Причины и формы девиантного поведения

Девиантное поведение

(также
социальная девиация, отклоняющееся поведение
) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1]. Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.

Определение девиантного поведения

Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:

  • Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
  • Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
  • Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Помощь студентам в дистанционном обучении Ответы на тесты, практикумы, кейсы

Конфиденциальность заказов и ваших личных данных Без риска – оплата после получения результата Решение в день обращения на высокие результаты Безопасность – использование прокси и VPN

Главная
Магазин / Синергия / Тест / Социология. Ответы к тесту

Социология. Ответы к тесту

Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта – это … личности Социализация Девиация Воспитание Маргинализация

Социальная сфера общества определяет отношения между … различными группами населения Людьми и природой Гражданами и государством Производителями и потребителями

Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика – продавца мыла до магната-мультимиллионера, – это пример … социальной мобильности +восходящей вертикальной восходящей горизонтальной нисходящей вертикальной нисходящей горизонтальной

«…» – это аскриптивный статус +Сын Студент Социолог Директор

… относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, не одобряемые обществом +Административный штраф Отказ от рукопожатия Публичное осуждение Общественное порицание

Примером условных рефлексов – определенных реакций, выработанных организмом на внешние раздражители, – можно считать ситуацию, когда … +лошадь останавливается, услышав звук «тпру» Собака выделяет слюну при виде пищи Гром гремит после удара молнии

Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что +второе может являться причиной первого первое может выступать как причина второго это понятия., исключающие друг друга

Приобретенным (достижимым) является статус +Врач Мужчина Флегматик Еврей

Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает. внешнее проявление социального явления +документ организованная социальная ситуация человек

Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает внешнее проявление социального явления документ организованная социальная ситуация +человек

Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает: +внешнее проявление социального явления документ организованная социальная ситуация человек

Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает: внешнее проявление социального явления документ +организованная социальная ситуация человек

Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через социальные … +Институты Группы Учреждения Общности

Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков – это ведущие принципы … идеологии праворадикальной либеральной леворадикальной +консервативной

Маргиналами называются … опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов представители национальных меньшинств разорившиеся предприниматели +представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями

Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие «…» индивидуальность личность +человек индивид

Неверно, что … является объективным критерием статусной принадлежности: +самоидентификация власть образование доход

Форма девиации, требующая жестких запретно-репрессивных мер, – … бродяжничество пьянство +преступность наркомания

Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как… +социальная физика социальная статика социальная динамика социальная механика

… социальные отношения предусматривают строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений Патерналистские Фратерналистские +Бюрократические Партнерские

Классификации

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержательно. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и т. д.) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер, или только деструктивный.

Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938)[2][3]. В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

  1. Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);
  2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
  3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
  4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
  5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:[4]

  1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):
  2. деструктивное поведение:
      внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм): аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
  3. антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
  4. внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

Варианты и причины отклоняющегося поведения

Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Как правило, такие личности вызывают беспокойство, могут быть «трудными детьми». И за ними должен осуществляться контроль, с ними необходимо проводить соответствующую работу, чтоб предотвратить окончательное формирование девиаций.

Существует немало форм (видов), мотивов и подходов в рамках темы девиантного поведения. На основе них базируются причины, провоцирующие развитие отклонений. Непосредственно от мотивов, которые влияют на формирование негативных черт и толкают на «запрещенные» поступки, зависит выбор метода работы (коррекции) с девиантом.

Варианты взглядов (подходов)

Социальный взгляд. Рассмотрение девиантного поведения представляет собой сочетание поступков и действий, которые могут быть опасными для общества.

Гендерный подход. Под девиациями понимаются разного рода нарушения ролевого поведения и установок у личности. К ним также в ряде случаев относят психосексуальные девиации.

Психологический взгляд
. Здесь отклонение от нормы понимается как конфликт внутри личности либо деградация личности. Также учитываются такие моменты как склонность к саморазрушению, сознательная блокировка личностного роста, отказ от саморазвития и самореализации.
Возрастной подход. Опирается на идею измененного поведения, не соответствующего возрасту человека. Оно может проявляться в поступках, увлечениях, выборе одежды и так далее.

Психиатрический взгляд. Любые формы психических отклонений могут быть восприняты как варианты девиантного поведения. Однако зачастую в рамках такого взгляда на проблему рассматривается состояние человека, которое еще не перешло в тяжелое психическое заболевание. В его основе могут лежать определенные особенности личности (начальные стадии психопатий), пограничные состояния психики.

Профессиональный подход. Отказ соответствовать прописанным правилам и нормам профессионального или корпоративного стиля.

Этнокультурный взгляд. Девиации рассматриваются в контексте традиций того или иного общества (сообщества, общины и прочее), с учетом национальных, расовых и иных особенностей.

Важно: рассматривая девиантное поведение среди молодежи, склонность к субкультурам, экстремальным увлечениям, пищевым пристрастиям и так далее также могут быть восприняты как система поступков, отклоняющихся от привычных стандартов.

Возможные виды и формы

Среди видов (типов) девиантного поведения выделяются следующие варианты:

  • деликвентное поведение; его основное отличие от общего понятия «девиантное поведение» заключается в том, что это сочетание поступков преступного характера, а также различные правонарушения (драки, мелкое воровство, мошенничество, проституция и так далее);
  • психопатологическое поведение (психические нарушения);
  • деструктивное поведение, характеризующееся негативными столкновениями интересов, конфликтами (в школе, семье, на работе);
  • патохарактерологическое поведение, базирующееся на психопатиях, искаженных ценностях, сверхценных идеях и увлечениях, а также здесь рассматриваются различные формы агрессии и саморазрушения;
  • аддиктивное (зависимое) поведение, подразумевает присутствие различных зависимостей как вариантов девиантного поведения (азартные и компьютерные игры, зависимости от психотропных веществ и ПАВ, фанатизм, секты и прочее).

К девиантному поведению могут относиться гиперспособности (сверходаренность) детей, а также нарушения с эстетической стороны. Под неэстетическим поведением понимаются нарушения речи, взгляда, движений.

Любые формы девиантного поведения берут свое начало из видов нарушения. К числу самых распространенных девиаций, особенно ярко выраженных у подростков, относят: зависимость от алкоголя и наркотиков, курение, расторможенность сексуального поведения, суицидальные наклонности и попытки суицида, агрессия, бродяжничество, воровство, использование нецензурных выражений, увлечения, доходящие до крайностей. Для последней формы характерна зависимость от увлечения (или объекта), вычурность, одержимость, отсутствие интереса к другим делам и заботам.

Причины

Основными причинами (мотивами) считаются три момента.

Личностное или социальное основание. Под ним подразумеваются имеющиеся у индивида, склонного к девиантному поведению, деформации личности (личностного развития). Относятся сюда также нарушения воли, установок, неправильные ценности (нравственные, духовные).

Девиантное поведение, возникающее на подобной основе, зачастую получает развитие ввиду неправильного воспитания, нарушенного внутрисемейного климата. Для детей и подростков, которые растут и развиваются в неполных семьях либо в окружении взрослых, демонстрирующих отклоняющее поведение, типичны попытки копировать поступки и действия родственников. Отсутствие в семье одного из родителей лишает ребенка возможности правильно формировать представление о взаимодействии с другим полом. Либо не дает возможности составить верное представление о том, какими должны быть семейные отношения.

Негативные методы воспитания, нарушенный семейный климат также способны подталкивать детей к мелким правонарушениям, зависимостям с целью «уйти» от реальности. В ряде случаев неправильный подход к ребенку может спровоцировать развитие нарушений пограничного характера. Люди с неврозами, депрессивными расстройствами, навязчивостями, страхами, которые пришли из детства, в большей степени склонны к саморазрушению и суицидальным попыткам. При этом такое поведение может проявиться непосредственно в подростковом возрасте, но восприняться как демонстративность и желание привлечь внимание.

Психологическое развитие. Оно может быть тесно связано с личностным развитием. Под психологическим уровнем понимается наличие выраженных акцентуаций и нарушений характера, которые могут привести к развитию психопатий или иных форм психических проблем.

Биологическое основание для девиантного поведения. Соматические (телесные, физиологические) заболевания, психосоматика, особенности проявления темперамента, врожденных свойств нервной системы оказывают влияние на формирование девиантного поведения. При деликвентном поведении фактором может быть выявленная минимальная мозговая дисфункция.

Причины и признаки девиантного поведения

  1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
  4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида.

  1. Биологические. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так как им велит общество. Чаще всего таких людей можно определить по их облику.
  2. Психологические. Девиация складывается за счет влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер.
  3. Социологические. Проще всего их можно объяснить с помощью Теории Аномии, согласно которой в обществе происходят отторжение социальных норм и ценностей, их полный распад, и образуется некое состояние вакуума в обществе.

Основное понятие

К сожалению, не бывает такого общества, все члены которого придерживались бы общих нормативных требований. Существующее отклоняющееся поведение и его типы могут принимать разные формы. Так, к людям с поведенческими расстройствами относят преступников и отшельников, аскетов и гениев, святых и т. д.

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не имеющий одобрения в обществе. Во все времена шла борьба по устранению нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом применялись различные средства и методы, которые соответствовали имеющимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию, а также интересам правящей верхушки.

Отклоняющееся поведение и его типы всегда привлекали интерес исследователей.

Девиантное поведение в антиутопии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 декабря 2011 года

.

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения

самого общества.

Также примером можно считать роман Евгения Замятина «»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Типы отклоняющихся поведений

Выделяют:

— делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

— аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

— патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

— психопатологические поступки, являющиеся следствием психических расстройств;

— поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение и его типы могут иметь и несколько иную классификацию. По отношению к ним общества девиантные поступки бывают:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются в таком поведении индивида, которое носит позитивный характер и направлено на устранение устаревших стандартов. Как правило, этот тип девианта связан с социальным творчеством и способствует качественным изменениям всей общественной системы. Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности.

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не вызывающий никаких опасений общества и не способствующий его изменению. К таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения и формой одежды.

3. Социально неодобряемыми. Такое поведение нарушает и дезорганизует общественную систему.

отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения не имеющий

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.
  2. Merton R. K. «Social Structure and Anomie», American Sociological Review (англ.)русск., 3, October, 1938, p. 672—682
  3. Мертон Р. К.
    Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / пер. с франц. Самарской Е. А., ред. пер. Грецкий М. Н.. — М.: Прогресс, 1966.
  4. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Издательство «Наука», 1990.

Литература

на русском языке

  • Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.
  • Отклоняющее поведение / Гилинский Я. И. // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 652. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3.
  • Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский , 2004. — 288 с. ISBN 5-7695-1782-4.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 242 с. ISBN 5-87555-132-1.
  • Комлев Ю. Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного поведения. 2-е изд. Казань, 2006;
  • Козаченко И. Я., Корсаков К. В. Криминология: Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. — 304 с. ISBN 978-5-91768-209-9.
  • Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 1. — С.54-60.
  • Плахов В. Д. Норма и отклонение в обществе: философско-теоретическое введение в социальную этологию. СПб., 2011;

на других языках

  • Goode E. Deviant behavior. 9th ed. Upper Saddle River, 2011.

« – Может займёмся девиацией?

–Ой! Что вы! Я – девушка приличная…»

И тем, кто начинает своё знакомство с навигацией, и тем, кто уже знаком с ней достаточно близко, известна базовая формула:

ИК=КК+ΔК

(запоминалка для начинающих штурманов: «ика равно кака плюс бяка», простите, дека), где ИК – истинный курс, КК – компасный курс, а ΔК – это общая поправка компаса.

Эта ΔК, в свою очередь складывается из двух величин:

ΔК =d

, где d – магнитное склонение, а δ – девиация.

Магнитное склонение – это влияние магнитного поля Земли на стрелку судового компаса (отклонение к западу или к востоку от направления на истинный или, иначе – географический север).

Девиация – это влияние магнитных (электромагнитных) полей судна на стрелку судового компаса, отклоняющих её от истинного направления также к востоку или к западу.

Магнитное склонение – величина постоянная для данной местности в данный год. Каким бы курсом не следовало судно в данном конкретном месте, магнитное склонение будет неизменным в этой точке.

Чего нельзя сказать про легкомысленную девиацию. Её значения, в отличие от магнитного склонения, меняются в зависимости от курса судна. На разных курсах она может быть разной не только по значению, но и по знаку. Поэтому нужно определять значения девиации компаса для разных курсов

1. С помощью GPS

В этом случае вы заготавливаете табличку по приведённому образцу и сразу заполняете в ней колонки истинных курсов и магнитного склонения (d). Здесь значения ИК идут через 15°, но можно и через 10° или через 45°, или с другим интервалом: как вам нужно. Именно с таким интервалом вы и будете выстраивать на курс вашу яхту при вычислении девиации.

Значение магнитного склонения берёте с карты (на компасной розе), только не забудьте привести склонение к году плавания, с учётом его ежегодного уменьшения или увеличения. Обращайте внимание на то, с каким знаком записываете значение d в колонку: западное склонение с минусом, восточное с плюсом.

После чего, выбрав место со спокойной водой, начинаете проводить лодку курсами по GPS. Удобнее это делать с помощью автопилота.

Для этого, управляя яхтой с помощью штурвала, ставите её на курс примерно 0°. Включаете автопилот, и сверяясь по GPS (а не по показометру автопилота!!), выводите кнопками автопилота яхту на точный географический север.

После этого записываете в табличку показания путевого компаса (КК), соответствующее истинному курсу (ИК) 0°. Затем тыкаете в кнопки автопилота, добавляя 15 градусов, и повторяете процедуру, каждый раз вписывая в таблицу значение КК соответствующее выставленному по GPS ИК.

Когда полностью заполните таблицу, вам останется только произвести арифметические действия и вычислить магнитное склонение для каждого курса (δ)

2. С помощью компаса пеленгатора

Можно рассчитать δ, снимая показания компаса яхты и второго компаса, не подверженного влиянию судового железа и электромагнитных полей. Для этого — спускаете на воду «тузик», привязываете его к корме яхты четырёхметровым линём и, посадив в него человека с компасом-пеленгатором, начинаете проводить лодку курсами от 0° и дальше (через 15°).

Теперь табличка будет состоять всего из трёх столбцов. Столбец «ККЯхты

» будет заполнен значениями румбов (0°; 15°; 35°;…345°), по которым вы последовательно, начиная с 0° будете водить свою лодку. А значения
ККТузика
, соответствующего вашему
ККЯхты
, прокричит ваш коллега на «тузике», сняв показания своего компаса.

Истинные курсы у яхты (ИКЯ = ККЯ+d+δЯ) и тузика (ИКТ= ККТ+d+δТ) будут одинаковые. Значит правые части этих уравнений тоже одинаковы ККЯ +d+δ = ККТ+d+δТ. Девиации на тузике нет, поэтому δТ=0. Магнитное склонение d одинаково для яхты и для тузика, поэтому при переносе в одну часть уравнения уничтожится.

Окончательная формула для расчёта девиации в таблице будет выглядеть так: δ= ККТ – ККЯ.

На практике для крейсерской яхты вполне достаточно определить девиацию только для главных и четвертных румбов (0°; 45°; 90°; 135° и т. д.). На основании полученных данных вы сможете построить график девиации. и в будущем пользоваться им для получения значений девиации на различных курсах.

2. С помощью створной линии

Для того, чтобы определить девиацию этим способом вам потребуется спокойная и просторная гавань (залив), где можно определить створную линию по двум береговым объектам, нанесенным на карту (которые можно идентифицировать на местности). Если есть существующие створы, можно использовать их.

Перед началом работы нанесите створную линию на карту и вычислите магнитный пеленг (МП=ИП-d). Запишите его в таблицу.

После чего на малом ходу начинайте пересекать на яхте створную линию различными курсами (с выбранным вами интервалом, в нашем примере – через 45°).

На каждом из выбранных вами курсов, в момент пересечения створной линии (определяется визуально, при совмещении двух объектов или створов), нужно взять компасный пеленг на створ и записать его в подготовленную табличку в графу, соответствующую вашему курсу.

Если вы человек педантичный, то для верности эту процедуру нужно выполнить дважды: под двигателем и под парусами. Если полученные значения девиации под двигателем и под парусами значительно отличаются, у вас будут две девиационные таблицы (для каждого из случаев).

На схеме показан процесс вычисления девиации по створу (истинный пеленг створа с моря ИП=249°).

На основании полученных значений можно будет построить кривую девиации. По этой кривой можно определить девиацию на любом из курсов (например, на КК = 200°).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: