Субъективное благополучие: гедония и эвдемония
В позитивной психологии субъективное благополучие является центральном местом разнообразных теоретических моделей и практических занятий.
Однако подходов к пониманию субъективного благополучия два: гедонистический и эвдемонический.
Первый исходит из того, что в счастливым может считаться тот, кто наслаждается жизнью, то есть испытывает положительные эмоции и т.д.
В рамках научных исследований этот подход сформировался под влиянием Эда Диенера, который предложил в далеком 1984 году изучать субъективное благополучие через опросы людей на предмет наличия у них позитивных и негативных эмоций, а также удовлетворенности жизнью.
Второй подход был впервые раскрыт еще Аристотелем, который задавался вопросами о моральной стороне счастливой жизни.
Взяв его идеи за основу, Кэрол Рифф в 1989 году предложила свой взгляд на субъективное благополучие, состоящее из: автономии, исполнительского мастерства (mastery), позитивных отношений с другими, личностного роста, смысла, самопринятия.
На днях сын Роберт Бисвас-Диенер, сын Эда Диенера, написал небольшую заметку про историю эвдемонического подхода и его сходство с гедонистическим концептом.
В заметке есть два весьма интересных наблюдения.
- Оба концепта весьма тесно связаны между собой. Три из шести предложенных Рифф составляющих охватываются гедонистеческой моделью. Автономия, как показало время, так и не вошла в эвдемонический концепт, изучаемый другими исследователями.

- Эвдемоническое субъективное благополучие не лучше гедонистического, скорее они оба необходимы для человека. Но основная разница в них заключается в том, что гедонистическая модель была выведена с помощью наблюдений за людьми, тогда как эвдемонический концепт появился в результате размышлений. Этим, кстати, обосновываются сложности при проведении научных исследований последнего, например, создании опросников, которые четко отражают все составляющие эвдемонического субъективного благополучия.

Стоит отметить, что в 2011 году Мартин Селигман предложил свой взгляд на теоретическую модель субъективного благополучия, которая попыталась совместить оба концепта и получила название PERMA: позитивные эмоции (P), вовлеченность в деятельность (E), позитивные отношения с другими (R), смысл или осмысленность (M), достижения (A).
Первые исследования с применениме такого подхода к субъективному благополучию уже были проведены в школах Австралии.
Похожие статьи
Рубрики
- FAQ
- Научные исследования
- Новости психологии
- Организационная психология
- Осознанное присутствие
- Позитивная психология
- Позитивное образование
- Позитивное родительство
- Позитивные черты характера
- Психологические интервенции
- Психологические опросники
- Психология развития
- Психология спорта
- Семейные отношения
- Субъективное благополучие