Теория развития интеллекта Growth Mindset

maxresdefault Исследование интеллекта было одной из первых тем, стоящих у истоков формирования психологии, как самостоятельной области научного знания.

Сегодня существует огромное количество разнообразных теоретических моделей, описывающих развитие интеллекта и объединенных в несколько групп:

  • психометрические теории (изучают структуру интеллекта, соотношение общего интеллекта и специфического интеллекта)
  • когнитивные теории (концентрируются на вовлеченных в функционирование интеллекта процессах, например, рабочей памяти)
  • когнитивно-контекстуальные теории (оценивают проявление интеллекта в социальном контексте)
  • биологические теории (показывают взаимосвязи между интеллектом и головным мозгом)

К одной из весьма интересных моделей относится так называемая имплицитная теория интеллекта (Implicit Theories of Intelligence), разработанная в конце 1980-х гг. американским психологом Carol Dweck.

Дело в том, что у ребенка, да и любого взрослого, может быть два типа убеждений относительно своих интеллектуальных способностей:

  • интеллектуальные способности никак не могут быть изменены и их стоит воспринимать как данность (Entity или Fixed Mindset)
  • интеллектуальные способности могут быть улучшены с помощью собственных усилий (Incremental или Growth Mindset)

Оказывается, что наличие того или иного убеждения влияет на результаты использования своего интеллекта на практике.

Первое убеждение существенно снижает эффективность его использования, тогда как второе значительно повышает ее.

changing-dialogue_25Другими словами, два ребенка с одинаковым уровнем интеллекта (IQ), который проверен с помощью стандартизированных психометрических методик, будут показывать различные результаты тестирований когнитивных функций или, например, академических знаний в зависимости от того, какое убеждение сидит у них в голове.

С момента появления имплицитной теории интеллекта было проведено огромное количество разнообразных исследований, направленных на опровержение или подтверждение выдвинутых гипотез.

Так, Blackwell, Trzesniewski и Dweck (2007) показали, что Growth Mindset предсказывает повышение школьной успеваемости у детей в течение двух лет, а Fixed Mindset никак не влияет на школьные оценки.

Наряду с этим программа из 8 сессий, направленная на формирование у детей Growth Mindset, позволила экспериментальной группе повысить мотивацию к учебе и улучшить оценки по математике.

Снимок экрана 2016-01-24 в 16.32.24

В 2015 году было опубликовано исследование с участием 1 594 учеников 13 школ, показавшее эффективность учебной программы по формированию Growth Mindset.

Наибольшую пользу эта программа принесла тем школьникам, которые находились в зоне риска из-за низкого социального статуса их семей.

Снимок экрана 2016-01-24 в 16.45.32

В том же 2015 году британский Education Endowment Foundation провел собственное исследование эффективности программы по формированию Growth Mindset в шести школах с учениками 5-х классов.

shutterstock_88988800Несмотря на то, что статистические показатели оставляли желать лучшего, те, кто посещал специальные занятия, опережали своих сверстников минимум на два месяца по стандартной программе по английскому языку и математике.

Отличные результаты научных исследований позволили сформировать большое количество разнообразных программ, реализуемых в практике работы школ по всему миру.

В общем виде курсы по развитию Growth Mindset представляют собой занятия, на которых детям рассказывают о том, как формируется и изменяется мозг человека, учат их обращать внимание на процесс обучения, а не на отдельный результат и т.д.

Однако по словам самой Carol Dweck, ее первоначальная идея о развитии интеллекта ребенка не всегда правильно воплощается в конкретной школьной практике.

Так, в некоторых случаях учителя хвалят детей за прилагаемые ими усилия без какой-либо оглядки на результат этих стараний.

Получается, что неэффективные стратегии освоения знаний учеников получают незаслуженную порцию похвалы.

Необходимо быть честным и правильно связывать усилия с результатом, говорит Carol Dweck.

Говорить детям о том, что они могут все, — также не самая правильная затея.

Необходимо четко увязывать способности и цели, чтобы избежать фрустрации и повысить эффективность обучения школьников.

Наряду с этим стоит помнить о том, что школа в ответе за создание такой среды, которая способствовала бы развитию у ребенка Growth Mindset.

Для этого необходимо:

  • давать детям задания, которые имеют для них смысл
  • предоставлять им честную и поддерживающую обратную связь
  • способствовать формированию стратегий для освоения новых знаний
  • подталкивать их к оценке качества собственной работы

В заключении стоит отметить, что это не единственный пример, когда научные успехи позитивной психологии не до конца понимаются практиками.


Changing Mindsets Evaluation report and Executive summary. Education Endowment Foundation, 2015.

Blackwell L.S., Trzesniewski K.H., Dweck C.S. Implicit Theories of Intelligence Predict Achievement Across an Adolescent Transition: A Longitudinal Study and an Intervention. Child Development, 2007, Volume 78, Number 1, Pages 246 – 263.

Paunesku D., Walton G.M., Romero C., Smith E.N., Yeager D.S., Dweck C.S. Mind-Set Interventions Are a Scalable Treatment for Academic Underachievement. Psychological Science, 2015, pp. 1–10.

Recognizing and Overcoming False Growth Mindset, Edutopia, 11.01.2016.

Похожие статьи

Понравилось? Поделитесь с друзьями.Share on Facebook3Share on VKEmail this to someone