Тест к социальным потребностям человека относится. Тест по обществознанию «потребности человека». Характеристика форм духовной культуры


Содержание

  • 1 Проявления
  • 2 Появление
  • 3 Связь с другими понятиями
  • 4 Особенности потребностей человека 4.1 Опредмечивание
  • 5 Классификации потребностей человека
      5.1 По сферам
  • 5.2 По объекту
  • 5.3 По функциональной роли
  • 5.4 По происхождению
  • 5.5 По субъекту потребностей
  • 5.6 Иерархия потребностей
  • 5.7 По видам поведения
  • 6 Философия
      6.1 Диалектический материализм
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • Проявления

    Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

    Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

    Социальные нужды

    Социальные потребности человека проявляются не столь остро, как физиологические, однако они играют важнейшую роль при взаимодействии индивида и общества. Реализация социальных нужд невозможна вне общества. К социальным потребностям относятся:

    • потребность в дружбе;
    • одобрении;
    • любви;
    • общении;
    • совместной деятельности;
    • заботе о других;
    • принадлежности к социальной группе и т. д.

    На заре развития человечества именно социальные потребности способствовали развитию цивилизации. Люди объединялись для защиты и охоты, борьбы со стихиями. Их удовлетворение в совместной деятельности способствовало развитию сельского хозяйства. Реализация потребности в общении подтолкнула развитие культуры.

    Человек — существо социальное и он тяготеет к общению с себе подобными, поэтому удовлетворение социальных потребностей не менее важно, чем физиологических.

    Появление

    По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.

    Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального)[2], которые являются побудителями и мотивацией активности человека. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера человека.

    Связь с другими понятиями

    Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования[3].

    Желание (конкретизированная потребность)

    — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:

    • с культурным уровнем и личностью индивида
    • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

    Врождённый драйв, первичный драйв

    (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1].

    Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].

    Степенью удовлетворения определённых потребностей человека является благосостояние

    [5].

    Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение

    [1].

    Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт

    (как совокупность связей и отношений)[6].

    Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение

    [7].

    Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация

    [8].

    Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].

    Потребность

    — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

    Потребности растительных форм жизни

    минимальны — для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы — свет, вода и минеральный субстрат.

    Потребности животных

    более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи — питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства).

    Потребности человека

    представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.

    Потребности человека, их классификация и количество (51 стр.)

    В труде задействованы все функциональные возможности организма, включая органические. Они отражены своими «автономными» потребностями. Перечислим их.

    Автономные.

    1.Мышечные потребности (мышцы рук, ног, речевые мышцы, мимические).

    2. Автономные потребности органов чувств.

    3. Потребность в мышлении.

    4. Потребность в воображении.

    5. Потребность в памяти (запоминание, воспроизведение, забывание).

    6. Эстетические потребности.

    Социогенные.

    1. Потребность в создании предметов потребления, в обслуживании и так далее.

    2. Потребность в получении материального вознаграждения.

    3. Потребность в общении, если работаете в коллективе.

    4. Потребность в долге.

    5. Потребность в социальном самоутверждении.

    6. Потребность в нужности другим людям, обществу.

    7. Потребность в подражании другим.

    Функциональные автономные способности. Здесь видны задатки человека (мышление, или физические возможности, уровень зрения и так далее). В филогенезе наследственных свойств они сконцентрировались в определенных профессиях. Здесь происходит разделение труда на умственный и физический, или средний между ними. В основном человек выбирает профессию по своим психофизическим способностям. Потребности автономных функций предопределяют успешность в работе и составляют основу внутривидовой конкуренции между членами общества (соревнование). Ради выполнения социогенных потребностей мы развиваем мышление, зрение, мышцы в сензитивные периоды жизни (детство, юность). Именно в это время у детей особенно сильно проявляются потребности в «превосходстве мышления, физической силы, органов восприятия, моральных качеств», которые удовлетворяются в игровой, учебной деятельности. Конечно, их итоговое развитие влияет на дальнейшую конкуренцию в труде.

    Социогенные потребности.

    В перечисленных потребностях, каждый из нас удовлетворяет свои доминантные смысловые потребности. Они определяют социальную пользу индивида, его нужность обществу.

    Выполняя работу, мы реализуем те способности, которые наиболее развиты в генотипе. Выбирая ту, или иную работу надо опираться на эти способности, так как при дисгармонии ваших возможностей с требованиями работы возникнет быстрая утомляемость. Например, некоторые не могут выбрать сидячую работу, у них превалирует потребность мышечного движения. Деньги – это промежуточные предметы удовлетворения, получая которые человек реализует другие функции. Часто ради них человек может работать, получая только негативные эмоции. Хорошая мать (отец) ради потребности в любви к детям работает на плохой работе, чтобы их содержать материально. Это, так сказать промежуточная деятельность для другой, более важной, но есть люди, которые могут работать не за деньги, которые уже имеются у него, а просто, чтобы быть полезным членом общества, или, чтобы его функции не увядали. Опасность денежных знаков в том, что они могут использоваться на рецессивные потребности (наркотики, наемники-убийцы).

    Перечислим основные виды профессий, сформированных по доминантным потребностям и предметной направленностью.

    А). Человек — человек (врачи, педагоги, продавцы, юристы, политработники, парикмахеры, работники правоохранительных органов, военные).

    Б). Человек-техника (водители, инженеры, слесари, обслуживающие технику).

    В). Человек-природа (ветеринары, ихтиологи, егеря, работники зоопарков, фермеры).

    Г). Человек-знаковая система (операторы, переводчики, дикторы, игроки казино).

    Д). Человек — мышечная, физическая система (спортсмены, спасатели, грузчики, уборщики, экстремалы).

    Ж). Человек — мыслительная система (ученые, исследователи, научные работники).

    З). Человек — художественный образ (художники, архитекторы, музейные работники, артисты, писатели, поэты).

    В каждой группе профессий удовлетворяются свои комплексы потребностей.

    В группе «человек-человек» доминируют такие, как в общении, эмпатии, справедливости, помощи. Они, в свою очередь объединены в суммарную потребность «любовь к людям». Здесь происходит обслуживание населения в различных областях. Военные имеют потребность в защите людей от нападения извне, хотя имеется другая важная потребность в управлении техникой.

    В группе «Человек-техника» доминируют потребности при работе на технике, в ее обслуживании.

    В группе «Г» доминируют такие потребности, как потребность в «памяти на знаки и символы». Они выражены в словах, знаках, текстах (связисты, программисты, переводчики).

    Но если мы видим учителя по иностранному языку, то эта профессия относится к группе «человек-человек», так как доминирует потребность в воспитании.

    В группе «человек — мыслительная система» доминирует потребность в мышлении логического свойства. Предметом удовлетворения является новое открытие, изобретение, научная работа. Хотя они и пишут книги, но не печатают их в массовых тиражах.

    В группе «Д» превалируют потребности в мышечных нагрузках. Здесь потребность в мышлении связана с управлением мышцами, которые сильно развиты. Часто люди этой группы испытывают свой организм на прочность, поднимаясь в горы, прыгая с парашютом. Они любят физическую работу в любых отраслях. Если есть добавочная потребность в превосходстве своих физических сил, то они становятся спортсменами.

    При такой классификации мы выделяем доминантные потребности, затем сопутствующие, хотя иногда трудно определить даже самому человеку, что для него считается главным при выборе той, или иной профессии. Не всегда денежная стимуляция, как материальный эквивалент удовлетворения будущих потребностей, может повысить производительность труда. Это объясняется тем, что в труде удовлетворение морально-эстетических потребностей часто важнее других. Есть мнение, что художник должен быть бедным.

    При устройстве на работу важно установить доминантные потребности будущего сотрудника, его приоритеты. И зная это, предопределить, как будет он работать. Например, если доминанта у определенного работника — это «любовь» к девушке, чтобы быть с ней рядом, то юноша будет работать, удовлетворяя это чувство. При этом будет отвлекаться от своих прямых обязанностей, и допускать ошибки.

    Для успешной работы важно удовлетворять чувство любви к данному виду деятельности. Если доминанта — это деньги, то это будет отрицательно влиять на качество работы. Если работник признается, что любит разговаривать, а на работе это мешает другим, значит, его не следует трудоустраивать. Главное, разобраться какие потребности активизируют деятельность, либо доминируют в системе потребностей.

    В контексте данной работы, необходимо опираться на функциональные способности индивида, которые и детерминируют выбор определенного труда. Значит, выполнение привычных операций будет выполняться более легко, так как эти способности адекватно резонируют с предметами деятельности, и утомление не наступит. Усталость, как тормозная реакция физических и психических потенций — есть следствие несовпадения личных качеств с видом выполняемой деятельности. Проще говоря, чем меньше человек испытывает затруднений в работе, тем эта работа соответствует его внутренним задаткам, тем дольше он может работать, не испытывая усталости. Данная закономерность просматривается и в межличностных отношениях при выборе друзей. С одними нам легко, с другими трудно.

    Когда мы ставим цель — добиться больших результатов в труде, надо учитывать два момента:

    А) совпадение психофизических способностей с видом труда,

    Б) определить доминантные потребности работника, на которые надо опираться.

    Замечено, что трудоголики, добивающиеся выдающихся результатов, не сильно нуждаются в деньгах, которые нужны для удовлетворения других потребностей. А других потребностей в силу занятости любимым делом, у них мало. Очевидно, поэтому многие великие открытия, дела, шедевры искусства создавались людьми не богатыми, даже не признанными современниками. Для трудоголиков важна реализация своих психофизических способностей в труде, признание обществом. Поэтому в советское «безденежное» время процветало искусство, наука, образование. В наше время, когда на многих предприятиях людей заменили машины, роботы, возникла безработица, морально ударившая по многим потребностям, которые уже не могут реализоваться в трудовом коллективе. Происходит передоминирование энергий на спорт, на военные специальности, на криминал, на эмпатийный беспредел фанатов-болельщиков. При отсутствии физического труда атрофируется мышечная и иммунная системы, возникают болезни.

    Динамический стереотип. Проявляется в быстроте реакций, выносливости нервной системы. Это самые врожденные свойства человека, почти не изменяемые сознательно.

    13. Деятельность во сне.

    Особенности потребностей человека

    Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

    Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счёт общественно обусловленного развития их предметов.

    Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая её сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

    По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

    Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

    Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными.

    Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А. А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у неё произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

    Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорождённый — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

    Различные учёные по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

    Подход (потребность как …)Суть подходаАвтор
    нуждаСостояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие.С. Л. Рубинштейн
    отношениеПотребность – это система отношений между субъектом и средой обитанияД. А. Леонтьев
    отклонение от уровня адаптацииПотребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальностиД. К. Мак-Клелланд
    состояниеПод потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определённым действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряжённости.Курт Левин
    программа поведенияПотребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта.Б. И. Додонов
    психопатияПотребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов.В. В. Монастырский

    Опредмечивание

    При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

    На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворённости, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с её предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определённой, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

    Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив ещё определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

    В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

    1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
    2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем её предмете

    Потребности человека: понятие и виды

    Потребность – объективная или субъективная нужда отдельного индивида или сообщества в чем-либо и связанное с этим ощущение неудовлетворенности и дискомфорта. Потребности активизируют поведение живого существа к поиску путей их удовлетворения, являются внутренними побудителями деятельности – мотивами.

    Потребности животных заложены генетически, управляются инстинктами и направлены на сохранение отдельной особи и вида. Жизнедеятельность животных определяется удовлетворением потребностей:

    • в питательных веществах, воде, дефекации, мочеиспускании, движении, воспроизводстве рода, отдыхе и сне;
    • самосохранения – уход за телом, поиск комфортных условий, оборонительные действия;
    • в жизненном пространстве (свободе);
    • находиться среди представителей своего вида, быть членом группы и занимать в ней определенное место.

    Потребности человека принципиально отличаются от потребностей животных, что обусловлено различиями в способах адаптации к условиям среды. Как существо биосоциальное, человек преобразовывает окружающий мир под свои нужды, руководствуясь разумом и воспринятым общественным опытом. Социальные отношения определяют круг потребностей человека и способы их удовлетворения:

    • все, даже базовые биологические потребности у человека формируются под влиянием условий общественной жизни, достигнутого уровня культуры;
    • удовлетворение потребностей – процесс овладения определенной формой деятельности, сложившейся в ходе общественного развития.

    Главная особенность человеческих потребностей – их ненасыщаемость. Невозможно удовлетворить какую-либо потребность человека раз и навсегда: она будет возникать снова и снова, изменяться, развиваться и побуждать человека к созданию новых благ.

    Потребности человека формируются в ходе воспитания: доминирование тех или иных потребностей зависит от ценностных ориентаций. Их круг постоянно расширяется: по мере удовлетворения одних возникают другие. Потребности являются движущей силой любой его деятельности, а их удовлетворение – необходимым условием полноценного участия в социальной и духовной жизни.

    >> Наука и особенности научного мышления

    В научной литературе существуют десятки классификаций потребностей человека. В зависимости от подхода их разделяют на:

    • биологические, социальные и идеальные;
    • потребности сохранения и роста;
    • врожденные и социально приобретенные;
    • разумные и неразумные;
    • осознаваемые и неосознаваемые;
    • основные и второстепенные;
    • естественные и культурные;
    • низшие и высшие;
    • материальные и духовные.

    Наиболее популярной классификацией является так называемая «пирамида Абрахама Маслоу» – модель потребностей человека, разработанная американским психологом и изложенная им в книгах «Теория человеческой мотивации» и «Мотивация и личность». В основание «пирамиды» ученый поместил примитивные, физиологические потребности, а выше в иерархическом порядке разместил те, которые возникают у человека по мере удовлетворения предыдущих.

    Из 7 видов потребностей первые два ученый-психолог считал низшими, характерными для человека как представителя животного мира. Остальные он относил к высшим потребностям, присущим личности и индивидуальности. Венчает «пирамиду» стремление к раскрытию внутреннего потенциала – самоактуализация.

    Другой американский психолог Клейтон Альдерфер предложил иной взгляд на теорию Маслоу. Он отрицал необходимость последовательного удовлетворения потребностей человека и какую-либо их иерархию. Альдерфер выделил только 3 их основных группы:

    1. базовые;
    2. в уважении;
    3. в самосовершенствовании.

    Ф.М Достоевский также выделял 3 группы человеческих потребностей:

    1. в жизненно необходимых материальных благах;
    2. в познании;
    3. во всемирном объединении людей.

    Немецкий философ Г. Гегель делил потребности людей следующим образом:

    1. физические потребности;
    2. потребности права, законов;
    3. религиозные;
    4. потребности познания.

    Каждому человеку присуще неповторимое сочетание потребностей, которые формируются в ходе воспитания под воздействием множества социальных факторов. Доминирование тех или иных их видов и выбор способов их реализации более всего характеризует личность. Потребности определяют пути развития человека и общества.

    Пройди тест

    Рекомендуем

    • Деятельность человека как понятие в социологии
    • Понятие личности. Сущность и виды межличностных отношений
    • Понятие культуры, ее виды и формы
    • Понятие конкуренции: её основные виды, функции и последствия. Закон о защите конкуренции
    • Понятие монополии и её сущность. Причины возникновения и виды монополий

    Классификации потребностей человека

    Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности[1]:

    • по сферам деятельности: потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
      материальные
  • биологические
  • социальные
  • духовные
  • этические
  • эстетические и др.
  • по значимости:
      доминирующие/второстепенные
  • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
      устойчивые
  • ситуативные
  • по функциональной роли:
      естественные
  • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
      групповые
  • индивидуальные
  • коллективные
  • общественные
  • По сферам

    Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

    Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

    • биологические,
    • трудовые,
    • познания,
    • общения,
    • отдыха;

    Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности.

    ИнстинктЕго проявление
    1Пищевой инстинктГолод
    2Инстинкт самосохранения (страх)Бегство
    3Стадный инстинктСтремление к общению
    4Инстинкт приобретательстваЖадность
    5Инстинкт продолжения родаПоловое влечение
    6Родительский инстинктНежность
    7Инстинкт созиданияСтремление к активности
    8ОтвращениеНеприятие, отторжение
    9УдивлениеЛюбознательность
    10ГневАгрессивность
    11СмущениеСамоуничижение
    12ВоодушевлениеСамоутверждение

    Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил[10].

    Список мотивационных факторов Гилфорда

    1. факторы, соответствующие органическим потребностям: голод,
    2. общая активность;
  • потребности, относящиеся к условиям среды
      потребность в комфорте, приятном окружении,
  • педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
  • потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  • потребности, связанные с работой:
      честолюбие,
  • упорство,
  • выносливость;
  • потребности, связанные с социальным положением:
      потребность в свободе,
  • независимость,
  • конформизм,
  • честность.
  • социальные потребности:
      потребность находиться среди людей,
  • потребность угождать,
  • потребность в дисциплине,
  • агрессивность;
  • общие интересы:
      потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
  • потребность в развлечениях.
  • Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей[11]:

    1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
    2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
    3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
    4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
    5. гностические (потребность в познании),
    6. коммуникативные (потребность в общении),
    7. праксические (потребность в результативности усилия),
    8. пугнические (потребность в соревновании),
    9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
    10. эстетические (потребность в прекрасном).

    Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

    1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
    2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
    3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
    4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
    5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
    6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
    7. потребность в уважении и поддержке;
    8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремлённым;
    9. потребность быть в центре внимания;
    10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
    11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
    12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
    13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
    14. потребность оказания помощи;
    15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
    16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
    17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
    18. потребность избегания опасности;
    19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
    20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлечённость «вечными вопросами», и пр[12].

    По объекту

    Разделение в связи с тем, на какой объект направлена потребность.

    • биологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
    • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
    • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
    • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
    • этические,
    • эстетические,
    • другие;

    По функциональной роли

    • доминирующие/второстепенные,
    • центральные/периферические,
    • устойчивые/ситуативные;

    По происхождению

    Существует деление на две большие группы — естественные и культурные

    . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

    По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:

    • врождённые;
    • простые приобретённые;
    • сложные приобретённые.

    Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

    По субъекту потребностей

    • индивидуальные,
    • групповые,
    • коллективные,
    • общественные.

    Иерархия потребностей

    Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

    • К биологическим
      можно отнести стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
    • К социальным
      потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании.
    • Духовные
      потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

    Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

    • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
    • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
    • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
    • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
    • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

    Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к низменным витальным.

    Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

    По видам поведения

    Ф. Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, 6) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

    Виды потребностей

    Существуют две основные группы потребностей.

    Человек — один из представителей млекопитающих, поэтому физиологические потребности (природные), одинаковы у всех людей и животных: пища, вода, воздух, тепло, сон, секс. Без удовлетворения этих первичных нужд невозможно продолжение жизни индивида и человечества вообще.

    какие группы потребностей

    Многообразие группы потребностей вторичных объясняется многообразием человеческих интересов:

    • в материальном достатке;
    • в комфорте;
    • в общественном признании, общении, любви и дружбе;
    • в удовлетворении познавательных, духовных интересов.

    Неудовлетворение этих потребностей не приводит к гибели человека, но формирует психологический или физический дискомфорт. Это создает конкретные цели и мотивы к определенным действиям, приводящим к удовлетворению потребности.

    Философия

    Диалектический материализм

    Ещё философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщённо потребность можно определить как нужду, необходимости в чём-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

    Значимость

    Влияние социальных потребностей следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения индивида и с точки зрения общества в целом.

    Удовлетворение социальных нужд помогает человеку чувствовать себя полноценным, нужным, повышает самооценку и уверенность в собственных силах. Важнейшие социальные потребности — это общение, любовь, дружба. Они играют первостепенную роль в становлении индивида как личности.

    С точки зрения общества они являются двигателем развития всех сфер жизнедеятельности. Ученый, желая признания (удовлетворение потребности «для себя») изобретает способ лечения тяжелого заболевания, которое спасает многие жизни и вносит вклад в развитие науки. Мечтающий прославиться художник, в процессе удовлетворения своей социальной потребности, вносит вклад в культуру. Подобных примеров можно привести множество, и все они будут подтверждать, что удовлетворение потребности отдельного индивида также важно для общества, как и для самого человека.

    Человек — существо общественное и не может гармонично развиваться вне его. К главным общественным нуждам индивида относятся: потребность в общении, дружбе, любви, самореализации, признании, власти. Многообразие способствует развитию системы нужд индивида. Неудовлетворение социальных нужд вызывает апатию и агрессию. Социальные потребности способствуют не только совершенствованию индивида как личности, но и являются двигателем развития общества в целом.

    контрольная работа

    Потребности социальные — особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные обществом.

    Естественные потребности — это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

    Потребности социальные — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

    Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без потребностей нет и не может быть производства. Они — исходный побудитель человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К потребностям социальным относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

    Потребности социальные являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и общества. Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения.

    Адаптация молодежи к социальным изменениям

    В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей…

    Качество жизни населения и социальные стандарты

    Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны…

    Культура социальных инноваций

    Социальная инноватика — современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием…

    Особенности социального обслуживания населения Речинского района г. Омска

    Оценка качества предоставления социальных услуг

    Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения»: Социальное обслуживание — это деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг…

    Понятие и виды социального обслуживания

    Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г….

    Понятие социальных стандартов

    Как замечает С.В. Калашников в своем труде «Становление социального государства в России», наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств…

    Семья как социальный институт

    Понятие социального института — одно из узловых в социологии. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был выработан особый институциональный подход…

    Социальные общества

    Общество — чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными свойствами…

    Социальные общности и социальная стратификация

    Социальные общности — это относительно устойчивые реальные совокупности людей, которые отличаются более или менее сходными условиями жизни и образом жизни…

    Теория социальных классов

    Социальный класс — одна из центральных проблем социологии, которая до сих пор вызывает разноречивые мнения. Класс понимают в двух смыслах — широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей…

    Добрый день, дорогие читатели. Знаете ли вы, что такое социальные потребности человека и как их удовлетворять? Сегодня я расскажу, какие бывают потребности, и дам краткую инструкцию как себя проявлять и реализовывать в обществе.

    Примечания

    1. 123456
      Потребность // glossary.ru
    2. по Гельвецию
      • Хайнд Р.
        (англ.) Поведение животных. — М.: Мир, 1975. — п. 8.1
      • Berridge Kent C.
        Motivation concepts in behavioral neuroscience. Physiology & Behavior 81 (2004) 179—209.

    3. Блага
    4. Благосостояние
    5. Быт
    6. Влечение
    7. Депривация
    8. Физиология человека. / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. — М.: Медицина, 2007. — (Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов) — ISBN 5-225-04729-7
    9. Воробьёва В. В., Якиманская И. С.
      Психология лени: постановка проблемы.
    10. В. И. Гинецинский.
      Пропедевтический курс общей психологии (Учебное пособие). — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — ISBN 5-288-01848-0
    11. А. Слепцова.
      Психодиагностика персонала. — ISBN 5-222-16897-2

    Литература

    • Беляев И. А.
      Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 2 (96), февраль. — С. 24-30.
    • Беляев И. А.
      Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 1 (95), январь. — С. 9-13.
    • Беляев И. А.
      Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : монография. ― Оренбург : ОГИМ, 2011. ― 360 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=18513947
    • Беляев И. А.
      Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : опыт типологизации : автореф. дис. … докт. филос. наук : защищена 16.02.2012 : утв. 18.10.2012. — Челябинск, 2012. — 55 с.
    • Ильясов Ф. Н.
      Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 1. С. 168—177.
    • Ильясов Ф. Н.
      Соотношение структуры потребностей и структуры цен /
      Ильясов Ф. Н.
      Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). — М.: Институт социологии РАН, 1993.
    • Фрейджер Р., Фейдимен Дж.
      Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494. — ISBN 5-93878-241-4
    • Щербатых Ю. В.
      Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177. — ISBN 978-5-388-00230-3
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: