Воспитание детей и позитивная психология

Процесс воспитания детей рассматривается в позитивной психологии в двух плоскостях.

С одной стороны, много внимания уделяется социально-психологическим условиям, в которых развивается ребенок.

На первый план здесь выходит среда, состоящая из возможностей и правил поведения, устанавливаемых для ребенка родителями.

Это касается как непосредственно объективного окружения (игрушки и развивающие занятия), так и психологической атмосферы (контроль, поддержка и т.д.), в которой растет ребенок.

Например, система Марии Монтессори уделяет большое внимание свободе выбора ребенка и поддержанию его внутренней мотивации, являющихся одними из основных предметов исследований в позитивной психологии (Biswas-Diener, 2011).

С другой стороны, процесс воспитания детей изучается через призму паттернов общения взрослых с детьми.

Наиболее интересным как для ученых, так и для практиков является вербальная коммуникация, а точнее стили и модели обратной связи ребенку.

То, что говорят родители ребенку в его счастливые или трудные моменты жизни, оказывается в центре внимания психологов, изучающих процесс воспитания ребенка.

Несмотря на то, что в позитивной психологии нет единого подхода к детско-родительским отношениям, эта наука обогатила родительский арсенал новыми методами воспитания детей.

Теория самодетерминации в воспитании детей

Теория самодетерминации представляет собой совокупность шести различных теоретических моделей о мотивации, психологических потребностях человека и субъективном благополучии (Ryan, Deci, 2000)

Согласно одной из теорий, существует три врожденные психологические потребности человека: автономия, компетентность и связанность с другими людьми.

Автономия заключается в способности определять цели и регулировать собственное поведение, то есть ребенок стремится делать выбор самостоятельно.

Компетентность тесно связана с возможностью использовать и развивать свой потенциал, совершенствовать свои навыки и способности.

Связанность предполагает связь с другими людьми, принятие со стороны родителей.

В этой части теория самодетерминации применяется в обеих плоскостях процесса воспитания детей.

Так, создание условий, способствующих поддержанию указанных психологических потребностей, положительно влияет на интернализацию социального поведения (учеба в школе, уборка своих вещей и т.д.) (Soenens, Vansteenkiste, 2010).

Другими словами, если дети сами делают выбор в соответствии с интересами и ценностями, максимально используют свои возможности, а также чувствуют недвусмысленную поддержку со стороны родителей, то они становятся счастливее, у них повышается внутренняя мотивация и они лучше усваивают социальные нормы.

Планируя какую-либо деятельность ребенка, родителяи стоит учитывать эти достаточно простые вещи.

Наряду с этим поддержание автономии ребенка в процессе коммуникаций с ним оказывается эффективными методом воспитания (Lekes et al., 2010).

В общении фразы, поддерживающие автономию, отличаются: обоснованием требований (понятная причинно-следственная связь), отражением эмоций и перспектив ребенка (переживания, состояния, требования ситуации), поддержкой инициативы ребенка (способы решения задачи, со-присутствие).

Позитивные черты характера в воспитании ребенка

В позитивной психологии известно, что характер представляет собой важный ресурс развития ребенка.

Наибольший интерес прикован к позитивным чертам характера, являющимся основой поведения ребенка, его фундаментальными паттернами эмоционального реагирования, мышления и поведения.

Общая идея позитивных черт характера также применяется в двух плоскостях процесса воспитания детей.

Во-первых, любая деятельность, согласованная с этими морально значимыми и психологически обоснованными качествами отличается повышенной внутренней мотивацией.

Иными словами, ребенок готов ей заниматься вне зависимости от того, какое вознаграждение его ждет и насколько трудна сама задача, а движущим фактором становится сам процесс и получение удовольствия от него.

Это касается не только детей, но и взрослых, занимающихся профессиональной деятельностью.

Во-вторых, обратная связь, учитывающая позитивные черты характера ребенка, позволяет ему легче справляться со стрессом.

Ведь одно только понимание своих сильных сторон позволяет сформировать позитивный образ Я и использовать его как буфер против психических расстройств.

Наряду с этим использование сильных сторон в деятельности рассматривается как способ повышения внутренней мотивации, а способность увидеть сильные стороны другого человека представляет собой ресурс построения социальных связей.


Biswas-Diener, R. (2011). Manipulating happiness: Maria Montessori. International Journal of Wellbeing, 1 (2), 214-225.
Lekes N., Gingras E., Philippe F.L., Koestner R., Fang J. Parental Autonomy-Support, Intrinsic Life Goals, and Well-Being Among Adolescents in China and North America // Journal of Youth Adolescence. (2010) 39:858–869.
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55. – pp. 68–78.
Soenens B., Vansteenkiste M. A theoretical upgrade of the concept of parental psychological control: Proposing new insights on the basis of self-determination theory // Developmental Review 30 (2010) 74–99.

Похожие статьи

Понравилось? Поделитесь с друзьями.Share on Facebook3Share on VKEmail this to someone