг имеет свои особенности:

Постоянство — цифровые устройства обеспечивают возможность немедленного и непрерывного общения 24 часа в сутки, поэтому детям, подверженным киберзапугиванию, бывает трудно скрыться от них.

Большая часть информации, передаваемой в электронном виде, является постоянной и общедоступной, если специально не удаляется. Отрицательная репутация в Интернете, в том числе для тех, кто запугивает, может повлиять на поступление в институт, на работу и другие сферы жизни.

Трудность обнаружения поскольку учителя и родители могут не слышать или не видеть кибербуллинга, это труднее распознать.

Борьба с буллингом

Не смотря на то, что существуют положения, обязующие школы реагировать на издевательства, многие учебные заведения не могут влиять на издевательства, которые происходят за их пределами.

Школы могут предпринимать действия либо в соответствии с требованиями закона, либо со школьными правилами, которые позволяют им принимать дисциплинарные меры или другие действия.

Тактика киберзапугивания

Важно понимать, как происходит кибербуллинг, чтобы можно было его распознать и принять меры.

Некоторые из наиболее распространенных тактик кибербуллинга включают в себя:

  • Публикацию комментариев или слухов о ком-то в Интернете, являющихся злыми, вредными или порочащими;
  • Угрозу причинить кому-либо боль или внушить ему убить себя;
  • Публикацию компрометирующего изображения или видео;
  • Изображение себя кем-то другим в сети, чтобы запрашивать или публиковать личную или ложную информацию о ком-то еще;
  • Публикация в Интернете подлых или оскорбительных обзывательств, комментариев или материалов о любой расе, религии, этнической принадлежности или других личных характеристиках;
  • Создание злой или вредной веб-страницы о ком-то;
  • «Doxing» (доксинг) — сокращенная форма английского слова «документы», — форма преследования в Интернете, используемая для мести, угроз и разрушения неприкосновенности частной жизни отдельных лиц. Подразумевает выкладывание личной информации о человеке в общий доступ.

Поскольку кибербуллинг может происходить по-разному, примеры, основанные на реальных событиях, могут дать более глубокое понимание обычно используемой тактики. Наряду с другими факторами риска, издевательства могут увеличить риск самоубийства.

Кибербуллинг бывает безжалостным, способствующим тревоге и депрессии. Имеются прецеденты уголовного преследования молодых людей, которые, издеваясь, побуждали человека покончить с собой.

Некоторые формы кибербуллинга — это преследование, происходящее на грани с преступлением. Преследования встречаются также в отношениях мужчины и женщины и могут перерасти в межличностное насилие.

Описанные ниже ситуации являются примерами различных тактик кибербуллинга. При правильном и своевременном вмешательстве, кибериздевательство может быть благополучно остановлено без существенного вреда и негативных последствий.

Если кибериздевательства не пресекаются, они могут иметь долгосрочные последствия для психического здоровья и негативно повлиять на жизнь всех, кто в них участвует.

Нужна помощь в сложной психологической ситуации? Перейдите сюда.

Обнаженная фотография

Девушка отправила обнаженную фотографию своему парню, когда они встречались. После того, как они расстались, он поделился фотографией с другими молодыми людьми, которые затем назвали ее оскорбительными, унизительными словами в социальных сетях.

Ложь и ложные обвинения

Группа учеников попала в неприятности в школе из-за того, что была пьяной, и обвинила девочку, которая ничего не знала об этом, в том, что она сообщила о них школьному руководству. Они начали писать ей днем ​​и ночью и публиковать оскорбительные, унизительные сообщения в социальных сетях.

Другие ученики увидели их сообщения и тоже начали преследовать девушку. Постоянно издевались над ней в сообщениях и лично в школе. В конце концов она закрыла свои учетные записи в социальных сетях и сменила номер телефона. Тем не менее, травля в школе продолжалась.

Травля из-за материального положения

Школьники опубликовали негативные комментарии в социальной сети одноклассника, комментируя его одежду и кроссовки, которые были не самых дорогих брендов, вроде тех, что носили большинство из них. Они высмеивали его, называли его «бедным» и продолжали издеваться в школе.

Мальчик пропустил много дней в школе, пытаясь избежать преследования и унижений.

Ложный профиль, иногда называемый «Sockpuppet» (фейк, виртуал)

Одноклассница девушки создала поддельную учетную запись в социальной сети на имя мальчика и начала с ней онлайн-отношения. Хотя они не встречались лично, девушка сказала этому «мальчику» личную информацию о себе и своей семье.

Одноклассница, создавшая фальшивую учетную запись, затем поделилась личной информацией с другими детьми, которые использовали ее для издевательств, унижений и преследования девочки.

Подталкивание к самоповреждению или самоубийству

Молодой парень с физическими недостатками и шрамами на лице подвергался преследованиям в социальных сетях через письма других школьников. Они называли его унизительными именами, говорили, что ему будет лучше умереть. Они написали «почему ты не умрешь?» на его школьном шкафчике и призывали его покончить с собой.

Издевательства за ориентацию

Мальчик-подросток, который был откровенным геем, начал получать угрозы убийством по телефону, через текстовые сообщения и социальные сети за то, что он гей. Студенты создали анти-гей-группу в социальных сетях и преследовали его, размещая ненавистные сообщения о нем.

Издевательства из-за ревности

Девочки-подростки в своем классе преследовали девушку за то, что она встречалась с очень популярным мальчиком. Девочки отправляли ей ненавистные сообщения в социальных сетях и писали унизительные сообщения на ее школьном шкафчике.

Doxing (доксинг) в онлайн-играх

Подросток разместил комментарии на публичном игровом форуме, выразив свою неприязнь к определенным игровым функциям и тактике. Другой пользователь не согласился с ним на форуме, затем нашел информацию о мальчике в Интернете и разместил его адрес, электронную почту и ссылки на социальные сети в комментарии.

Мальчик получил множество писем и сообщений от незнакомцев с угрозами прийти к нему домой и избить его, а также заблокировать его игровой аккаунт.

Переводить ли ребёнка в другую школу

Принято считать, что не стоит переводить пострадавшего от буллинга подростка в другое учебное заведение. Мол, если уж он здесь выступает в роли жертвы, то и на новом месте его ждёт то же самое. Это неверная точка зрения. Мы говорили выше, что объектом травли может стать абсолютно любой ребёнок, а ситуацию ухудшает невмешательство педагога.

Если же у ребёнка будет возможность выбора коллектива, учителя или школы, то подобный переход потенциально способен переломить ход истории. Тем более нужно менять учебное заведение, если педагоги закрывают глаза на проблему, а то и винят в сложившейся ситуации самого подростка.

Разновидности травли

Буллинг бывает прямым или косвенным; первый чаще происходит среди учеников младших классов, второй — старших и средних. Подавляющее большинство агрессоров — мальчики, они же в большинстве случаев становятся жертвами. Мальчики также активнее девочек участвуют в коллективных насильственных действиях против аутсайдера. Наиболее популярные приемы травли в школе:

  • побои
  • отъем денег
  • порча личных вещей
  • угрозы
  • принуждение к чему-либо
  • словесная агрессия, оскорбления
  • очерняющие сплетни
  • игнор (бойкот)
  • неприличные жесты.

Кибербуллинг

Для кибербуллинга, то есть преследования жертвы на просторах интернета, используется электронная почта и социальные сети; создаются фотожабы и мемы с изображением жертвы, публикуются фрагменты личной и открытой переписки. По последним данным, около 70% московских школьников участвовали в оскорблениях однокашников в соцсетях. Унижениям подвергались и учителя — число пострадавших от кибербуллинга педагогов в Москве достигает 17%.

Травля со стороны сиблингов

В борьбе за родительское внимание, материальные ресурсы, доминирование проявляется буллинг между родными или сводными братьями и сестрами (сиблингами). Ситуацию может спровоцировать возложение на старшего ребенка родительских функций, неравное распределение материальных ресурсов и ласки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: