Субъективное благополучие по праву занимает одно из важнейших мест как в научных исследованиях в позитивной психологии, так и в работе психологов-практиков.

Стоит упомянуть, что о роли счастья говорили еще древние философы, а вот психологи смогли подступиться к нему с научных позиций относительно недавно.

Науке стало понятно, что у счастья есть уникальная двойная функция: финальная цель практической деятельности при работе с людьми, например в рамках психотерапии, а также средство или ресурс личностного роста человека.

За несколько десятилетий субъективное благополучие было изучено практически со всех сторон, а вот к единому определению счастья ученые до сих пор так и не пришли.

На сегодняшний день существует несколько общих философских и психологических теорий, о которых пойдет речь дальше.

Трудности перевода

Сперва необходимо разобраться в терминологии, ведь не только в науке, но и в общественном сознании происходит путаница в таких понятиях, как: субъективное благополучие, психологическое благополучие, счастье и т.д.

В англоязычной научной литературе субъективное благополучие (well-being или subjective well-being) является общим собирательным психологическим термином, за которым могут стоять различные психологические конструкты.

Счастье (happiness) в профессиональной литературе иногда используется как его синоним, а иногда ассоциируется лишь с эмоциональной составляющей (позитивными и негативными эмоциями).

В философских текстах счастье в большинстве случаев рассматривается как благо или добродетель.

В этой статье счастье и субъективное благополучие будут использоваться как синонимы.

В последнее время все чаще стало встречаться понятие «процветание» (flourishing), которое связано с именем М. Селигмана.

Этот термин понадобился психологам для того, чтобы заявить свои претензии на общественную значимость позитивной психологии и субъективного благополучия для общества в целом.

И это далеко не полный список понятий, который можно встретить в научных статьях, посвященных субъективному благополучию.

Философский взгляд

Споры о том, что такое счастье или субъективное благополучие, занимали умы древнегреческих философов, например, Платона и Аристотеля.

Различия между философскими школами не исчезли до сих пор.

Например, T. Taylor (2015) выделил пять общих теорий субъективного благополучия:

 

  1. Гедонизм (Hedonism): субъективное благополучие рассматривается как совокупность удовольствия и неудовольствия или счастья и несчастья.
  2. Жизненная удовлетворенность (Life-satisfactionism): субъективное благополучие рассматривается как позитивное отношение к собственной жизни.
  3. Удовлетворенность желаний (Desire/preference-satisfactionism): субъективное благополучие рассматривается как возможность удовлетворения желаний или предпочтений человека.
  4. Объективный подход (Objective-list theories): субъективное благополучие рассматривается как совокупность вполне конкретных благ (здоровье, доход и т.д.).
  5. Нео-аристотелизм (Neo-Aristotelian theories): субъективное благополучие рассматривается как развитие и использование характера и добродетелей человека.

Исходя из разнообразия этих школ, счастье может выражаться в позитивных эмоциях, физическом здоровье, удовлетворенности жизнью, успешности в реализации целей и ценностей, отношениях с другими, личностном росте, удовольствии, доходе и ресурсах, вознаграждении за профессиональную деятельность и т.д.

Психологический взгляд

Вполне очевидно, что настолько различные и по большей части философские точки зрения предопределили наличие разнообразных, но уже теперь психологических теорий субъективного благополучия.

Diener и Ryan (2009) в своей работе рассмотрели научные подходы к субъективному благополучию и выдели некоторые из них.

  1. Телические теории (Telic theories): считают, что субъективное благополучие наступает при достижении врожденных или приобретенных потребностей и целей.
  2. Когнитивные теории (Cognitive theories): полагают, что когнитивные способности человека (внимание, рабочая память и т.д.) определяют воспринимаемый им уровень субъективного благополучия.
  3. Эволюционные теории (Evolutionary theories): рассматривают позитивные эмоции как основной фактор субъективного благополучия и развития человеческой цивилизации.
  4. Теории темперамента и личности (Temperament and personality theories): видят, что темперамент и личностные характеристики человека предопределяют его способность испытывать счастье.
  5. Теории относительных стандартов (Relative standards theories): смотрят на субъективное благополучие как на разницу между имеющимися стандартами (прошлые заслуги, уровень жизни других людей и т.д.) и реальным состоянием дел человека.

Вполне естественно, что за различными психологическими теориями скрываются различные психологические конструкты и маркеры счастья.

Опыт позитивной психологии

В рамках позитивной психологии существует три различных модели субъективного благополучия: гедонистическая, эвдемоническая и модель М. Селигмана PERMA.

Первая модель состоит из позитивных и негативных эмоций, а также когнитивной удовлетворенности жизнью (Diener, 1984).

Сегодня эта модель представляет собой «золотой стандарт» в психологических исследованиях.

За годы исследований накоплено много статистических данных, а опросники неоднократно подтвердили свою надежность и валидность.

Внутри гедонистической модели отношения строятся следующим образом: позитивные эмоции влияют на психологическую устойчивость, а она, в свою очередь, положительно сказывается на удовлетворенности жизнью (Cohn et al., 2009).

Позитивные и негативные эмоции рассматриваются некоторыми исследователями в виде соотношения, а его оптимальное значение (позитива к негативу) должен быть больше 3к1 (Fredrickson, Losada, 2005).

Эвдемоническая модель представлена теорией психологического благополучия и теорией самодетерминации.

Психологическое благополучие (Ryff, 1989) состоит из: автономии (autonomy), исполнительского мастерства (mastery), позитивных отношений с другими (positive relations with others), личностного роста (personal growth), смысла (purpose in life) и самопринятия (self-acceptance).

Самопринятие: принятие своих сильных и слабых сторон, положительное отношение к своему прошлому опыту.

Позитивные отношения с другими: теплые, доверительные и удовлетворительные отношения с близкими, способность к эмпатии.

Автономия: независимость, способность противостоять социальному давлению.

Исполнительское мастерство: способность к организации внешней активности, эффективное использование возможностей.

Смысл: наличие целей в жизни, осмысленность прошлого и настоящего опыта.

Личностный рост: ощущение непрерывности личного развития, открытость к новому опыту, способность к реализации собственного потенциала.

Несмотря на наличие операционализации этой модели в виде полноценных опросников, она не так часто применяется психологами при проведении исследований.

Теория самодетерминации рассматривает три базовых психологических потребности (автономия, компетентность и связанность с другими людьми) как основные факторы счастья.

Их удовлетворение или фрустрация, таким образом, оказывает непосредственное влияние на субъективное благополучие человека.

Исследования в данной области идут полным ходом и тесно связаны с изучением мотивации.

Соотношение первой и второй моделей субъективного благополучия неплохо описано в работе R. Biswas-Diener.

В целом эти модели имеют общие составляющие за тем лишь исключением, что первая была выведена путем наблюдения за поведение людей, тогда как вторая сформирована в результате теоретического осмысления счастья.

Третья модель представляет собой попытку объединения двух предыдущих взглядов на субъективное благополучие.

Так, в 2011 году М. Селигман (Seligman, 2011) предложил свой взгляд (PERMA) на субъективное благополучие, рассмотрев его как совокупность позитивных эмоций (P), вовлеченности в деятельность (E), позитивных отношений с другими (R), смысла или осмысленности (M), а также достижений (A).

Опросников для этой модели пока нет, а ее изучение — дело ближайшего будущего.

  1. Cohn, M. A., Fredrickson, B. L., Brown, S. L., Mikels, J. A., & Conway, A. M. (2009). Happiness Unpacked: Positive Emotions Increase Life Satisfaction by Building Resilience. Emotion, 9(3), 361–368. http://doi.org/10.1037/a0015952
  2. Diener E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 95, 542-575.
  3. Diener Ed, Ryan K. (2009). Subjective well-being: a general overview. South African Journal of Psychology, 39(4), pp. 391-406.
  4. Fredrickson B.L., Losada M.F. Positive affect and the complex dynamics of human flourishing // American Psychologist. 2005. vol. 60 (7). P. 678-686.
  5. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist55, 68-78.
  6. Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 57, 1069-1081.
  7. Seligman, M. E. P. (2011). Flourish. New York, NY: Simon & Schuster.
  8. Taylor, T. E., (2015). The markers of wellbeing: A basis for a theory-neutral approach. International Journal of Wellbeing, 5(2), 75-90. doi:10.5502

Похожие статьи

Понравилось? Поделитесь с друзьями.Share on Facebook3Share on VKEmail this to someone