Как развить интеллект у взрослого человека?

О среднем общеобразовательном учреждении Донецка см. Интеллект (лицей).

Интелле́кт

(от лат. intellectus «восприятие»; «
разумение
», «понимание»; «понятие», «
рассудок
»[1]) или [2][3] — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой[4]. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение[5][6], а также внимание, волю и рефлексию.

Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла[7] интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.

В целом существует проблема видов интеллекта, тесно связанная с факторными теориями интеллекта, которые делятся на две основные группы — однофакторные и многофакторные.[8]

Интеллектуал

— человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением; представитель умственного труда.

Составляющие интеллекта и его роль[ | ]

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных[9]. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки, когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  • объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике[10],
  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации[11],
  • сознание[12],
  • память[13].

Часть исследователей интеллекта и рабочей памяти считает, что рабочая память и подвижный интеллект находятся в сильной связи друг с другом и в значительной степени являются эквивалентными конструктами, другие, что хотя эти сущности коррелируются, но являются автономными, как рост и вес.[14] Показано, что индивидуальные различия рабочей памяти объясняют от трети до половины всех индивидуальных различий общего интеллекта.[15][16]

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление

— сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является
ригидность
мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Различные взгляды на интеллект[ | ]

Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч. 1, в. 79, р. 2) полагал, что в Боге интеллект является сущностью (лат. in solo Deo intellectus

est eius essentia), а в человеке лишь «возможностью души» (potentia animae). При этом в человеке разум (ratio) и интеллект неразличимы, однако интеллект относится к созерцанию теоретических (умопостигаемых, интеллигибельных) вещей, тогда как разум направлен на постижение конкретных чувственно воспринимаемых явлений.

Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации[17].

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. В 1904 году Спирман ввёл понятие «фактора g

» общего интеллекта, отражающего эффективность выполнения всех познавательных задач[18][19]. На практике оказалось, что «фактор
g
» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры
g
. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провёл обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

Термины Н. Бострома[ | ]

Согласно книге[20]Н. Бострома:

  • интеллект
    — реализуемый на физическом объекте алгоритм;
  • интеллект человеческого уровня (ИЧУ) — интеллект, способный решать задачи, доступные человечеству (обладает умом, разумом, интуицией, пониманием, способен к познанию, мышлению, воображению);
  • искусственный интеллект (ИИ) — созданный не в естественной биологической среде интеллект;
  • искусственный суперинтеллект — интеллект, превосходящий во много раз возможности ИИЧУ.

В отличие от терминов Н. Бострома, общепринятое понимание интеллекта совпадает с ИЧУ и противоречит терминам интеллект животных, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с ИИЧУ.

Недостаточность интеллекта[ | ]

Основные статьи: Расстройство интеллекта

и
Когнитивные нарушения
Расстройство интеллекта (слабоумие) — это психиатрический интеллектуально-мнестический синдром; врождённое (умственная отсталость) или приобретённое (деменция) поражение интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Если слабоумие приобретённое, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Наблюдается глубокое обеднение эмоционально-волевой сферы, личности[21]. При этом сначала может наблюдаться один однообразный плоский аффект, затем — эмоциональная тупость либо с апато-абулией, либо с психомоторным возбуждением. Изменяется личность, искажается характер. В психиатрии слабоумие относится к изменениям процесса рационального познания в виде осложнения или полной невозможности к овладеванию знаниями[21]; умозаключений; суждений; критических способностей. При приобретённом слабоумии использование старых знаний, умений и навыков также осложняется или становится невозможным.

Симптомы в структуре слабоумия могут быть различными, однако преобладают негативные[22]. Если оно определяется только ими, это простое слабоумие. Чаще, особенно в начальной стадии бывает психотическое слабоумие с бредом, галлюцинациями, маниакальным и депрессивным синдромом. При этом чем более они выражены, тем легче слабоумие и наоборот, при тотальной деменции они полностью исчезают. По Г. Модсли (англ.)русск.: «В крайних случаях слабоумия не могут образовываться даже нелепые идеи»[23].

По этиологии различают:

  • Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром;
  • Врождённое заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза[22]. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофрений»): дебильность (иногда сохраняется способность к труду); имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию); идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).

Незаурядные умственные способности

Выделяться на фоне других людей человек может по-разному, в зависимости от его умственных способностей и соответствующих этим способностям желаниям. Однако человеку с действительно незаурядными умственными способностями, надобности в признании и исключительности нет, такие люди меняют все вокруг себя, включая образ мышления и мировосприятия других людей. Тему умственных способностей я затрагиваю не случайно, учитывая растущее ко мне количество обращений именно людей недовольных собой, я решил несколько углубиться в этот вопрос и для некоторых возможно расставить все по своим местам. Уверен, что те кто вдумчиво вчитаются в эту статью, поймут суть определения умственных способностей человека, что несомненно скажется на самооценке таких людей и их дальнейшем образе мышления. Прежде всего человек просто не может быть недоволен самим собой, у нас так просто принято говорить, когда результаты нашей деятельности, да и жизни в целом, нас не удовлетворяют в полной мере, или не удовлетворяют вовсе.

А не довольны мы можем быть именно результатом, который, несмотря на то, что является результатом нашей умственной деятельности, все же не является полностью предсказуемым ни при каких условиях. Думаю что для многих является очевидным тот факт, что сила любого человека заключается в его умственных способностях, я уже писал об этом, причем неоднократно, так что доказывать данную аксиому не буду, а сосредоточу ваше внимание именно на тех самых способностях нашего мозга, которые мы называем умственной деятельностью. Результат нашей умственной деятельности, в зависимости от его успешности, то есть от того насколько достигнутая цель, соответствует поставленной, конечно же является показателем умственных способностей человека, но не единственным, так как есть еще показатель того, что вообще определяет вашу цель. Часто ко мне обращаются люди, недовольные итогами своей жизни, но вместе с тем имеющие достаточно неплохой образ мышления, они конструктивны, прагматичны, рассудительны, и в принципе могут для себя решить ряд задач которые ставят.

В одном проблема – сама постановка задач является неверной, плюс, порядок выполнения этих задач также ошибочен. Разумеется на нашей психике существенно сказывается не только негативный результат к которому мы приходим, но и сам процесс мышления, который нам не понятен, ведь если действовать по инструкции, то не вникаешь в смысл того что делаешь, а так у нас поступают многие. Суть работы человеческого мозга, заключается в высчитывании, это по сути тот же компьютер, только более совершенный. Учитывая тот факт, что мир у нас является сплошной математикой, что все в нем поддается расчетам, и устроено все по определенным алгоритмам, становится понятно почему так важен именно мозг, ведь более никакой другой орган человека возможностью проводить расчеты не обладает. Даже та же интуиция не более чем неосознанный процесс расчетов мозга, не контролируемый нами, от того и столь слабый. Но для работы любого компьютера, в том числе и такого сложного как человеческий мозг, необходимы данные, что мы в свой мозг загружаем, то он и обрабатывает, тратя на это свои мощности и наше время.

Данные же в свою очередь поступают к нам из внешнего мира, собственно для этого нам и необходимо обучение. И никакое чтение информационного поля или фона, что исповедуется в восточной философии и других эзотерических источниках, не дает столь необходимой информации, как это делает внешний осязаемый и понимаемый благодаря нашим органам восприятия мир. От рождения человек имеет набор базовых данных в виде инстинктов, которые посредством обработки его пока еще не очень развитого мозга, помогают ему адаптироваться в этом мире и включиться в процесс развития. Процесс этот может проходить у разных людей по-разному, кто-то находится в более адекватной и более информативной среде, кто-то в менее благоприятных условиях для развития, отсюда и разные уровни умственных способностей. Если человек родился без каких-либо умственных и физических патологий, если он полностью здоров, это уже успешный и очень умный человек, точнее образец такого человека, ведь дальше идет загрузка данных в его голову, и вот это уже самый важный процесс.

Суть любого обучения сводится, во-первых, к принуждению мозга выполнять свою работу, то есть, правильно воспринимать информацию, проводить необходимые для ее структурирования расчеты, анализ, а во-вторых, к загрузке в свою базу данных информации из вне, к ее запоминанию, не просто к пропусканию через себя. Эту информацию человек потом будет использовать как при планировании своих действий, так и для распознавания того, что он наблюдает. Когда человек думает, он занимается расчетом посредством своего головного мозга и имеющейся информации, обрабатывая при этом как имеющуюся у него в голове информацию, так и поступающую, в режиме реального времени или недавно поступившую. Сигнал из вне является тем самым импульсом, который требует ответа, и такие информативные импульсы мы получаем постоянно, выдавая на них свой ответ в виде реакции. То есть заранее готового ответа, или же в виде итога своих вычислений, который понятное дело всегда будет более адекватным, нежели более или менее подходящий ответ. В общем рассказывать о столь очевидных вещах, но к сожалению не всеми понимаемыми я могу очень долго, ведь как вы сами понимаете дорогие друзья, по логической цепочке можно продолжать разбирать нашу умственную деятельность очень долго и основательно.

Такой разбор я произведу в других своих статьях, а вот для этой статьи пора подводить итог сказанному, дабы люди имеющие представление о своих умственных способностях, воспринимали их правильным образом и правильно ими пользовались. Суть заключается в том, что каким бы вы себя не считали человеком, с точки зрения ваших умственных способностей, вы на самом деле умные люди, в том плане что ваш мозг может выполнять те же самые алгоритмические функции, что и мозг самых великих людей, насколько бы великими они не были. Разница может быть лишь в тех данных, коими вы располагаете в сравнении с остальными людьми, и в вашем желании вообще думать. Поскольку процесс умственной деятельности, когда мозг производит различные расчеты сам по себе очень сложный, требует много энергии, времени и напряжения, этим процессом занимаются очень не многие, заменяя понятие думать, задавать вопросы и искать на них ответы, правильные причем ответы посредством расчетов, перебором уже имеющихся в голове данных. Вот такой вот перебор, это то же самое, что перечитывать старую книгу по нескольку раз, с целью вытащить из нее что-то новое, что кстати, иногда очень хорошо получается сделать.

Но это сам по себе не расчет, расчет должен иметь больше данных и посредством обработки таких данных выдавать совершенно новый результат, так как каждая новая ситуация в нашей жизни, в определенной степени уникальна. Учитывая выше сказанное, вы как и я в принципе не можете признавать авторитетов в этой жизни, их просто нет, в своем роде каждый из нас уникален и прежде всего для себя самого. Имея тот же набор данных что и человек обладающий незаурядными способностями, используя свой мозг, ставя перед ним задачу по достижению того или иного результата, вы можете повторить путь абсолютно любого гения, или пройти свой собственный. Что до самого желания, тему которого я также затронул в начале статьи, то оно также формируется из ваших врожденных качеств и соответственно ваших жизненно необходимых потребностей, плюс на него оказывают влияние внешние факторы. Поэтому при выборе, а все в этой жизни основывается именно на вашем выборе в плане итого результата, достичь который уже вопрос технический, мы руководствуемся отталкиваясь от естественных потребностей либо в большей либо в меньшей степени.

То есть поставить перед собой глупую по своей природе цель, можно руководствуясь неверными представлениями о внешнем мире, сами по себе умственные способности в таком случае выражены лишь в загруженных в голову человека данных. Неверность таких данных может быть понята человеком либо на интуитивном уровне, что кстати часто происходит, либо посредством опыта, своего или чужого, это уже от зависаний вашего мозга зависит, о чем я напишу как-нибудь в другой раз. В общем, чтение умных книг и общение с добившимися определенного успеха в жизни людьми, как было, так и остается самым лучшим способом загрузиться полезными для жизни человека данными, обрабатывая которые и руководствуясь которыми, можно значительно увеличить число успешно поставленных и успешно выполненных задач, причем таких задач, которые реально делают жизнь человека лучше. Еще хотелось бы добавить несколько слов о скорости мышления, тоже ведь согласитесь не маловажный фактор, который между тем тренируется в течении всей жизни.

В общем, подобно мышцам человека, мозг будет работать настолько быстро насколько это войдет в его привычку, следовательно тренировать мозг необходимо как можно чаще, ставьте перед собой задачи и ищите способы эти задачи решить, только вот для собственного блага, ставьте задачи влияющие на вашу жизнь, то есть приносящие конкретные полезные результаты. Вот собственно вам и разбор незаурядных умственных способностей человека, которые на самом деле не являются, не каким-то там даром, не чем-то еще исключительным, чем обладают некоторые люди, а не все. Даже люди имеющие физиологические дефекты от рождения или получившие их в течении жизни, могут жить полноценной жизнью, в плане умственных способностей, так как недостающие части мозга замещаются другими, что неоднократно было доказано в ходе экспериментов, и подтверждено примерами из жизни. Можете ли вы дорогие друзья после этого так сказать париться в отношении себя и своих способностей, могут ли у вас быть комплексы перед другими?

Да конечно же нет, ведь если что-то у вас не ладится, то это не приговор, самая сильная ваша часть – ваши умственные способности, в любой момент могут быть вами перенастроены и вы можете решить любую поставленную перед вами задачу. Самой основной проблемой многих конечно является нежелание использовать свой мозг и несоответствующие реальному миру данные, обработка которых также приводит к ошибкам и как следствие к не тем результатам, которые должны были бы быть согласно желаниям человека. Да и сами желания часто ошибочны, и являются навязанными, ведь если у вас нет своего представления о чем-либо, вы будете руководствоваться чужим, которое отвечает, прежде всего, интересам своего автора. Учитесь и еще раз учитесь, учитесь правильным и нужным в жизни вещам, общайтесь с умными людьми, ориентируйтесь на сильных, и конечно же обрабатывайте всю загруженную в себя информацию, и кем бы вы ни были в данный момент по жизни, это не будет иметь никакого значения для того, кем вы захотите стать.

Любая проблема, любые задачи будут вами решаться с учетом ваших интересов, от ошибок вы тем не менее застрахованы не будете, им всегда есть место в жизни, но это и не так страшно, ведь сама по себе ошибка это ведь тоже результат, только другой результат, не тот который вы планировали. Сравните свое мышление по представленному мною шаблону, найдите неисправность и устраните ее, основные качества мышления, коими мы так восхищаемся, есть у всех. Неисправностью могут быть только отдельные части, такие как информация, которой вы руководствуетесь или её отсутствие, ну и лень конечно тоже, как я уже сказал, нежелание думать – это проблема.

Социальный интеллект[ | ]

Основная статья: Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Войти на сайт

Внутриличностный и межличностный типы интеллекта

В этой статье речь пойдёт о двух следующих типах интеллекта – внутриличностном и межличностном.

Внутриличностный интеллект часто определяют как ту часть нашей личности, что отвечает за способность к рефлексии, самоанализу, самопознанию. Сюда же часто относят такие аспекты, как интуицию и духовность и даже сверхсознание. Но, на мой взгляд, гораздо важнее то, что внутриличностный интеллект непосредственно связан с волей и мотивацией: он во многом определяет нашу способность ставить цели – не просто придумывать красивые картинки из «туманного далёка», а конструировать реализуемые планы – и двигаться к их осуществлению. Он же отвечает и за контроль деятельности в процессе движения: за контроль наших эмоций, за умение остановиться и взглянуть на ситуацию с новой стороны, выявить и выразить в словах субъективные мысли и чувства.

Конечно, всё, что связано с движением к цели, будет теснейшим образом определяться также нашим вербально-лингвистическим и логико-математическим интеллектом. Однако знать, понимать – это одно. А вот действовать, дать себе пинок, вытащить за собственные волосы себя и своего коня из болота – это никакая не лингвистика-математика, а воля в чистом виде. То, что входит во внутриличностный интеллект.

Наиболее ярко этот тип интеллекта проявляется у философов, психиатров, мистиков и духовных наставников. Именно из их глубочайшего анализа самих процессов мышления родилось выражения «Познай себя» (перед тем, как познавать мир), «Хочешь изменить мир – начни с себя». В самом деле, если вы не используете отчуждаемые стратегии (то есть такие, которые работают вне зависимости от того, кто их использует), то единственный способ чего-то добиться – это глубоко осознать, каким образом вы взаимодействуете с окружающим миром, прочувствовать все причинно-следственные связи и найти, наконец, те точки воздействия, до которых вы можете добраться.

Межличностный интеллект – в некотором роде противоположен внутриличностному. Однако это никоим образом не означает, что высокий уровень развития одного из них исключает развитие другого. Ни в коем разе! Когда речь идёт об интеллекте, то всегда стремитесь заменять «или» в подобных вопросах на «и».

Межличностный интеллект сильнейшим образом связан с такой чертой личности, как эмпатия – способностью сопереживать чувствам других людей, чувствовать эти чувства. Проявляется межличностный интеллект в способностях к работе с другими людьми и коммуникации – как вербальной, так и невербальной (заметим, что порой через невербалику передаётся 90 и более процентов информации!). Наиболее важен межличностный интеллект для тех, кто много взаимодействует с другими людьми – учителей, терапевтов, политиков, религиозных лидеров, менеджеров по продажам и так далее.

А теперь самое важное: каждый тип интеллекта можно развивать и «прокачивать». Про вербально-лингвистический и логико-математический, думаю, и говорить ничего не надо. Визуально-пространственный прокачивается, скажем, визуализацией и занятиями рисованием, стереометрией, объёмным конструированием. Телесно-двигательный – сложными видами спорта (физкультуры), где требуется заучивать и комбинировать разнообразные движения, развивая координацию и равновесие.

Кстати, знаете ли вы, что некоторые психологи физическое чувство равновесия – то самое, за которое отвечает внутреннее ухо – связывают с уверенностью человека в себе?

Музыкально-ритмический интеллект, понятно, можно развить, прослушивая музыку или (что гораздо эффективнее!) обучаясь игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Внутриличностный – от специфических психотренингов до духовных практик. Межличностный – НЛП, тренинги продаж и многое другое.

Все методы есть. Большинство – отработаны до совершенства.

Было бы желание развиваться!

Не знаю, насколько это замотивирует конкретно вас, но скажу: любое движение вверх (по карьере, здоровью, личным отношениям) – это развитие. И, не развиваясь, вы в лучшем случае останетесь на одном месте. Хотя – нет, не останетесь. Ведь в наше время «даже для того, чтобы остаться на месте, приходится бежать со всех ног», как писал Льюис Кэрролл.

Так что – приятной практики!

Павел Григал.

Перевод слова[ | ]

На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.

В частности это связано с переводом терминов и . Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient — показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился , чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.

На русско-говорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику — так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. EQ соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.

Классификация Р. Кеттэлла

Американский исследователь Р. Кеттэлл подразделял интеллект на свободный и связанный.

Свободный интеллект обеспечивает первоначальное накопление знаний индивидом. Он определяется развитием ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. Этот вид интеллекта никоим образом не зависит от того, насколько человек приобщен к культуре. Тесты, выявляющие его, представляют собой задачи на восприятие, при решении которых испытуемый находит различия в изображениях.

В отличие от свободного, связанный интеллект определяется жизненным опытом личности – теми знаниями и интеллектуальными навыками, которые человек приобретает, живя в обществе, приобщаясь к культуре того или иного социума.

Примечания[ | ]

  1. Большой латинско-русский словарь. Vocabvlarivm latinorvssicvm magnvm.
  2. УМ Толковый словарь Ожегова онлайн (неопр.)
    . slovarozhegova.ru. Дата обращения 6 января 2020.
  3. Толковый словарь Даля онлайн (неопр.)
    . slovardalja.net. Дата обращения 6 января 2020.
  4. Encyclopaedia Britannica, [1]
  5. Интеллект // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  6. Г. Азимов, А. И. Щукин. Словарь методических терминов, 2002.
  7. Cattell, R. B. (1971). Abilities: Their structure, growth, and action
    . New York: Houghton Mifflin. ISBN 0-395-04275-5.
  8. Ушаков Д.В.
    Социальный интеллект как вид интеллекта (рус.) // Институт психологии РАН. — 2004.
  9. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  10. Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа. М.:Астрель. 2011. — 512 с. ISBN 978-5-271-36294-1
  11. Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.:ООО «И. Д. Вильямс, 2007. — 240 с. ISBN 978-5-8459-1139-1
  12. Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 224 с. ISBN 5-9693-0022-5
  13. Кандель Э. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике. М.:Астрель. 2012. 736 с. ISBN 978-5-271-36938-4
  14. Dan Hurley. Smarter.The New Science of Building Brain Power. 2013 г.
  15. Conway A.R., Kane M.J., Engle R.W. Working memory capacity and its relation to general intelligence. // Trends Cognitive Science, — 2003. — Vol. 7. — P. 547—552.
  16. Белова А. П., Малых С. Б.
    Природа индивидуальных различий рабочей памяти (рус.) // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2013. — Т. 6, № 3. — С. 54—64. — ISSN 2073-0861.
  17. Gottfredson L. S. Mainstream Science on Intelligence // Wall Street Journal. December 13, 1994. P. A18. (англ.)
  18. Spearman C., (1904) General intelligence, objectively determined and measured. American Journal of Psychology, 15, 201—293.
  19. Дружинин В. Н.
    Психология общих способностей. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. — С. 25. — (Мастера психологии). — ISBN 5-314-00121-7.
  20. Бостром Н.
    Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. — СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — С. 496. — (Миф, кругозор). — ISBN 978-5-00057-810-0.
  21. 12
    Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 244.
  22. 12
    Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 245.
  23. О. В. Кербиков, 1968, с. 110.

Литература[ | ]

  • Холодная, М.А.
    Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: «Барс», 1997.
  • Хокинс Дж., Блейксли С.
    Об интеллекте = On Intelligence. — М.: «Вильямс», 2007.
  • Ильясов Ф. Н.
    Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46-54.
  • Козырев В. И.
    Социальный интеллект как фактор управления организацией. — Ярославль, 2000. — С. 348.
  • Петрунин Ю. Ю., Рязанов М. А., Савельев А. В.
    [ISBN 978-5-317-03251-7 Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук]. — Научная монография. — Москва: МАКС Пресс, 2010.
  • Морозов Г. В., Шуйский Н. Г.
    Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86093-010-0.;
  • О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский.
    Психиатрия. — 2-е, переработанное. — Москва: Медицина, 1968. — 448 с. — 75 000 экз.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: