Низкая самооценка у детей: предупреждающие признаки


Что такое завышенная самооценка?

Если человек не может объективно оценить себя, замечает в других людях только недостатки, думает о себе лучше, чем он есть в действительности, не умеет признавать ошибки, значит, у него высокая самооценка. Такой взгляд на себя сопровождается непоколебимой уверенностью в своих силах.

Специалисты сходятся в том, что, по сравнению с заниженной, больше преимуществ у высокой самооценки; это хорошо или плохо может быть для окружающих, сам же человек не испытывает внутренних конфликтов, которые часто сопровождаются тревожностью, сомнениями, страхами и другими отрицательными чувствами.

LiveInternetLiveInternet

Что делать, если у ребенка низкая самооценка

Признаки низкой самооценки у ребенка Наиболее часто мама узнает о том, что у ребенка занижена самооценка, от детского психолога при поступлении в школу либо в период первых лет обучения. На самом деле вы можете заранее выявить и купировать проблему, достаточно понаблюдать за тем, как себя ведет и что говорит ваш ребенок. Распознать заниженную самооценку у детей можно по таким фразам: «Я не сумею», «У меня ничего не получится», «Я не знаю». Также следует обратить внимание и на то, как малыш ведет себя в кругу сверстников. Дети, не уверенные в себе, могут быть как очень стеснительными и некоммуникабельными, так и наоборот — вести себя вызывающе. Бывает, что самые задиры и хулиганы только пытаются казаться такими, а внутренне испытывают беспокойство и неуверенность. Выявить начало проблемы помогут и нехитрые психологические тесты. Можете попросить ребенка нарисовать себя. Этот рисунок может о многом рассказать: мрачные цвета, неказистый человечек — признак того, что поводы для беспокойства есть. Чтобы утвердиться в своих догадках, попросите ребенка сделать рисунок, на котором изображены все члены вашей семьи и он сам. Малыш страдает низкой самооценкой, если изобразил себя непропорционально маленьким. Причины появления низкой самооценки у ребенка Для того, чтобы найти способ устранения проблемы, нужно найти причины ее возникновения. Особенно подвержены низкой самооценкой дети, которые растут в неполных семьях либо у которых есть некоторые физические недостатки. Например, подобные чувства могут испытывать детки с заиканием, лишним весом, те, что носят очки или не выговаривают какие-либо буквы. К сожалению, их сверстники бывают очень жестокими и не имеют чувства такта, вот и придумывают обидные клички, что в итоге может вызвать и проблемы с самооценкой у вашего ребенка. Но бывают случаи, когда сами родители виноваты в том, что ребенок потерял уверенность в себе. Иногда мама, раздосадованная тем, что у малыша что-то не получается, называет его неумехой либо говорит о том, что он несообразительный. С каждым разом ребенок все сильнее убеждается в своей никчемности и замыкается в себе. К таким же последствиям могут привести и чрезмерные запреты родителей или когда они своей опекой мешают малышу познавать мир. Например, ребенок увидел, как мама делает уборку, и пытается ей подражать, на что мама вместо поощрения начинает ругаться: «Ничего не умеешь, только грязь размазываешь!». Как исправить пониженную самооценку у ребенка? Первый и главный человек в жизни ребенка – это мама, именно она может помочь справиться маленькому человечку с неуверенностью в себе. Чаще хвалите малыша, акцентируйте свое и его внимание на успехах и достоинствах и старайтесь игнорировать неудачи. Если же по какой-то причине на неудачи не удается закрыть глаза, мягко корректируйте действия ребенка, при этом подбадривая словами: «У тебя все получится, ты молодец!». Если у ребенка проблемы с учебой, то вместе делайте уроки. Рядом с мамой ему будет проще, ведь он чувствует поддержку. Когда же задание будет успешно выполнено, похвалите ребенка, акцентировав его внимание на том, что все самое тяжелое он сделал самостоятельно и вы им гордитесь.

Когда причиной заниженной самооценки у ребенка являются насмешки сверстников, нужно действовать более тонко. Выясните причину их насмешек и попытайтесь ее купировать. Например, если у ребенка лишний вес, то имеет смысл отдать его в спортивную секцию и скорректировать питание. Спорт добавит уверенности в себе, а со временем и вес придет в норму. Если ребенок не выговаривает какие-либо буквы, стоит начать водить его на сеансы к логопеду – в большинстве случаев такие дефекты достаточно легко устраняются. Если же физический недостаток вашего ребенка невозможно исправить, то превратите его в достоинство либо акцентируйте внимание вашего малыша на достоинствах, перекрывающих недостаток. Также помочь ребенку сблизиться с ровесниками и стать авторитетнее в их глазах помогут интересные праздники, организованные в его честь. К примеру, устройте ему незабываемый день рождения, пригласив на него всю детвору. Причем пусть развлекают детей профессиональные аниматоры, одетые в костюмы любимых героев фильмов или мультиков. И последний совет: никогда не жалуйтесь на проблемы при ребенке, не принижайте свои достоинства и не ругайте свою жизнь. Малыш ведь во всем нас копирует!

Откуда у ребёнка низкая самооценка и что с этим делать?

От того, насколько человек оценивает себя, зависит его уверенность в себе, в своих силах, его успех во всех областях его жизни.

Самооценка формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Она зависит от характера общения ребенка со взрослыми, их оценок действий, поведения и развития малыша.

Если ребенок в 5 – 7 лет не умеет адекватно оценивать результаты своего поведения и действий – это результат оценки взрослого.

Самооценка формируется еще в детском возрасте, потом и во взрослой жизни люди ее критически не переосмысливают, либо попросту не понимают, как ее изменить. Чтоб у ребенка не было трудностей, очень важно, чтоб его самооценка и самоуважение формировались правильно с детства.

Зависит она не от того, что и как делает ребенок, а от того, как родители комментируют свои и его действия. Высокая самооценка возникает из привычки родителей, демонстрировать ребенку, что Вы его уважаете. Глядя на действия родителей и слушая их, ребенок начинает формировать мнение о себе: он должен знать, что он важен и значим.

Даже если в этом возрасте ребенок не понимает значений таких понятий, как ценность, самоуважение, он уже понимать то, как к нему относятся. По сути, родители формируют у детей представление о норме отношения к нему. Когда ребенок будет сталкиваться с чем–то, что не попадает в рамки привычной для него нормы, то конечно он будет этого сторониться. Это привычка, если будет закреплена в юном возрасте, во взрослой жизни сослужит ему хорошую или плохую службу: зависит от того, какую норму привьют ему родители (например, «борца» или «жертвы»).

Ребенок до трех лет не знает кто он, он начинает узнавать мир, смотрит на родителей, слушает, что ему говорят, как ему это говорят, то есть таким образом он узнает, какой он человек. Следовательно, очень важно доносить качественную информацию ребенку о нем самом, а, значит, ответственно относиться к тому, как Вы обращаетесь к ребёнку, как характеризуете его действия.

По большому счету, дети в дошкольном возрасте больше взаимодействуют с родителями, поэтому важно ребенку давать правильные установочные фразы. Например, если ребенок уронил чашку, не нужно реагировать остро, и говорить, что он растяпа или нельзя на него положиться. В данном случае стоит сказать ребенку, что ничего страшного не произошло, в следующий раз получиться.

Если ребенку на протяжении взросления говорить, что он медлительный, что он стесняется, что он боится – ребенок начинает в это верить. Никогда и ни в коем случае не акцентируете внимание ребёнка на том, что он что-то не смог, чего-то испугался.

Как часто бывает, что, например, в гости к ребёнку приходит какой-то аниматор в костюме или ребёнка приводят на детский утренник, где надо как-то взаимодействовать с незнакомыми персонажами: ребёнок может испугаться, застесняться. Что делают родители? Начинают причитать: «ну что ты застеснялся!», «ой, бояка какой!», «смотри, никто не боится, ты один за маму прячешься!».

Как уже упоминалось выше, у ребенка формируется понятие о нормах отношения к себе самому. То, что говорят о ребенке, ребенок сразу визуализирует (представляет себе), получается некая оценка представления себя. Но никто так не запрограммирует ребёнка, как это могут сделать (даже ненамеренно!) его родители – самые близкие люди.

Давайте детям правильные установки, этим Вы помогаете им построить собственную счастливую жизнь.

Формирование самоуважения у ребенка – основа благополучия счастливой жизни. Есть простая модель, с которой взрослые уже сталкивались в жизни. Вас будут уважать настолько, насколько Вы уважаете себя. Если человек себя не уважает и не ценит, возникает вопрос, почему Вас должны уважать и ценить другие?

Собрались в путешествие с малышом? Вам точно понадобится много новых игрушек в дорогу!

Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.

Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.

Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте

Вам также может быть интересно:

  • Чем занять ребёнка от 0 до 1 года: необходимые игрушки!
  • Чем занять ребёнка от 1 до 2 лет: необходимые игрушки!
  • Чем занять ребёнка от 2 до 3 лет: необходимые игрушки!
  • Несколько полезных советов для супер-отдыха с детьми!
  • Как приучить ребёнка играть самостоятельно?
  • Едем с ребенком на море: советы родителям!
  • Дизайн комнаты для подростка
  • Что обязательно должны знать родители, путешествующие с детьми?
  • Если малыш заболел за границей?! Как помочь или предотвратить проблемы?
  • Путешествуете с детьми? Какую еду / закуски взять с собой в самолет…
  • Топ-10 семейных аэропортов мира: лучшие для путешествий с детьми
  • Сервисы для путешествующих с детьми в российских аэропортах
  • 10 веселых игр, в которые можно играть с ребёнком в дороге
  • 7 вещей, которые обязательно нужно сделать во время беременности

Чем грозит заниженная самооценка

заниженная самооценка что это

У людей, неуверенных в себе и в своих силах, все в жизни идет наперекосяк. Личная жизнь не ладится, карьера не строится, друзей или вовсе нет или они только и делают, что используют такого человека в своих целях, мечты не сбываются… И все это нередко приводит к самым плачевным последствиям – пьянству, наркомании, антисоциальному поведению, постоянным депрессиям и даже к самоубийствам.

Но и в детском, и в подростковом возрасте ребенку с заниженной самооценкой приходится так же трудно, как и во взрослом. Ребенок чувствует себя неуверенно в психоэмоциональном смысле. Ему стеснительно, не комфортно, он не знает:

  • что делать и как поступить в той или иной ситуации, а поэтому всегда будет идти на поводу чужого мнения;
  • как правильно общаться со сверстниками и со взрослыми, и из-за этого будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным;
  • сможет ли правильно ответить на заданный вопрос, решить задачу, написать текст, что осложнит его обучение в школе, а в дальнейшем и в университете или колледже;
  • что ему нравится делать, а что нет, а поэтому будет разрываться между несколькими увлечениями, и не научится доводить до конца начатое.

Боязнь ребенка, что его не поймут, не оценят, будут смеяться над ним, критиковать или даже ругать, не берется из ниоткуда. Все эти страхи и как следствие – заниженная самооценка вытекают из различных факторов.

Пять упражнений для поднятия самооценки у ребенка

Объективная самооценка — это один из самых важных психологических аспектов развития ребенка. Он должен понимать, на что он способен, чего заслуживает и кем является. С рождения в каждом человеке заложен определенный уровень самооценки (CQ). Он корректируется в процессе жизни и часто выходит за рамки в плюс или в минус.

Чаще всего повышенная самооценка формируется у детей из-за местами неправильного отношения родителей. Но, как показывает практика, в жизни завышенная самооценка приносит не так много неудобств, как неуверенность в себе.

Поэтому современные психологи и педагоги разработали массу упражнений, которые помогают вывести самооценку из минуса. Научить ребенка адекватно оценивать свои возможности и придать ему смелости на то, чтобы самовыражаться, способен каждый родитель. Нужно только знать, что делать.

Мы собрали пять наиболее полноценных и многогранных упражнений для поднятия самооценки у ребенка в этой статье.

Игра «Копилка достижений»

Эту игру нужно продолжать долгое время, и эффект от нее чувствуется именно в перспективе.

Выберите вместе с малышом большую коробку, ящик или что угодно, куда можно складывать вещи, и визуально оформите это так, как захочет ребенок — наклейки, рисунки и тому подобное. Можно визуализировать на этом предмете мечты ребенка.

Теперь это ваша копилка достижений. Каждый день, вернувшись домой из садика или школы, ребенок должен вспоминать какое-либо достижение дня. Он хорошо ответил у доски, нарисовал красивый рисунок, сам оделся в садике и так далее — всё, что может быть ему важно, чем он доволен. Вы вместе записываете этот успех на бумажке и бросаете в копилку. Важно, чтобы даже в самом непримечательном дне ребенок находил что-то, что ему удалось.

Наполняющаяся копилка придаст ребенку уверенности в своих силах, ведь вот сколько всего он уже смог. А сколько еще сможет! Помогайте ему выбирать события, подробно расспрашивайте о том, как прошел его день, и хвалите за то, что достойно похвалы, даже за что-то совсем маленькое.

Эту игру можно использовать и для того, чтобы ребенок продвинулся в каком-то сложном деле, например, в изучении иностранного языка или в спорте.

Арт-терапия

Арт-терапия — это исследование психики и внутреннего мира через творческие проявления. Рисунки, лепка из пластилина или глины, аппликации — все, что нравится делать ребенку, идет в ход на занятиях. В легком творчестве на свободную тему раскрываются таланты ребенка. И если в процессе арт-терапии делать акцент на том, как хорошо у чада получается что-либо — хорошо раскрашивает, аккуратно лепит, отлично передает образ и так далее — это принесет свои плоды в повышении его самооценки.

Обсуждение результатов творчества и аргументированная похвала — верный способ вселить в ребенка уверенность в своих силах и возможностях.

Упражнение «Солнышко»

Это единоразовое упражнение, для него нужны альбомный лист и фломастеры или карандаши.

Попросите ребенка нарисовать на бумаге солнышко. Никаких правил или ограничений у него нет — любое солнышко в любой части листа. Затем пусть ребенок расскажет о солнышке: какое оно? Яркое, теплое, дарит свет и радость, желтое и так далее.

Затем скажите ему: «А сейчас представь, что солнышко — это ты. Какие у тебя есть хорошие качества?» Подпишите или пусть он сам подпишет на рисунке свое имя. Подрисуйте, если их мало, лучики и подписывайте каждый лучик тем словом, каким ребенок себя характеризует. Конечно, малыш не сразу сможет рассказать о своих достоинствах. Это и взрослым иногда тяжело сделать. Помогайте ему: скажите, каким добрым, умным, ласковым (или каким угодно еще) вы его считаете.

Позвольте ребенку преувеличить свои достоинства, если ему так захотелось. Это игра для настроения, никто не требует от него кристальной честности и объективности. И ни в коем случае не отрицайте чего-то хорошего, что он о себе скажет. Воспитывать и указывать на недостатки в поведении лучше в совсем другой момент, а не во время игры.

Сохраните рисунок солнышка с подписями и в те моменты, когда ваш ребенок будет сомневаться в себе, показывайте, какие достоинства помогут ему справиться с любым делом.

Домашняя доска почета

Это еще одна игра на несколько дней вперед, и ее активные участники — родители, а не ребенок. Именно вы должны показать малышу все прекрасное, что в нем есть. Выберите определенный период времени (оптимально — неделя или две) и организуйте в квартире доску почета для ребенка. Если в вашей семье несколько детей, то создайте доски почета для каждого из них, но играть нужно в разные недели, чтобы уделить внимание каждому ребенку индивидуально.

Доску можно сделать из того, что есть: лист ватмана на стене, меловая, маркерная или пробковая доска.

На выбранный период ребенок должен стать центром внимания в вашем доме. Все члены семьи будут отмечать его достижения и хорошие качества на этой доске почета. Вы можете писать на доске о том, как ребенок хорошо убрал игрушки, или о том, что он делает успехи в математике (или в любом другом предмете), что он всегда вежлив, что он добрый и так далее. Фиксируйте любой момент, в котором ваш ребенок себя хорошо проявил.

Если ребенок захочет, он может сам добавить что-то о себе на доску. В конце выбранного периода вы вместе пересмотрите каждую запись и похвалите его за достижения. Доску почета можно сохранить, чтобы обращаться к ней в периоды, когда ребенок печалится из-за чего-то или потерпел неудачу.

Придумай себе образ (имя) — ролевая игра

Предложите ребенку придумать себе имя или образ, который ему бы хотелось иметь. Скажите, что можно оставить и свое имя тоже. Спросите, почему ребенок выбрал то или иное имя, нравится ли ему свое имя, почему он хочет называться по-другому. Это упражнение даст вам новую информацию о ребенке: если он выберет себе другое имя и другой образ, то, возможно, его что-то не устраивает в собственном «я». В обсуждении вы сможете выяснить, почему так, что его беспокоит и что бы он хотел поменять.

***

Существует масса психологических упражнений для поднятия самооценки ребенка, но главное — любить и поддерживать его в любых обстоятельствах, грамотно хвалить и поощрять, общаться с ним на равных и объективно оценивать его успехи.

Признаки низкой самооценки у детей

По мнению психологов Изабель М. Эсслер и Невы Милич, существует ряд симптомов, отличительных черт и установок, которые зачастую присущи детям с низкой самооценкой. Ниже мы расскажем о них. Но вы должны иметь в виду, что каждом ребенке они могут проявляться по-своему, в зависимости от:

  • Характера.
  • Жизненного опыта.
  • Имеющихся перед ними образцов для подражания.

Чрезмерная плаксивость и критичность

Дети с низкой самооценкой часто жалуются по любому поводу и критикуют все вокруг, потому что чувствуют сильное неудовлетворение, когда дела идут не так, как нужно. Из-за такого поведения с ними становится очень сложно общаться. В итоге они начинают ощущать себя неправильно понятыми и недооцененными, а значит, совсем скоро замыкаются в себе.

Чрезмерная жажда внимания

Таким детям постоянно нужно привлекать к себе внимание окружающих, особенно взрослых, чтобы не чувствовать себя одинокими, забытыми, неинтересными. Но обычно это не сильно помогает, что расстраивает и злит их.

Неумение проигрывать

У детей с низкой самооценкой есть патологическая потребность выигрывать все игры, соревнования, споры и т.д. Они не ценят веселье и удовольствие, получаемые в процессе. Все, что они хотят, это быть лучшими, потому что думают, что это заставит окружающих сильнее их любить и принимать. Следовательно, эти дети:

  • Плохие проигравшие – они не умеют признавать свое поражение.
  • Плохие победители – они переоценивают свои победы и слишком хвастают ими.

Страх перед неудачами и ошибками

Ребенок с заниженной самооценкой избегает рисков из-за боязни ошибиться. Поэтому он делает только то, в чем абсолютно уверен, что у него 100% получится.

Такие внутренние ограничения не позволяют ему развивать свои творческие способности. Кроме того, он будет чрезмерно тревожен.

Интроверсия и необщительность

У многих детей с низкой самооценкой плохие социальные навыки, потому что они боятся показать себя такими, какие они есть на самом деле. Поэтому им сложно:

  • Находить общий язык со сверстниками.
  • Заводить близких друзей.

Грусть и уныние

Дети с низкой самооценкой чаще всего находятся в подавленном настроении. Они:

  • Редко улыбаются.
  • Плохо мотивированы.
  • Не умеют действовать спонтанно.
  • Испытывают недостаток жизненной силы.

Перфекционизм

Дети с низкой самооценкой обычно слишком медлительны в выполнении определенных задач, потому что они никогда не чувствуют себя довольными результатами своей деятельности.

Они постоянно пытаются улучшить и исправить то, что делают. Следовательно, это мешает их эффективности и продуктивности, поскольку они вкладывают слишком много сил в не столь важные мелочи.

Агрессивность

Чтобы компенсировать и скрыть от других свою неуверенность в себе и страхи, такие дети могут вести себя агрессивно, вызывающе и неуместно. Другими словами, они своими нападками просто защищаются от других. А любые проявления злости не только ухудшают социальные взаимодействия, но и вредят здоровью того, кто злится.

Необходимость одобрения

Дети, у которых развивается негативная самооценка, хотят, чтобы их постоянно одобряли другие. Поэтому они постоянно стремятся к признанию и оценке от матери, отца, учителей, друзей и т.д. Это связано с:

  • Нестабильностью психики.
  • Недостатком доверия.
  • Неумением разобраться со своими чувствами.
  • Неумением самостоятельно оценивать себя.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: