Интеллект- врождённое или приобретённое ?


Содержание

  • 1 История
  • 2 Тесты
  • 3 Что влияет на IQ 3.1 Наследственность
  • 3.2 Отдельные гены
  • 3.3 Поиск наследственных причин IQ
  • 3.4 Окружающая среда
  • 4 Групповые различия
      4.1 Пол
  • 4.2 Раса и национальность
  • 4.3 Страна
  • 5 Социальные последствия
      5.1 Успеваемость в школе
  • 5.2 Успех в научной деятельности
  • 5.3 Производительность труда
  • 5.4 Доход
  • 5.5 IQ и преступность
  • 5.6 Прочее
  • 6 Критика
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки
  • История

    Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий[1] учёный Вильгельм Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в роли показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине — в 1903 году[2]).

    В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

    Тесты

    Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов — в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях — умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление — допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Одним из наиболее известных тестов является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

    Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.

    Эмоциональный интеллект (EQ)

    Emotional Quotient – это способность человека распознавать и правильно трактовать эмоции других людей, понимать их намерения и мотивы действий, а также понимать свои собственные эмоции и желания, уметь ими управлять. На основе эмоционального интеллекта развиваются такие компетенции как навыки межличностного общения, работа в команде, лидерство и многие другие.

    Эмоциональный интеллект давно занял прочное место в перечне так называемых soft skills, подлежащих обязательному развитию для всех, кто намерен добиться успеха в жизни. Более того, все громче звучат голоса экспертов из разных сфер, считающих, что нельзя недооценивать эмоциональный интеллект, и что именно составляющие его параметры более важны для успеха, чем собственно уровень IQ, на который было принято ориентироваться ранее.

    Как и прочие виды интеллекта, EQ можно и нужно развивать. Как минимум, нужно научиться брать под контроль собственные эмоции, стараться не разрешать негативным мыслям захватить свое сознание, учиться слушать и слышать окружающих.

    К слову, привести свои мысли и эмоции в порядок помогает матрица управления временем Стивена Кови: он предлагает разделить все свои дела и обязанности на четыре категории и планировать время под каждую из них. Тогда у вас останется меньше объективных причин для стресса и негатива и освободится больше времени для позитива в повседневной жизни. Однако максимального спокойствия и осознанности достигают лишь те, кто способен развить все типы своего интеллекта, в том числе и духовный.

    Что влияет на IQ

    Наследственность

    Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al.

    (2001, 2003)[3]. До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8.[4][5][6] Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем[7][8][9].

    Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их участи в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей.[10]

    Отдельные гены

    За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов.[11] Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта.[12] Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными.[13] Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения,[14] так и среди детей.[15]

    Поиск наследственных причин IQ

    Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute[16]) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями[17][18]. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

    Окружающая среда

    Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями[5][19][20][21].

    В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.[5][20]

    Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort

    привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ[22].

    Другое исследование более 13 000 детей показало[23], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий[24]; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ[25]; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение[26].

    Ментальный интеллект (IQ)

    Intelligence Quotient – это и есть тот самый интеллект, который человек в норме развивает всю жизнь: учится, совершенствуется в профессии, читает книги. Когда мы говорим об интеллекте как таковом, мы имеем в виду как раз именно ментальный интеллект. Так, ментальный интеллект – это наша способность думать, анализировать, выражать свои мысли устно и письменно, создавать абстрактные образы и прочие мыслительные конструкции.

    Важность ментального интеллекта настолько велика, что люди постоянно пытаются измерить интеллект в целом и его составляющие в каких-то исчисляемых единицах. Классический пример – тест на IQ, более свежие примеры – тесты ВНО по различным предметам, призванные определить уровень знаний по отдельным дисциплинам и, как результат, уровень развития интеллекта, достигнутый за время обучения в среднем учебном заведении.

    Правда, многие эксперты все более склоняются к мнению, что какие бы то ни было тесты нельзя считать истиной в последней инстанции, а их результаты – показателем уровня знаний и уж тем более интеллекта в целом. Любые тесты имеют свою определенную закономерность, и часто успешное прохождение теста свидетельствует лишь о том, что человек научился проходить тесты. Причем это касается как тестов ВНО, так и теста на IQ.

    В качестве аргумента против 100-процентной объективности тестов указывается тот факт, что творческие личности – художники, писатели, музыканты – зачастую сильны лишь в своей области, а их аналитические способности и познания в точных науках могут быть заметно ниже среднестатистических. Но это никак не умаляет их заслуг в творчестве и не позволяет считать их интеллект недоразвитым.

    Тем не менее работать над дальнейшим развитием интеллекта нужно всем. И даже представители сугубо творческих профессий, обладающие хорошо развитым кругозором, имеют больше шансов на успех, чем их коллеги, обладающие исключительно узкоспециальными знаниями. Однако есть и другие не менее важные составляющие успеха. И это, как вы уже поняли, другие типы интеллекта, которые мы еще не рассмотрели.

    Групповые различия

    Пол

    Большинство исследователей полагает, что в целом средние показатели интеллекта мужчин выше на 5—10 баллов[27][28][29][30][31]. Исследования, проведённые для феминистических организаций, подтверждают разрыв в 13 и более раз по наличию среди мужчин большего, чем среди женщин значения IQ (имеется в виду количество людей с большим IQ, чем у противоположного пола; при этом разница в IQ может быть небольшой)[32].

    Раса и национальность

    Исследования среди жителей США показали[источник не указан 972 дня

    ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

    Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако, по некоторым исследованиям,[33] разрыв постепенно сокращается.

    Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растёт во времени. В результате эффекта Флинна, средний IQ негроидов в 1995 году соответствовал среднему IQ европеоидов в 1945-м[34]. Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.[источник не указан 53 дня

    ]

    Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приёмными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми.[35]

    Разница в 10—15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетённых социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например: исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности[36].

    Страна

    Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований[37] обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды, как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

    Интеллект- врождённое или приобретённое ?

    ИНТЕЛЛЕКТ — лат. intellectus — разумение, понимание) — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян.

    Источник: Краткий словарь психологических терминов

    ИНТЕЛЛЕКТ (МКБ 290; 291; 294; 310; 315; 317) — общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых условиях.

    Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru psychiatry.ru)

    ИНТЕЛЛЕКТ — это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности — при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:

    1) с системой операций умственных;

    2) со стилем и стратегией решения проблем;

    3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной;

    4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта:

    1) в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью;

    2) при когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор операций когнитивных;

    3) при факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Ныне принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе коей может лежать генетически обусловленное свойство системы нервной перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, — этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом особенно зависим генетически интеллект вербальный. Основные критерии, по коим оценивает развитие интеллекта — это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения И сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.

    В западной психологии особенно распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии, разработавшими понятие озарения. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответственными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» от одного-двух до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне развития интеллектуального у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость способностей интеллектуальных человека от социально-экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответственной общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.).

    Социальные последствия

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 июня 2012 года

    .

    Успеваемость в школе

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одарённых детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

    Успех в научной деятельности

    Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке. Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся учёных, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137 баллов, хотя он мог быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 балла (от 128 до 194).

    Производительность труда

    Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ-тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надёжных инструментов их измерения, как тесты IQ.

    Доход

    Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около 1/4 различий между людьми в социальном статусе и 1/6 разницы в доходе.

    IQ и преступность

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,2 означает, что объяснённые различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ-тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают.

    В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70—90, вне зависимости от расы, чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала.[38]

    Прочее

    Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

    Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог — ЕГЭ).[39]

    Духовный интеллект (SQ)

    Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

    Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

    У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

    Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие». Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

    1. Жить.
    2. Любить.
    3. Учиться.
    4. Оставить наследие.

    Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни.

    Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

    Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

    А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

    Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

    Советуем также прочитать:

    • Теория множественных интеллектов Гарднера
    • Вещи, которые помогают стать умнее
    • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
    • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
    • Признаки низкого эмоционального интеллекта
    • Фактор общего интеллекта
    • Чего вы могли не знать об интеллекте
    • Несколько приемов искусства думать эффективно из книги «Феноменальный интеллект» К. Шереметьева
    • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
    • Кови «Восьмой навык»: краткое содержание

    Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

    Критика

    Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных и политиков. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно, либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

    Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остаётся лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно[40].

    Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто даёт «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усреднённую систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усреднённость[40].

    Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский, тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[41]. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».

    В 2012 году британские учёные пришли к выводу о том, что интеллект человека состоит из нескольких компонентов и не сводится к одному показателю[42].

    Определение IQ

    Термин умственный коэффициент (IQ) был придуман в Германии в 10-х годах 20 века. Психолог Уильям Штерн использовал данный термин для описания методик тестирования интеллекта, которые он разработал в Университете Вроцлава. Но описал «умственный коэффициент», как возраст развития человека (полученный по итогам тестирования интеллекта), разделенный на реальный возраст. Умственный коэффициент умножался на 100, что позволяло получить результат тестирования IQ. Стоит отметить, что подобная концепция тестирования интеллекта была отвергнута в следюущие годы, однако термин IQ остался неизменным.
    В настоящее время термин IQ используется для оценки умственных способностей человека в сравнении с другими людьми. Стоит отметить, что результаты стандартизированных тестов используют единую равномерную шкалу (например, шкалу Гаусса), Существует договоренность о том, что средний показатель отдельно взятой группы населения берется за 100, при этом отклонения могут достигать 15 баллов по общей шкале.

    Распределение результатов IQ-тестирования

    Примечания

    1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран[источник не указан 3231 день
      ][1] (недоступная ссылка с 26-04-2015 [1263 дня])
    2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). — 3-е изд. — М: Сов. энциклопедия, 1973. — Т. XIII. — С. 306. — 608 с.
    3. Plomin et al.
      (2001, 2003)
    4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). «Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life». Behavior Genetics24
      (3): 207. DOI:10.1007/BF01067188. Проверено 2006-08-06.
    5. 123Neisser
      et al.
      .
      Intelligence: Knowns and Unknowns. Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, 1995). Проверено 6 августа 2006. Архивировано 1 июня 2012 года.
    6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). «Sources of human psychological differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart». Science (journal)250
      (4978): 223–8. PMID 2218526.
    7. World Intelligence Network. IQ и генетика Архивная копия от 21 ноября 2010 на Wayback Machine
    8. Gosso, MF (2006). «The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts». Molecular Psychiatry11
      (9): 878—886. DOI:10.1038/sj.mp.4001868.
    9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
    10. Отцы и дети: может ли государство снизить влияние наследственности и статуса родителей?, republic.ru, 8 декабря 2017 г.
    11. (2010) «Genes and cognition». Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science2
      (3): 345–352. DOI:10.1002/wcs.135.
    12. (2009) «Genetic foundations of human intelligence». Human Genetics126
      (1): 215–232. DOI:10.1007/s00439-009-0655-4. PMID 19294424.
    13. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
    14. (2011) «Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic». Mol Psychiatry16
      : 996–1005. DOI:10.1038/mp.2011.85. PMID 21826061.
    15. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry
      DOI:10.1038/mp.2012.184 PMID 23358156
    16. アーカイブされたコピー. Проверено 3 марта 2010. Архивировано 7 марта 2010 года.
    17. Information Processing: BGI visit
    18. Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
    19. (1998) «Genetic and environmental influences on adult intelligence and special mental abilities.». Human biology; an international record of research70
      (2): 257–79. PMID 9549239.
    20. 12
      (2001) «Why are children in the same family so different? Nonshared environment a decade later.».
      Canadian Journal of Psychiatry46
      (3): 225–33. PMID 11320676.
    21. Harris, 2009.
    22. American Journal of Clinical Nutrition, Vol. 88, No. 3, 789—796, September 2008 Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort Emily Oken, Marie Louise Østerdal, Matthew W Gillman, Vibeke K Knudsen, Thorhallur I Halldorsson, Marin Strøm, David C Bellinger, Mijna Hadders-Algra, Kim Fleischer Michaelsen and Sjurdur F Olsen
    23. Breastfeeding and child cognitive development: new… // Arch Gen Psychiatry. 2008] — PubMed result
    24. JAMA Network | JAMA Psychiatry | Breastfeeding, Breast-Milk Feeding, Breast Feeding, and IQ: Unknown and Known Knowns. Проверено 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
    25. JAMA Network | JAMA Psychiatry | Cognitive Development: Breast-Milk Benefit vs Infant Formula Hazard. Проверено 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
    26. JAMA Network | JAMA Psychiatry | Results From the PROBIT Breastfeeding Trial May Have Been Overinterpreted. Проверено 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
    27. BBC NEWS | UK | Education | ‘Men cleverer than women’ claim
    28. Архив (1998—2006) | СЕГОДНЯ
    29. Новости NEWSru.com : Исследования британских ученых
    30. Brother-sister differences in the g factor in intelligence: Analysis of full, opposite-sex siblings from the NLSY1979, Ian J.Deary, Paul Irwing, Geof Der, Timothy C.Bates. Inelligence, Volume 35, Issue 5, September-October 2007, Pages 451—456.
    31. Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence, Jianghong Liu, Richard Lynn. Personality and Individual Differences, Volume 75, March 2020, Pages 90-93.
    32. Jackson, D. N. (2002, December 5-7). Evaluating g in the SAT: Implications for the sex differences and interpretations of verbal and quantitative aptitude. Paper presented at the International Society for Intelligence Research, Nashville, TN.»
    33. Dickens, William T (2006). «Black Americans Reduce the Racial IQ Gap: Evidence from Standardization Samples». Psychological Science17
      (10): 913–20. DOI:10.1111/j.1467-9280.2006.01802.x.
    34. Mackintosh, NJ.
      IQ and Human Intelligence. — Oxford University Press, 1998. — ISBN 0-19-852367-X.
    35. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 464 с.
    36. Daniel Goleman. An Emerging Theory on Blacks’ I.Q. Scores
    37. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 464 с.
    38. Jensen, A. R.
      The g factor: The science of mental ability. — Westport, Connecticut: PRAEGER, 1998. — ISBN 0-275-96103-6. стр 570 «The peak crime rate occurs in the IQ range from 75 to 90, with the highest rate for violent crime in the IQ range from 80 to 90. … low IQ is clearly a statistical risk factor.»
    39. (2004) «Scholastic Assessment org?». Psychological Science15
      (6): 373–8. DOI:10.1111/j.0956-7976.2004.00687.x. PMID 15147489.
    40. 12
      Светлана КУЗИНА. «Тесты на интеллект составлены с ошибками!».
    41. Выготский Л.С.. «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением».
    42. Ученые доказали бесполезность IQ-тестов (рус.), РИА Новости
      (20121220T1335+0400Z). Проверено 5 декабря 2020.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: