Стационарные слуховые вызванные потенциалы в клинической практике


Сущность метода и возможности его применения

Вызванный потенциал – электрический сигнал, которым нервные клетки отвечают на внешний раздражитель или на выполнение мыслительной задачи.
В 1929 году ХансБергер из Германии обратил внимание на биоэлектрическую активность мозга: при передаче электрического импульса от одного нейрона к другому возникают слабые электрические волны, их способен зафиксировать прибор электроэнцефалограф.

На электроэнцефалограмме отражается общая биоэлектрическая активность мозговой деятельности. Выделить из неё реакцию на внешнее раздражение какого-либо отдельного анализатора зрительного или слухового в то время было невозможно, так как биополе вызванного потенциала (от 0.5 до 15 мкВ) в десятки и сотни раз слабее общей активности мозга (20 — 50мкВ).

Как работает метод вызванных потенциалов

Лишь в середине ХХ века появился прибор, позволяющий выделить слабые амплитуды колебаний вызванного потенциала из общей амплитуды мозговой активности. Это происходит методом суммации: раздражение, стимулирующее изучаемый потенциал повторяется от 100 до 1000 раз с точными временными интервалами.

Компьютер суммирует только те отрезки энцефалограммы (ЭЭГ), которые следуют сразу за сенсорным раздражением. Если общая амплитуда в течение этого времени может увеличиваться и уменьшаться, принимать положительные и отрицательные значения и в сумме стремиться к нулю, то вызванный потенциал имеет одну и ту же форму ответа и накапливается в зависимости от числа поданных стимулов.

Чем больше стимулирующих внешних воздействий, тем меньше « уровень шума» общей активности. Вызванный потенциал с высокой собственной амплитудой достаточно чисто выделяется с помощью 50 – 60 повторов, а слабый ответ на раздражитель требует для своего выделения более 500 повторов.

Для применения метода вызванных потенциалов необходима такая аппаратура:

  • генератор стимулов устройство из электродов на голове;
  • усилитель биоэлектрических импульсов
  • аналого-цифровой преобразователь;
  • компьютер для обработки данных;
  • принтер для распечатки.

История

Метод вызванных потенциалов получил широкое распространение в области когнитивных нейронаук более 40 лет назад — в 60-х годах прошлого столетия. Первая попытка разделения вызванных потенциалов на компоненты была предпринята в 70-х годах с помощью факторного анализа и метода главных компонент. Однако эти методики позволяли выявить только ортогональные (в строго математическом смысле) компоненты вызванных потенциалов, что явно является ограничением, поскольку ясно, что компоненты не обязательно являются ортогональными. Развитие новых методов объективного разделения компонент (как, например, метод независимых компонент) преодолели недостатки старых подходов и открывают новые возможности исследований в этом направлении. Накапливаемое знание демонстрирует высокую эффективность и диагностическую мощность метода оценки независимых компонент вызванных потенциалов как эндофенотипов дисфункций мозга.

Свойства вызванных потенциалов

Необходимые понятия для расшифровки и интерпретации результатов:

  1. Латентность – время от начала раздражения до максимального значения ответного импульса. Коротко-латентные ВП (меньше 0.050 сек); средне-латентные (0.050 – 0.1 сек.); длинно-латентные (дольше 0.1 сек.).
  2. Амплитуда колебания – размах колебания от максимального до минимального значения.
  3. Полярность. На одно и то же раздражение симметричные отделы головного мозга могут ответить диаметрально противоположно.
  4. Послезаряд – время затухания ответного импульса. Наступает через 0.3 сек после подачи раздражения и длится от 0.5 сек до 1 сек).

Сенсорные вызванные потенциалы разделяются на зрительные, стволовые слуховые, соматосенсорные, моторные. Исследования каждого из них позволяют диагностировать многообразие заболеваний нервной системы.

Основы основ:

Виды

Каждый вид подразумевает не только общий, но и специфический подход к исследованию деятельности коры.

Зрительные ВП

Зрительные вызванные потенциалы головного мозга – это метод, предполагающий регистрацию ответов коры больших полушарий на действие внешних раздражителей, таких как световая вспышка. Методика проведения выглядит следующим образом:

  • Активные электроды крепятся к коже теменной и затылочной области, а референтный (относительно которого проводится измерение) электрод крепится к коже лба.
  • Пациент закрывает один глаз, и взор второго направляет на монитор, откуда подается световая стимуляция.
  • Затем меняют глаза и проводят тот же опыт.

Слуховые ВП

Акустические вызванные потенциалы появляются в ответ на стимуляцию слуховой коры поочередными звуковыми щелчками. Пациенту звук подается сначала на левое ухо, затем – на правое. Уровень сигнала высвечивается на мониторе и проводится интерпретация полученных результатов.

Соматосенсорные ВП

Данный метод предполагает регистрацию возникающих в ответ на биоэлектрическую стимуляцию периферических нервов. Проведение методики состоит из нескольких этапов:

  • Стимулирующие электроды крепятся к коже исследуемого в тех местах, где проходят чувствительные нервы. Как правило, такие места находятся в области запястья, колена или лодыжки. Регистрирующие же электроды крепятся к коже головы над сенсорной областью коры конечного мозга.
  • Старт стимуляции нервов. Актов раздражения нервов должно быть не менее 500 раз.
  • Вычислительные машины усредняют показатель скорости и выводят результат в виде графика.

Применение метода ВП

Диагностика заболеваний основана на сравнении характеристик вызванных потенциалов здоровых людей с полученными данными при исследовании больных тем или иным расстройством нервной системы.
Так диагностируются:

  • рассеянный склероз;
  • опухоли головного мозга;
  • эпилепсия;
  • церебральные нарушения;
  • заболевания тройничного нерва;
  • болезнь Паркинсона и т.д.

Также проводится исследование психофизической деятельности людей, особенности их поведения, изучение и корреляция познавательной деятельности.

Показания

Исследование зрительных вызванных потенциалов показано при подозрении на патологию зрительного нерва (опухоль, воспаление и др.). Оно позволяет выявить отклонения в прохождении нервного импульса на любом участке зрительного пути от глаза до зрительной зоны коры головного мозга. Клиническая неврология отводит большое диагностическое значение выявлению такого поражения зрительного нерва, как ретробульбарный неврит, который является типичным для рассеянного склероза признаком. В тех случаях демиелинизирующих заболеваний, когда разрушение миелиновой оболочки зрительного нерва происходит без клинических проявлений и не видна на МРТ головного мозга, только зрительные вызванные потенциалы способны распознать поражение нерва. Данное обследование может использоваться для оценки и прогноза нарушений зрения при височном артериите, гипертонии, сахарном диабете.

Слуховые вызванные потенциалы применяются для диагностики поражения слухового пути на всем протяжении от рецепторов уха до слуховой зоны коры головного мозга. Такое исследование показано при подозрении на опухоль, воспалительное поражение или демиелинизацию слухового нерва. У пациентам с жалобами на снижение слуха, головокружение, шум в ушах, нарушения координации оно позволяет выяснить характер и уровень поражения слухового и вестибулярного анализатора.

Соматосенсорные вызванные потенциалы применяются для изучения состояния проводящих путей головного и спинного мозга, отвечающих за глубокую чувствительность (соматосенсорный анализатор). Они позволяют выявить патологию глубокой чувствительности в любом месте от рецепторов кожи конечностей до соответствующей зоны коры головного мозга. Это имеет большое значение в диагностике полинейропатии, демиелинизирующих заболеваний, бокового амиотрофического склероза, фуникулярного миелоза, болезни Штрюмпеля, различных поражений спинного мозга. Обследование показано пациентам с нарушениями чувствительности (болевой, тактильной, вибрационной и др.), чувством онемения в конечностях, неустойчивой ходьбой и головокружениями.

При наличии жалоб на боли в области лица, головные боли стреляющего характера, зубную боль при отсутствии стоматологической патологии; при подозрении на невралгию тройничного нерва любого генеза показано обследование при помощи тригеминальных вызванных потенциалов. Кожные вызванные потенциалы применяются для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы (частота сердечных сокращений и дыхания, потоотделение, сосудистый тонус — артериальное давление). Такое исследование показано для диагностики вегетативных нарушений, являющихся ранними проявлениями вегето-сосудистой дистонии, болезни Рейно, болезни Паркинсона, миелопатии, сирингомиелии.

Реакция органов зрения

Вызванные зрительные потенциалы – биоэлектрические импульсы мозга в ответ на раздражение органов зрения. Они исследуют зрение на всем пути от сетчатки до центров в коре головного мозга, находящихся в затылочной части, и могут установить место и характер его повреждения.

Зрительно вызванные потенциалы (ЗВП) используют зрительный анализатор для оценки работы нервной системы. Они предполагают, что больной в состоянии фокусировать зрение, удерживать взгляд в одной точке.

Если у пациента есть травма глаза, зрительного нерва, нарушены мыслительные способности, метод ЗВП применять не рекомендуется. В большинстве случаев стимуляцию дают на один глаз, используют светодиодные очки.

Исследование методом ЗВП проводится двумя способами:

  1. Реакция на вспышку света. Исследование проводится для пациентов, которые не могут зафиксировать взор или вообще плохо видят; метод используют для ранней диагностики нарушений зрения у новорождённых. Вспышки стимулируют с помощью матрицы в светодиодных очках; они подаются монокулярно. Пациент находится в изолированном от света и звука помещении, глаза его закрыты. Работающие электроды подсоединяют на затылочной области, опорными электродами обычно бывают ушные или лобные. Для получения удовлетворительной картины вызванных потенциалов достаточно провести от 50 до 100 стимулирований. Ответом на внешний раздражитель будет череда колебаний – позитивных и негативных – с одинаковой латентностью.
  2. Реакция на смену шахматного паттерна. Испытуемые наблюдает частую смену клеток – черных и белых. Крупными клетками стимулируется периферическое зрение, мелкие клетки мобилизуют центральное. Чтобы выделить вызванные потенциалы, необходимо сделать 100 – 200 внешних раздражений.

Интерпретация результатов

Для анализа берутся значения: N75; P10; N145. Индекс N означает самый низкий уровень (пик) импульса; P – самый высокий. Цифры 75, 100, 145 означают латентность (длительность) каждого пика.

При всех патологиях нервной системы в этих точках наблюдается:

  • увеличение латентности (из-за нарушения скорости прохода импульсов по зрительным нервам;
  • нарушение симметрии, когда показания с правого и левого глаза отличаются (из-за поражения участка коры мозга);
  • изменение амплитуды, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Особенно важен для правильного диагноза показатель Р100.

Очень важны ЗВП в диагностике рассеянного склероза, эпилепсии, сотрясениях головного мозга, сахарного диабета, неврита, нарушений зрения и т.д.

Сами по себе результаты анализа ЗВП не могут дать 100-процентный диагноз болезни, необходимо использовать данные клинической картины.

Результаты и их обсуждение

Результаты статистического анализа АСВП представлены в табл. 1, 2. Как видно из данных, представленных в табл. 1, наиболее четкие статистически достоверные изменения параметров АСВП имели место у детей с поражением слухового анализатора (в таблице представлены данные АСВП детей с частичной потерей слуха, исключая четыре случая полной глухоты), в меньшей степени – у детей с ДЦП, когнитивной недостаточностью, недоразвитием речи и оставались практически без изменений у детей с эпилепсией и минимальной мозговой дисфункцией.

При демиелинизирующем поражении ЦНС (рассеянный склероз) изменения АСВП статистически достоверны (табл. 2). При этом следует отметить, что ни один из обследованных не предъявлял жалоб на снижение слуха.

У детей с синдромом Дауна имеют место статистически достоверные изменения только амплитудных характеристик АСВП, что, однако, позволяет отнести этих больных к группе риска по развитию нарушений формирования речи не только вследствие когнитивного дефекта, но и вследствие снижения слуха.

У больных, перенесших ЧМТ, статистически достоверно изменены амплитудно-временные характеристики АСВП, свидетельствующие о нарушении проведения импульса преимущественно на понтомезэнцефальном уровне (пики IV и V).

Перинатальная патология ЦНС. Нарушение слуховой функции у детей с перинатальным поражением ЦНС встречается значительно реже, чем поражение органа зрения, что обусловлено более полным функциональным созреванием слухового анализатора к моменту рождения и, соответственно, его меньшей уязвимостью к воздействию повреждающих перинатальных факторов. У всех больных, имеющих поражение органа слуха, отмечаются характерные нарушения АСВП в зависимости от степени поражения слухового нерва: отсутствие АСВП при интенсивности стимула 120 дБ (соответственно, и отсутствие ДСВП) при полной глухоте; отсутствие или значительное снижение амплитуды пиков III, IV, V, снижение амплитуды и увеличение латентностей пиков I, II при нейросенсорной тугоухости. На рис. 3 проиллюстрированы АСВП ребенка с двусторонним поражением органа слуха. Из рис. 3 видно отсутствие компонентов ВП (полная глухота) слева. Справа — неполный компонентный состав ВП, снижение амплитуды компонентов (тугоухость).

При поражении периферических/стволовых структур слухового анализатора параметры ДСВП также нарушены.

Нарушения стволовых и корковых ВП имеют место у 55,5 % детей со спастическими формами ДЦП, при этом больше половины из них могут не предъявлять жалоб на нарушение слуха. Нарушения слуховых ВП у данного контингента свидетельствуют о поражении различных отделов слухового анализатора: у 8,7 % — поражение слухового нерва, у 8,7 % — поражение стволовых структур, у 15,1 % — поражение слуховой коры (в частности, 3,2 % — избирательное нарушение восприятия различных звуковых частот), у 23,0 % — сочетанное поражение стволовых и корковых структур. На рис. 4 проиллюстрированы ДСВП ребенка с избирательным нарушением восприятия различных звуковых частот.

Как видно из рис. 4, у данного ребенка имеет место билатеральное выпадение коркового ВП в ответ на стимул частотой 500 Гц и нестабильность его выделения при частоте 1000 Гц. На более высокие тона в данном случае ДСВП выделялись стабильно.

Наряду с признаками патологии того или иного отдела слухового анализатора, у детей с ДЦП имеют место изменения ВП, не несущие явных патологических признаков и не сопровождающиеся нарушением слуховой функции: повышение амплитуды пиков АСВП, сокращение их латентности по сравнению с нормой, что отражает компенсаторные изменения в слуховом анализаторе (10,3 %), а также увеличение амплитуды пиков ДСВП на стороне, контрлатеральной преобладающему поражению коры, что может отражать компенсаторные перестройки в коре (12,7 %).

У больных эпилепсией изменения со стороны стволовых ВП обычно отсутствуют, их наличие может говорить о сопутствующих гемо- и ликвородинамических нарушениях и др. Со стороны корковых ВП в 29,6 % имеет место увеличение амплитуды в среднем в 2,6 ± 0,4 раза, что обусловлено гиперактивацией нейронов слуховой коры, выраженной в меньшей степени, чем зрительной. Форма ответа несколько изменяется, принимая вид острой волны.

У детей с недоразвитием речи в 11,9 % имели место нарушения АСВП, свидетельствующие о поражении слухового нерва, повышении объективного слухового порога на 10–30 дБ. У 1,8 % детей имели место нарушения ДСВП на различные частоты тон-шкалы. Средний возраст детей с недоразвитием речи, имеющих, по данным АСВП, нарушение слуха, составил 2,6 мес. В раннем возрасте объективная оценка функции слуха особенно важна для своевременного выявления и коррекции сенсорной патологии и развития речи.

Из 180 детей с признаками недостаточности когнитивных функций, при отсутствии явных клинических признаков поражения слухового анализатора у 24 детей (13,3 %) с помощью акустических ВП выявлено скрытое нарушение функции слуха — нейросенсорная тугоухость легкой степени или избирательное нарушение восприятия некоторых частот речевой тон-шкалы.

Большинство детей с аутизмом не имели объективных отклонений со стороны слухового анализатора, однако у четырех детей (18,2 %) выявлены признаки поражения центральных отделов слухового анализатора.

При минимальной мозговой дисфункции стволовые и корковые слуховые ВП не нарушены.

Генетически обусловленная патология ЦНС. По нашим данным, у 20,0 % детей с болезнью Дауна имеют место в той или иной мере выраженные признаки поражения слухового анализатора: у 13,3 % — повышение объективного слухового порога на 10–30 дБ, у одного ребенка — отсутствие АСВП с одной стороны, что свидетельствует об односторонней нейросенсорной тугоухости. У 6,7 % — нарушения восприятия отдельных частот тон-шкалы, что свидетельствует о поражении слуховой коры, при сохранности периферических и стволовых структур слухового анализатора.

Демиелинизирующая патология. У больных рассеянным склерозом изменения со стороны слуховых ВП выражены не всегда (41,7 %), поэтому их отсутствие не позволяет исключить диагноз рассеянного склероза. Со стороны АСВП наиболее часто (25,0 %) наблюдаются следующие изменения: одностороннее или двустороннее снижение амплитуды IV и V пиков, вплоть до их отсутствия, или значительное (> 1мс) увеличение их латентности, что в данном случае может отражать возникновение очагов демиелинизации в соответствующих структурах. По нашим наблюдениям, изменения со стороны АСВП не компенсируются под влиянием лечения, проявляя тенденцию к усугублению с течением заболевания. Изменения корковых ВП в виде увеличения латентности и/или снижения амплитуды, искажения формы ответа с появлением дополнительного промежуточного пика (W-образная форма) имеют место при наличии очагов демиелинизации в зонах отведения ДСВП — височных и вертексной областях. Описанные изменения в начальной стадии заболевания не сопровождаются нарушением слуховой функции, при дальнейшем развитии патологического процесса отмечается незначительное повышение объективного слухового порога на 10–15 дБ.

Таким образом, наиболее значимые изменения АСВП — отсутствие IV и V пиков, увеличение их латентностей и снижение амплитуд, а также увеличение латентности и снижение амплитуды коркового ВП (> 3 сигма), искажение его формы являются диагностически значимыми критериями для оценки степени поражения структур слуховой системы при рассеянном склерозе.

Последствия черепно-мозговых травм. Изменения АСВП при черепно-мозговых травмах обусловлено тяжестью общемозговых симптомов поражения, поражением периферического звена анализатора, вовлечением ствола мозга, наличием гидроцефалии, дисциркуляторных нарушений и т.д. При локальных корковых поражениях в наибольшей степени изменяются ДСВП, при тяжелых травмах — АСВП часто сопровождающиеся также одно- или двусторонним обратимым искажением, обсусловленным гемо- и ликвородинамическими нарушениями. В свою очередь, сохранность слуховых ВП при черепно-мозговой травме является благоприятным диагностическим признаком.

Феномен межполушарной асимметрии корковых слуховых ВП. В наибольшей степени межполушарная асимметрия корковых слуховых ВП (как и зрительных) выражена у больных с атрофическими изменениями в слуховой коре, а также при явлениях локальной гиперактивации нейронов. У здоровых субъектов и больных без явлений атрофии или гиперактивации коры ДСВП симметричны. При наличии атрофических изменений в коре выпадает или значительно искажается корковый ВП пораженной области, при сохранности ВП в гомотопичной зоне (рис. 5).

У больных рассеянным склерозом при локализации атрофического очага в первичной слуховой коре имеет место межполушарная асимметрия корковых слуховых ВП за счет снижения амплитуды на пораженной стороне. При интактности слуховой коры асимметрия отсутствует.

Межполушарная асимметрия слуховых ВП у больных эпилепсией носит амплитудный характер за счет локальной гиперактивации нейронов коры в очаге эпилептизации. При этом, в отличие от асимметрии, обусловленной атрофическими изменениями в коре, при эпилепсии асимметрия формируется на фоне билатерального увеличения амплитуды слуховых ВП по сравнению с нормой. Подобная же картина отмечается и при вовлечении зрительной коры в очаг эпилептизации.

Так же как и при исследовании зрительных ВП, в двух группах обследованных — у детей с ДЦП и последствиями ЧМТ — выявлено реципрокное увеличение амплитуды слуховых корковых ВП на контрлатеральной стороне, в области, гомотопичной очагу деструкции. При этом выражена отчетливая межполушарная асимметрия корковых слуховых ВП в гомотопичных точках. Наши наблюдения согласуются с данными академика Г.Н. Крыжановского, Л.С. Цветковой и др. известных ученых, объясняющих возникновение гиперактивных очагов в коре в разные периоды восстановительного процесса компенсаторными реакциями мозга, которые обеспечиваются механизмами межполушарных взаимоотношений [3–8].

Таким образом, феномен межполушарной асимметрии ВП является не только одним из главных нейрофизиологических признаков поражения головного мозга, но и отражением компенсаторных процессов. При этом надежно дифференцировать органический/функциональный характер нарушений чаще всего возможно только в контексте с клиническими и другими инструментальными исследованиями (МРТ и др.).

Стволовые вызванные потенциалы на акустическую стимуляцию

Слуховые вызванные потенциалы — это ответ слухового нерва и участков головного мозга (его стволовой части) на слуховые раздражения.

Самыми распространенными во врачебной деятельности являются коротколатентные акустической стимуляцией вызванные потенциалы– КАСВП.

Звуковой сигнал на своем пути проходит 5 «станций» — отделов центральной нервной системы. Каждый из этих центров отвечает на раздражение амплитудой колебаний биоэлектрического поля с позитивными (Р) и негативными (N) пиками.

Всплески амплитуд производятся нервными центрами в таком порядке: I.слуховой нерв → II. кохлеарное ядро →III. олива →IV. латеральная петля →V.нижнее двухолмие и кора головного мозга.

Слуховая система

Путь передачи сигнала слухового анализатора проходит по стволовому отделу головного мозга, который связан с жизненно важными функциями организма и его познавательными возможностями. Поэтому КАСВП применяют при оценке состояния тяжелых больных, находящихся в коме, а также при оценке интеллектуальной деятельности человека.

Методика КАСВП состоит в использовании стимуляции короткими щелчками сначала на одно ухо, потом на другое. Длительность звука – 0.1 миллисекунды, частота – 10 щелчков в секунду.

Для фиксации вызванного потенциала активный электрод помещают на темя, контрольный – на мочку уха, воспринимающего раздражитель, заземление – на противоположное ухо.

Для точного вывода КАСВП из общего фона ЭЭГ число стимулирующих сигналов должно быть около 3000 с двукратным усреднением. В результате получится график волнообразной функции с пятью положительными и отрицательными пиками.

Интерпретация результатов

Отсутствие волн или наличие только одной амплитуды вместо пяти говорит об угнетении жизненных центров и дает плохой прогноз для дальнейшей жизни.
Для инсульта характерны такие изменения графика:

  • интервал между I, II и III пиками увеличен;
  • амплитуда III стала меньше;
  • изменились волны II, IV, V центров.

Интерпритация слуховых вызванных потенциалов

Рассеянный склероз и эпилепсия дают картину удлинения латентных периодов и изменения амплитуд.

Недавние исследования установили, что компонент III графика вызванных потенциалов слухового анализатора – Р300 (Р – обозначение положительного пика, 300 – латентный период) связан с познавательными вызванными потенциалами.

Уменьшение амплитуды Р300 и удлинение её латентного периода могут свидетельствовать о болезнях интеллектуальной сферы: шизофрения, слабоумие, аутизм, паркинсонизм, болезнь Альцгеймера.

Анализ слуховых вызванных потенциалов незаменим при поиске причин нарушений речи и слуха у детей, т.к. позволяют установить, на какой стадии передачи звукового сигнала происходит сбой: или это периферическое нарушение, или поражение ЦНС.

Вызванные потенциалы слухового анализатора включены в стандарт обследования младенцев на предмет ранней диагностики отклонений в развитии.

Поведенческие парадигмы

Подавляющее большинство исследовательских парадигм, разработанных для изучения реакций мозга в ответ на стимулы или действия, подразумевают получение так называемых вызванных потенциалов, сигналов в форме волны, выделяемых из фоновой ЭЭГ посредством процедуры усреднения.

СистемаСхема поведенческой парадигмыОписаниеНазваниеКомпонента
Сенсорные системы и система вниманияПоследовательно предъявляются стандартные (St) и девиантные (Dev) стимулы, в случайном порядке с заданными вероятностями (обычно 90% стандартных и 10% девиантных). В активной модификации задания испытуемые либо нажимают на кнопку в ответ на появление девиантного стимула, либо считают их количество. В пассивной модификации (в основном для слуховой модальности) испытуемые выполняют другую параллельную задачу (например, читают книгу), игнорируя предъявление стандартных и девиантных стимуловOddballНегативность рассогласования в пассивной модификации и Р3b в активной
Сенсорные системы и система вниманияС разной вероятностью, в случайном порядке и последовательно предъявляются стандартные (St. 80%). девиантные (Dev. 10 %) и новые (неожиданные) стимулы (Nov. 10%). В активной модификации задания испытуемые либо нажи¬мают на кнопку в ответ на появление девиантного стимула, либо считают их количество. В пассивной модификации (в основном для слуховой модальности) испытуемые вы¬полняют другую параллельную задачу (например, читают книгу), игнорируя предъявление стандартных и девиантных стимуловOddball- парадигма с новыми стиму-ламиНегативность рассогласования. РЗb и РЗа
Сенсорные системы и система внимания

Одновременное предъявление двух потоков стимуляции раз¬ной пространственной локализации (например, правое или левое ухо). Задача испытуемого — фокусировать внимание на одном из потоков и реагировать на девиантные стимулы предъявляемые в этом потокеПарадигма дихотического прослушивания и ее визуальный аналогПроцессная негативность
Сенсорные системы и система вниманияПредъявление стимулов разного цвета. Внимание сконцентри¬ровано на одном из стимулов определенного цвета, а стимулы другого цвета игнорируются. ВП регистрируются в ответ на целевые стимулы (на которых фокусируется внимание, реле¬вантные) и игнорируемые (нерелевантные)Парадигма селективного (не пространственного) вниманияНегативность селекции
Сенсорные системы и система вниманияВ каждой пробе целевой стимул (в данном случае •+• может предъявляться как в правой, так и в левой части зрительного поля. В появлении стимула в определенной части зрительного поля испытуемый предварительно информируется сигнальным стимулом (на данном примере стрелкой). Появление целевых стимулов в разных пробах может) быть верно или неверно предсказано сигнальным стимуломПарадигма пространственной сигнализации (тест Познера)Эффект валидности — разница между ВП при верном и неверном сигнальном стимуле
Исполнительная системаСначала предъявляется тестовый стимул (образец) после чего следует пауза и предъявляется стимул-проба. Задачей испытуемого является сравнить стимул-пробу с тестовым стимулом и решить, соответствуют ли они друг другуПарадигма отсроченного сопоставления с образцомВо время паузы между двумя стимулами регистрируется условно негативное отклонение
Исполнительная системаПредъявляется серия стимулов. От испытуемого требуется определить, соответствует ли текущий стимул предыдущему, предъявлявшемуся некоторое (N) количество проб до негоN-обратная задачаВП-корреляты рабочей памяти
Исполнительная системаЗадача испытуемого заключается в наиболее быстром и корректном реагировании на центрально расположенные стимулы (в данном случае буквы) в последовательности из S стимулов. Например, при (Н) нужно нажимать кнопку левым указательным пальцем руки, а при (S) соответственно правымПарадигма детекции кон-фликта (флан¬говый тест Эриксона, тест Струпа здесь не показан)Негативность, связанная с ошибкой, генерируемая в некорректных пробах
Исполнительная системаВ случайном порядке и с равной вероятностью предъявляются два типа стимулов (GO и NOGO). Длительность межстимульного интервала достаточна для того, чтобы испытуемый успел подготовить нужный ответGO/NOGO- парадигма (двухстимульный GO/NOGO- тест является вариантом этой парадигмы)N2 NOGO- компонента генерируется в ответ на NOGO-стимулы. Р400 компонента мониторинга также генерируется при NOGO стимулах
Аффективная системаСначала через наушники предъявляются стимулы, связанные с прошлым испытуемого и провоцирующие возникновение определенных эмоций. После чего предъявляются изображе¬ния лиц, выражающие разные эмоции (радость, печаль или эмоционально нейтральные)Парадигма провокации настроенияРазность ВП при эмоциях радости и печали
Эпизодическая памятьЗа день до непосредственной регистрации ВП. испытуемому предъявляется список слов для запоминания. Во время тести¬рования. испытуемому предъявляются «старые» (запомненные накануне) и «новые» стимулы.Парадигма старое — новоеЭффект старого — нового
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: