6 тайных приёмов детективов, которые пригодятся в реальной жизни


Основные понятия

Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.
Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.

Социология

Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.

Медицина

Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.

Психология

Девиантное и аддиктивное поведение

В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.

Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.

Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.

Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.

Возрастные особенности

Аддиктивное поведение – это одна из актуальных проблем в современном мире. Она весьма трудноразрешима, потому что исследователям сложно определить причины такого поведения, помимо того, нередко возникают противоречия в определении последствий поведения аддиктивного человека, имеющего какие-либо зависимости, которые мешают ему вести полноценную социальную жизнь.

Учеными доказано, что большинство людей на планете имеют некие зависимости. Они могут быть довольно безобидными на первый взгляд, но опасными для жизни – злоупотребление сладким, едой в целом (что приводит к ожирению), зависимость от игр или от конкретного музыкального жанра (тяжелый рок). Но есть также зависимости, которые изначально трактуются как негативные – никотиновая, алкогольная и наркотическая, которые формируются на уровне психики человека и очень сложно им преодолеваются.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стандарты современного общества, которое характеризуется массовостью и потребительством, требуют поддержания самых разных видов зависимостей (мода, обжорство), ведь это выгодно для производителей. В нашем случае речь пойдет о более разрушительных видах зависимого поведения, которое может не просто подорвать здоровье человека, но и привести к летальному исходу.

Аддикция – это ощущаемая индивидом навязчивая, непреодолимая потребность в определенного рода деятельности. Это погружение в то пространство, которое позволяет человеку быть собой, отдохнуть от окружающих условий, временно забыть об актуальных проблемах, а затем вернуться к разрешению задач реальной жизни.

Но здесь сразу следует сделать оговорку: к реальной жизни возвращаются далеко не все люди, поскольку некоторые полностью теряют связь с настоящим, и остаются в той реальности, которая, как им кажется, больше удовлетворяет их интересы и потребности.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Аддиктивными агентами могут быть сигареты, алкоголь или наркотические средства, которые, как кажется человеку, помогают ему расслабиться. С их помощью его состояние меняется без особых усилий, он чувствует себя спокойно и безмятежно. Но не стоит забывать, что это временный эффект, и затем ему снова требуется выкурить сигарету или употребить наркотик для того, чтобы вернуться в привычное состояние «спокойствия и безмятежности».

Зависимость является основной причиной личных катастроф. Она приводит к разрушению человеческой личности, извращению сознания, к ряду опасных для жизни заболеваний. Иногда люди настолько теряют контроль и меру, что гибнут.

Государство всегда нормировало поведение граждан, укладывая его в рамки закона. Кроме того, в каждой социальной группе (этнической, религиозной или иной) действуют правила поведения, закреплённые традициями или устными договорённостями.

Внимание! Поступки людей сравниваются с «писаными» (формально закреплёнными законами государства) и «неписаными» правилами (неформальными поведенческими нормами).

Примеры неформальных правил:

  • обычаи и традиции;
  • манеры и этикет;
  • поведение, которое считается приличным по взаимной договорённости закрытого сообщества.

Нарушение неформальных рамок общественного поведения называется девиантным. Действия, связанные с отступлением от формальных законов, носят название делинквентных.

Два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность, имеют различия. Девиантное отклонение от поведенческих норм есть понятие относительное.

Как гласит народная поговорка: «У всякого свой вкус и своя манера: кто любит арбуз, а кто офицера». То, что считается причиной ненормальности для одних людей, – обычное дело для других.

Например, представители тюркских народностей (казахи, киргизы и др.) кушают национальное блюдо бешбармак руками, сидя на полу. Манеры аристократов, напротив, обязывают принимать пищу, сидя за столом, пользуясь столовыми приборами.

Разные понятия о правильности приёма пищи

Делинквентные действия индивида абсолютны. В этом случае двух мнений быть не может. За нарушение норм общественного поведения, предписанных законом, положено наказание. Убийство, насилие, грабёж, воровство, мошенничество – вот только краткий список делинквентных проявлений.

Пример. У цыган воровство и мошенничество считается одним из видов заработка. В их кругах это нормально, но это нарушение статей закона РФ, и об относительности здесь не может быть и речи.

Разница в понятиях

У девиантного и делинквентного поведения есть отличия, само понятие «девиация» имеет более широкий смысл. Она предполагает любые отклонения, выходящие за рамки, как писаных, так и неписаных норм.

Подобные отступления характеризуется следующими моментами:

  • явное несоответствие поведения человека с общепринятыми или официальными требованиями;
  • действия личности оцениваются обществом как негативные;
  • носят стойкий повторяющийся характер;
  • несут разрушительные действия;
  • не считаются психическим заболеванием с медицинской точки зрения;
  • связаны с социальной неприспособленностью, в различных формах её проявления;
  • носят исключительно личностный характер или зависят от стадии половой зрелости.

В любом случае девиация – это отсутствие у человека способности или желания найти своё место в социуме так, чтобы отвечать его требованиям.

В зависимости от того, пользу или вред девиация приносит обществу, можно выделить два её типа:

  • конструктивный;
  • деструктивный.

В первом случае девиация поощряется и вознаграждается. Одобряются обществом поступки героев, гениев и лидеров. Во втором случае действия обществом не приветствуются, считаются вредными и разрушительными. Как следствие, наступает наказание для человека в виде осуждения, изоляция или лечения.

Девиация как форма отклонения

Девиантное и аддиктивное поведение

Подростковая делинквентная форма отличается от её проявления в других возрастных интервалах. Подростки склонны к проявлению делинквентного образа действий двух типов:

  • корыстный;
  • насильственный.

Корыстные действия совершаются порой из любопытства или из-за незавершённости детского характера. Такой подросток может отобрать сотовый телефон у младшеклассника, угнать со двора мотоцикл или машину, потом и сам толком не может объяснить, зачем это совершил.

Насильственные действия и агрессия могут отличать подростка, желающего самоутвердиться. Под воздействием стадного инстинкта, от недостатка воспитания или «чувства долга перед друзьями» мальчишки учувствуют в «разборках», собираются в дурные компании. Со временем юнцы становятся неуправляемыми: грубят взрослым, не подчиняются родителям, убегают из дома.

Кстати. Благополучные семьи, как и неблагополучные, могут иметь такого подростка. Причём ребята из хороших семей, поддавшись дурному влиянию, пытаются таким образом завоевать внимание у девушек, искренне считая, что сходство с образом «плохого парня» им в этом поможет.

Если рассматривать причины, влияющие на возникновение у подростков асоциального поведения, то можно отметить такие как:

  • воздействие молодёжных субкультур (готы, эмо, панки и т.д.);
  • плохое воспитание и негативный пример жизни родителей, вызывающие искажение психики в детском возрасте;
  • фанатизм, связанный со спортом и выливающийся в агрессивное антисоциальное поведение;
  • психологические зависимости;
  • проблемы физического характера на фоне болезней.

Невозможность самоутверждения в социуме доступными путями: способностями, талантом, достижением материальной независимости законным путём, также можно внести в этот список.

Футбольные фанаты и беспорядки

Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.

К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:

  • неспособности к невербальному общению;
  • трудности установления межличностных контактов со сверстниками;
  • речевые нарушения;
  • задержка умственного, физического или психического развития;
  • патологическое враньё;
  • онанизм;
  • клептомания;
  • сосание пальцев и других предметов.

При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.

У подростков

Девиантное и аддиктивное поведение

Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.

К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:

  • бесконтрольная агрессия и даже жестокость;
  • неуправляемость;
  • дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать;
  • пиромания — склонность к поджогам;
  • слишком импульсивные реакции на происходящее;
  • анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;
  • инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка;
  • гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость;
  • приобщение к употреблению запрещённых веществ.

Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.

Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.

Английский детектив: «джентльмен» с классическим образованием

Зарубежные детективы: классика жанра от британских авторов

Ремейк классической детективной атмосферы

Современные английские истории о преступлениях заимствуют лучшее у своих предшественников, не забывая об актуальной обёртке. В центре внимания, как правило, остаётся единственная нить расследования, к которой примыкает всё остальное. Реже это несколько нитей, которые всё равно в итоге сплетаются воедино.

Расследование возглавляет человек, поднаторевший в поисках и логических заключениях. Часто это представитель полиции или смежной профессии, сыщик или детектив. У него может быть компаньон или напарник, который оттеняет его блестящие умозаключения своим обыденным способом мышления. Поэтому параллели с Шерлоком Холмсом в современных английских детективах так очевидны.

Британские писатели нередко создают целые серии об этих обаятельных сыщиках, и каждая книга посвящена одному конкретному делу. Да, это типично не только для литературной традиции Туманного Альбиона. Однако именно в Британии детективные серии легко могут включить в себя не только 10, но даже 20 или 30 книг.

Так, Джоан Роулинг под псевдонимом Роберт Гэлбрейт написала уже четыре книги про Корморана Страйка. И у этого частного детектива есть даже не помощник, а помощница, и в их отношениях всё больше заметен намёк на романтический интерес. «Смертельная белизна»

— книга, в которой главные герои проводят читателей через все уголки английской жизни, как на экскурсии. Британские клубы, парламент и, конечно же, таинственное частное поместье. Эта книга точно не станет последней в серии.

Читатель как соучастник и соперник на пути к разгадке

Английские детективы — это игра с внимательным читателем, который пристально следит за сюжетом и деталями. Если он достаточно опытен, то догадается раньше сыщика, кто убийца и что именно произошло. Ведь британский автор не пожалеет подсказок и мелочей, которые могут привести к решению загадки. Правда, часто он обманывает читателя, направляет его по неверному пути и создаёт ложное впечатление о персонажах и их действиях.

Усложнить разгадку может обилие деталей. Например, Кейт Аткинсон

в
«Преступлениях прошлого»
расставляет так много «ружей», что в них легко запутаться. Некоторые из них вообще не выстрелят, а какие‑то поведут себя непредсказуемо. Но в итоге всё будет разложено по полочкам, всё несвязанное соединится между собой, а недосказанное станет явным.

Стройная архитектоника текста

В современной литературной Англии всё спокойно и редко встаёт с ног на голову. В детективе по‑прежнему есть завязка и развязка, детали равномерно выдаются небольшими порциями, герои идут по ложному следу вместе с читателем, а арка повествования так же устойчива, как и 200 лет назад. Объявление преступника почти всегда совпадает с кульминацией, хотя свечей и торжественных приёмов по этому поводу, как это бывало у Агаты Кристи, больше не требуется.

«Чисто английское убийство» берут на вооружение и писатели из других стран. Например, канадка Луиза Пенни

создала
«Убийственно тихую жизнь»
по типичным британским канонам, так что гражданство автора не должно никого смущать. Деревенская пастораль, убийство старушки, замаскированное под несчастный случай, расследование, хитрый преступник — можно использовать этот безусловно современный роман как пособие по детективным сюжетным аркам.

Существующие проблемы

Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны.

Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.

Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.

ТАЙНА ВЛИЯНИЯ НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ – УМЕНИЕ ИХ СЛУШАТЬ

Один из главных навыков детектива – умение слушать и слышать. Это умение пригодится каждому. Известный психолог Дейл Карнеги утверждал, что хорошим средством воздействия на человека является не навык говорить, а именно развитая способность слушать. Татьяна Устинова, писательница-прозаик, автор детективных романов, сценарист, переводчик, телеведущая, номинант на премию «Русский детектив»:
«Не бойтесь задавать вопросы, а главное, внимательно слушайте ответы, потому что, как правило, мы задаём вопросы не для того, чтобы выслушать ответ, а для того, чтобы задать вопрос. Нам важно сформулировать претензии или сомнения, а что в ответ говорят, как правило, нам всё равно. А это неправильно. Нужно уметь слушать, что собеседник говорит в ответ. Как он объясняет тот или иной поступок. Это в романе у меня есть, и вполне применимо для жизни».

Трейлер сериала «Тайны следствия»

Причины возникновения делинквентности

Чтобы выяснить причины асоциального поведения, нужно рассматривать становление личности с детских лет.

Важно! К детям, не достигшим пятилетнего возраста, применять определение девиантного поведения нецелесообразно.

У ребёнка от 5 лет внутренние психические функции начинают формироваться только после того, как сформированы внешние. Первоначальному усвоению социальной модели общества ребёнку помогает наблюдение за взрослыми людьми. На первом этапе жизни это его родители. Наблюдая за ними, малыш знакомится со следующими социальными достижениями:

  • высшими психологическими функциями;
  • ценностями, на которые необходимо ориентироваться;
  • нормами и правилами поведения.

Родители должны научить малыша механизмам идентификации и обособления, которые регулируют поведение человека.

К сведению. Идентификация – отождествление себя с другими людьми, группой, образцом, на который можно равняться. Обособление – стремление стать личностью и выделиться из общего плана.

Не зря первым пунктом социальных достижений идут высшие психологические функции (ВПФ): восприятие, мышление, речь и память. Иными словами, родители обязаны помочь ребёнку перенести и привязать модель поведения в социуме к его внутреннему плану (индивидуальной модели поведения).

К причинам, нарушающим ход этих внутренних психологических преобразований в детском возрасте, можно отнести следующие пункты:

  • отсутствие родительской заботы и игнорирование родителями проявлений детской привязанности;
  • конфликты между родителями на глазах у детей;
  • полное отсутствие воспитания, предоставление ребёнка самому себе;
  • детская вседозволенность (избалованность).

Кроме того, причиной может быть перенесённая ребёнком психологическая травма.

Избалованный ребёнок

Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.

Психологические

Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности).

Социологические

Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.

Причины развития отклонений

Антисоциальное поведение – это патология, которая появляется в результате различных факторов. В качестве таких обстоятельств можно назвать:

  1. Медицинские причины. К ним относятся заболевания матери в период вынашивания плода, плохая наследственность, душевные расстройства, а также инфекционные недуги и механические повреждения головы, перенесенные в детстве.
  2. Факторы педагогического характера. Это дурной пример родственников и недостатки воспитания. Некоторые мамы и папы чрезмерно опекают своих детей или, наоборот, предъявляют к ним слишком высокие требования. Это способствует формированию поведенческих расстройств.
  3. Причины, имеющие психологическую природу. Это совокупность медицинских факторов и ошибок в воспитании.
  4. Социальные обстоятельства. К ним относится материальное неблагополучие, издевательства со стороны одноклассников. Негативное воздействие на ребенка также оказывает наличие родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Предлагаем ознакомиться Таблетки и уколы Пикамилон: инструкция по применению, отзывы, аналоги

Итак, развитие отклонений во многих случаях связано с неблагоприятным микроклиматом в семье человека.

Теории

На основании ведущих причин отклонений от общественных норм были созданы различные теории девиантного поведения.

Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Такие люди не могут сдерживать свои низменные потребности и делают всё для их удовлетворения, невзирая на правила и даже на страх наказания.

Ломброзо

Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:

  • упорные в своей злобе и свирепстве;
  • недоразвитые;
  • не способные обуздать свои инстинкты;
  • не поддающиеся исправлению;
  • обладающие специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский и вдавленный в лицо нос, редкая борода, длинные руки.

Ломброзо сравнивал их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг подверг его теорию критике и обосновал её несостоятельность.

Шелдон

Девиантное и аддиктивное поведение

К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:

  • эндоморфы (умеренная полнота) общительны и умеют ладить с окружающими;
  • мезоморфы (сила и стройность) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и наиболее склонны к девиантному поведению;
  • эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.

Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.

Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:

  • чаще всего девиантные поступки наблюдаются среди молодёжи, пик приходится на 18-24 года;
  • на втором месте — подростки 13-17 лет;
  • на третьем — 25-30 лет;
  • и только потом идёт возраст после 30 лет, когда совершаются преступления либо в состоянии аффекта, либо вследствие серьёзных психических расстройств.

Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:

  • близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не сговариваясь, одни и те же нарушения норм;
  • усыновлённые дети своими отклонениями похожи на биологических, а не приёмных родителей;
  • мужчины с дополнительной хромосомой У отличаются тяжёлой психопатичностью, низким интеллектом и повышенной девиацией.

Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.

Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил.

Дюркгейм

Знаменитая теория аномии Дюркгейма. По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.

Мертон

Теория адаптации личности к окружающим его условиям американского социолога Роберта Мертона расширяет аномии Дюркгейма. Согласно ей, на девиацию влияют не только социально-общественные кризисы, но в первую очередь — реакция человека на них. Данная классификация представлена ниже.

Беккер

Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.

Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.

Экзистенциально-гуманистическая

Представители данной теории считали, что основная причина девиантного поведения — разочарование личности в самой себе. Каждый из них акцентирует внимание на отдельных моментах этого процесса.

Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.

По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.

Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.

Психодинамическая

В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.

Поведенческая

Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.

Когнитивная

Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия.

Французский детектив: богатый внутренний мир

Зарубежные детективы: богатый внутренний мир от французских авторов

Личность главного героя

Французский детектив — это постоянное развитие психологизма и атмосферности. В нём также довольно часто расследованием занимается профессионал или талантливый любитель и на первый план выходит личность сыщика и её глубина. Чувственные французы уделяют много времени описанию персональных тайн, иногда достаточно тёмных. Частенько главный герой скрывает что‑то от всего мира, имеет какую‑то особенность и сам содержит в себе загадку, которую читатель решает параллельно с другими детективными задачами. Личность основного персонажа обязательно накладывает отпечаток на все его действия, метод расследования и итоговый результат.

Фред Варгас

в романе
«Человек, рисующий синие круги»
показывает нам ну очень странного полицейского комиссара, который ищет преступника не традиционными методами, а ориентируясь на собственный внутренний «компас». Другие называют «компас» интуицией, хотя это скорее необычная форма эмпатии. Остальные персонажи тоже не без странностей, а то и вовсе эксцентричны.

Мрачная атмосфера

В детективах Франции всегда заметна тяжёлая атмосфера, которая необязательно создаётся за счёт рек крови и жестокости (хотя часто не без этого). Нередко нагнетание страха и ужаса происходит за счёт многослойного сюжета, где могут сплестись воедино сразу несколько отвратительных тайн или происшествий. Многослойность даёт возможность переключиться с угнетающих деталей на менее тяжёлые. Есть у этого и светлый эффект: разрешение загадки в конце приносит почти физически ощутимое облегчение.

Вспомните «Багровые реки» Жана‑Кристофа Гранже (фильм вам наверняка знаком, даже если до книги не добрались). Атмосфера там невероятно мрачная. Прошло 20 лет, и автор написал о новом расследовании Пьера Ньемана, где обстановка всё такая же безысходная. «Последняя охота»

повествует о жестоких убийствах аристократов, постоянно нависающей над сыщиками угрозе и символике, которая может сниться в страшных снах.

«Почему» — важнейший вопрос

В классических детективных текстах старой школы мы узнавали имя злодея и на этом всё заканчивалось. Другое дело — французская традиция. Читателю предлагают не только понять, кто именно творит злодейство, но и осознать его мотивы. Длинная кривая дорожка, которая довела персонажа до преступления, так же важна для понимания детектива, как и ответ на вопрос «Кто убийца?». Читатели отслеживают становление антагониста и складывают общую картину параллельно с тем, как следят за детективной загадкой.

В «Лесе теней» Франка Тилье

главным героем выступает писатель и бальзамировщик, так что исследование подноготной маньяка будет особенно глубоким. Какой же писатель не хочет знать всё об интересных людях, которых можно сделать своими персонажами? А пока линия злодея понемногу вырисовывается, можно следить за жуткой ситуацией в почти герметичном и весьма неприятном пространстве.

Виды асоциального поведения

Девиантное и аддиктивное поведение

Отсутствие способности к социальной адаптации выражается в использовании незаконных средств для достижения целей. К примеру, чтобы добиться хорошего общественного положения, власти, богатства, не имея возможности достичь этого законными средствами, человек преступает через мораль и закон.

Отсутствие желания жить по общественным нормам выражается в открытом протесте, демонстративном неповиновении: это экстремизм, терроризм и другие формы неприятия общественных ценностей.

С этой точки зрения допустимо выделить несколько видов нарушений в результате асоциального поведения:

  • аморальные;
  • аддиктивные;
  • противоправные;
  • преступные.

Бродяжничество, проституция, беспорядочные половые контакты, принадлежность к сексуальным меньшинствам – признаки аморального человеческого образа жизни. Зависимости, в результате которых член общества уходит от реальности (наркомания, алкоголизм, игромания и т. д), имеют прямое отношение к аддиктивному поведению.

Проявление асоциального поведения

Делинквентное поведение – примеры из жизни

За кажущимся сложным определением делинквентности скрывается простая сущность. Примеров делинквентного поведения в реальной жизни множество. Общество, которое считается успешным, где процветает экономика и граждане материально обеспечены, не всегда соответствует правилам морали. В таких условиях многие думают, что проще украсть, чем начинать развивать собственный бизнес, например. С делинквентным поведением многие страны сталкивались воочию, это явление часто является признаком перестройки экономического курса государства:

  1. Распад СССР привел к мощному росту рэкета в конце 90-х годов.
  2. Окончание эпохи правления Бурбонов привело к анархии и процветанию сицилийской мафии.
  3. Крайне неуравновешенная ситуация в Бразилии и постоянная смена политических режимов привели к росту преступности и экономическому неравенству среди граждан страны.

Проявления

Основные признаки девиантного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:

  • несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • их нарушение;
  • негативная оценка со стороны окружающих, применяемые санкции;
  • нанесение реального ущерба окружающим и себе;
  • устойчивость — многократное иди длительное повторение одних и тех же поступков, направленных против норм общества;
  • общая направленность самой личности — разрушающая;
  • социальная дезадаптация.

В жизни проявление девиантного поведения не ограничивается этим набором признаков. Оно слишком многогранное, чтобы очертить круг всех его форм. В разных ситуациях к нему могут относиться:

  • агрессивность;
  • неуправляемость;
  • скрытность;
  • склонность к жестокости, отсутствие чувства жалости;
  • резкая смена настроения;
  • стремление к неформальным группировкам;
  • сознательное несоблюдение правил и ограничений, действующих в данном обществе на данный момент времени;
  • нарушение законов.

Нужно понимать, что не всегда данные признаки лежат на поверхности. Иногда внешне человек ничем не выдаёт в себе девианта. Он может иметь много друзей, отличаться успехами в учёбе или карьере, быть благовоспитанным и тихим. Но, выходя за рамки знакомого окружения, может совершать ужасные вещи (мучить животных, ходить на собрания экстремистских группировок и даже вынашивать план убийства).

Психологи также акцентируют внимание на том, что к девиантному поведению не относится эксцентричность, которая характеризуется странностями и чудачествами. Она основана на чувстве обострённой индивидуальности, но практически никогда не наносит вред ни окружающим, ни носителю. Поэтому к отклонениям её не причисляют.

Классификация

Единая типология отсутствует по многим причинам. Во-первых, проблема девиантного поведения активно изучается психологами, медиками, социологами, криминалистами и многими другими специалистами. Для каждого из них важны какие-то определённые аспекты данного явления. Поэтому все они пользуются разными классификациями.

Во-вторых, нет единой теоретической базы по девиантному поведению. Поэтому до сих пор остаются непрояснёнными такие вопросы, как:

  • Какие именно основные формы поведения — девиации, а какие — Реакция, продиктованная характером или личностными установками?
  • Какие критерии есть для того, чтобы отличить норму от девиации?
  • Существует ли положительное девиантное поведение, или оно носит только разрушающий характер?

Из-за отсутствия единства мнений по данным вопросам специалисты создают множество авторских классификаций.

Девиантное и аддиктивное поведение

Виды девиации, согласно самой первой классификации (созданной в 1938 году) Мертона, выделены в соответствии со способами адаптации личности к окружающим его условиям. Всего описано 5 типов поведения, и только первый является нормой, а остальные 4 — отклонения:

  • подчиняющееся, конформное — безропотное подчинение общественным целям и средствам их достижения;
  • инновационное — признание целей, но самостоятельный выбор средств их достижения;
  • ритуальное — отвержение и цели, и способов, но слепое, автоматическое следование каким-то традициям, привитым с детства, остаётся;
  • ретретическое — полное отвержение всех норм, что предлагает общество, изоляция и отдельное от него существование;
  • мятежное (революционное) — попытка изменить общество в соответствии с собственными целями и средствами их достижения.

Подробнее об этой классификации можно прочитать в книге Мертона «Социальная структура и аномия» (1966).

Типология Короленко

Российский психиатр и психотерапевт Ц. П. Короленко в сотрудничестве с Т. А. Донских предложил свою классификацию девиантного поведения.

Нестандартное

Нарушающее общепринятые правила, выходящее за пределы социальных стереотипов, но позитивно влияющее на развитие общества.

Деструктивное

Девиантное и аддиктивное поведение

Может быть внешнедеструктивным (нарушение общественных правил) и внутридеструктивным (разрушение собственной личности). Внешнедеструктивное, в свою очередь, представлено аддиктивным поведением (уход от реальности с помощью наркотиков, адреналина, других способов) и антисоциальным (сознательно совершённые преступления).

Внутридеструктивное тоже представлено разными видами:

  • суицид;
  • нарциссизм;
  • конформизм;
  • фанатизм;
  • аутизм.

Данная классификация более подробно представлена в книге Короленко и Донских «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире» (1990 год).

Менделевич

Классификация российского психиатра, психотерапевта и нарколога, клинического психолога Владимира Давыдовича Менделевича основывается на способах взаимодействия с реальностью. Он выделяет следующие типы девиантного поведения:

  • делинквентный;
  • аддиктивный;
  • патохарактерологический;
  • психопатологический;
  • гиперспособности.

Их описание можно посмотреть в учебном пособии Менделевича «Психология девиантного поведения» (2005 год). Там можно найти ответ на частый вопрос, чем девиантное поведение отличается от делинквентного. Последнее — одно из проявлений первого. Девиация — более общее понятие, включающее в себя все вышеперечисленные типы. Деликвенция — противоправный поступок, чаще всего уголовно наказуемый и наносящий вред окружающим людям. Аддикция — уход от реальности.

Змановская

Психолог-психоаналитик, доктор психологических наук Елена Валерьевна Змановская предлагает в качестве критерия для классификации девиантного поведения последствия:

  • антисоциальное (делинквентное) — преступления (опасные для жизни других членов общества, уголовное наказание для носителя);
  • асоциальное (аморальное) — агрессия, игры на деньги, воровство (некомфортные условия существования для других членов общества, штраф, изоляция для носителя);
  • аутодеструктивное (саморазрушительное) — суицид, зависимости, фанатизм, виктимность (опасность для самого носителя).

Классификация подробно описана в учебнике для вузов «Девиантология: Психология отклоняющегося поведения» (автор — Змановская).

Общая классификация

В современной психологии принято разделять между собой позитивное и негативное девиантное поведение. Хотя многие специалисты отвергают тот факт, что оно может быть положительным.

Негативные формы девиации опасны как для членов социума, так и для самого носителя:

  • уголовная преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • воровство;
  • проституция;
  • зависимость от азартных игр;
  • бродяжничество;
  • терроризм;
  • экстремизм;
  • вандализм;
  • самоубийство.

Девиантное и аддиктивное поведение

Позитивные формы девиации приносят обществу благо, но при этом могут наблюдаться существенные или незначительные отклонения от общепринятых норм:

  • самопожертвование;
  • героизм;
  • трудоголизм;
  • обостренные чувства справедливости или жалости;
  • гениальность, талант.

Многие специалисты не считают, что формы девиации могут быть позитивными. Они хоть и несут пользу обществу, но вредят самому носителю, поэтому их нельзя относить к положительным.

Профессор, доктор педагогических и психологических наук Юрий Александрович Клейберг добавляет к общепринятой классификации ещё один тип девиантного поведения — социально-нейтральное (попрошайничество).

Девиантное поведение и его классификации

По мнению Донских и Коваленко

  • нестереотипное поведение, полезное для социума;
  • наносящее вред обществу из-за нарушения или игнорирования интересов членов общества либо причиняющее ущерб самому девианту.

По классификации Клейберга

  • позитивные, которыми могут быть, например, творчество или изобретательство;
  • социально-нейтральные. К этому виду девиаций Клейберг относит прошение милостыни или бродяжничество;
  • негативные, например, наркомания или сексуальные отклонения.

С точки зрения Змановской

  • аутоагрессивное поведение, например, различного рода зависимости, аутизм и фанатизм;
  • аморальное поведение, выражающееся в игнорировании или сознательном нарушении норм нравственности, что угрожает разрушением отношений социума с девиантом;
  • делинквентное поведение, представляющее собой поведение преступника, попирающего своими действиями законы и иные подзаконные правовые акты.

Механизмы и стратегии контроля и профилактики

Первичными механизмами контроля над девиантом и делинквентом в поведении считаются действия школы. Школа обладает следующими возможностями:

  • свободный доступ к семьям подростков, сотрудничество с родителями;
  • прививание школьникам навыков здорового образа жизни;
  • воздействие на степень самооценки ученика и его стремлений;
  • организация досуга школьников и помощь в трудоустройстве на период летних каникул.

Школа имеет возможность в целях профилактики правонарушений и преступлений привлекать специалистов.

Схема профилактики делинквентного поведения

Девиации человеческого поведения в социуме уходят корнями глубоко в детство. Вот почему воспитание подрастающего поколения требует особого внимания. «Здоровые личности формируют здоровое общество!», – такой лозунг должен быть заложен в основу всей воспитательной работы подрастающего поколения.

Программа профилактики девиантного поведения, 1 блок занятий

Во многом методы профилактики будут зависеть от возраста. Например, в отношении младших школьников будет достаточно бесед со школьным психологом, учителями и родителями. В подростковом возрасте этого будет уже недостаточно — потребуются более серьёзные мероприятия. Важно прививать детям моральные ценности, правила поведения в обществе, уважение и соблюдение законов, навыки социализации. Такая профилактическая работа должна вестись постоянно.

Цель — создание благоприятных условий для формирования знаний и умений о социальных нормах через привитие установок и навыков правильного и ответственного поведения.

Задачи:

  • обобщить знания о полезных и вредных привычках;
  • поддержать позитивную самооценку;
  • научить принимать ответственность за собственное поведение и возможные нарушения;
  • выработать адекватные, эффективные навыки правильного общения;
  • развивать умение оказывать помощь в трудную минуту;
  • привить правила санитарно-гигиенической культуры;
  • сформировать коммуникативную, социальную и личностную компетентности;
  • развивать эмоциональную сферу.

Возраст: подростки 10-17 лет.

Сроки реализации: 1 раз в неделю в течение одного учебного полугодия (18 недель).

I блок занятий

Программа профилактики девиантного поведения, 2 блок занятий

II блок занятий

III блок занятий

IV блок занятий

Признаки делинквентного поведения

Часто симптомы подобных отклонений можно наблюдать у подростков. Делинквентное поведение это действия, которые приводят к поступкам, наносящим вред другим людям. В развитии таких отклонений не последнюю роль играет характер ребенка и его темперамент. Авантюристы, холерики, агрессоры часто становятся делинквентами. По признакам поведения подростков, склонных к делинквентному поведению разделяют на несколько групп:

  1. Дети, обладающие минимальным понятием о социальных нормах, легко поддающиеся чужому влиянию. Подростковая делинквентность у таких детей развивается быстро.
  2. Подростки, у которых отсутствует внутренний стержень, слабо отличают что такое хорошо и плохо, могут легко пойти на поводу у своих потребностей.
  3. Дети, ведущие аморальный образ жизни, осознанно, легко превышая допустимые нормы поведения.

Диагностика

Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
  • методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
  • для младших школьников — проективные методики;
  • методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
  • методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
  • Шкала манипулятивного отношения (Банта);
  • тест агрессивности (Басса–Дарки)
  • тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
  • таблицы Шульте;
  • методика Люшера;
  • шкала Векслера;
  • тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
  • карта наблюдений Стотта.

Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: