«Позитив» в позитивной психологии

Позитивная психология представляет собой относительно молодое направление психологической науки, появившееся на свет в организационно плане в 1999 году.

За сравнительно небольшой промежуток времени ученые смогли получить весьма любопытные результаты исследований, вносящие огромный вклад в понимание процессов функционирования психики человека.

Часть результатов вполне себе укладывается в привычный для других направлений психологии взгляд на человека (мотивация, психологические потребности и т.д.), а некоторые находки стали весьма прорывными (например, эффективность позитивных психологических интервенций в борьбе с депрессией).

Несмотря на свою молодость, позитивная психология столкнулась проблемой, которая заложена в самом названии этого направления.

Так, относительно значения слова «позитивная» единого мнения у теоретиков и практиков не сложилось до сих пор.

Кроме того, эта проблема также является главным камнем преткновения в понимании целей и методов позитивной психологии для тех, кто сталкивается с этой наукой впервые.

Многие «новички» имплицитно ассоциируют позитивную психологию чем-то, что изучает способы того, как отгородиться от негатива и стать счастливым за 5 мин.

В двух своих новых статьях исследователь James Pawelski из University of Pennsylvania —  альма-матер позитивной психологии —  предлагает два варианта анализа этой проблемы.

Ниже небольшой разбор самых интересных моментов.

Основополагающие тексты позитивной психологии

Позитивная психология, как самостоятельная идея, «берет» свое начало из трех текстов, о которых полезно знать всем, кто интересуется данным направлением науки.

Первых из них — обращение Мартина Селигмана в качестве президента American Psychological Association, сделанное им в 1999 году.

Второй текст — это совместная работа Мартина Селигмана и Михайа Чиксентмихайи, опубликованная в 2000 году.

Третий текст — это так называемый Akumal Manifesto, подписанный в 2000 году на конференции в Мексике известными учеными такими, как: Kennon Sheldon, Barbara Fredrickson, Kevin Rathunde, Mihaly Csikszentmihalyi и Jonathan Haidt.

Несмотря на различные определения позитивной психологии и разнообразные цели этого направления науки, все три основополагающих документа содержат в себе ряд общих положений.

Во-первых, подчеркивается «позитивная» ориентация позитивной психологии, заключающаяся в формировании исследований в новой области в дополнении к уже существующему в психологии «негативному» фокусу.

Во-вторых, отражается примерная топография для будущих исследований (оптимизм, субъективное благополучиепозитивные черты характера и т.д.).

В-третьих, указывается основная популяция исследования и практики применения позитивной психологии — в основном это неклинические случаи.

В-четвертых, делается предположение о позитивных процессах, которые могут привести к основной цели.

В-пятых, очерчивается основная цель позитивной психологии, заключающаяся в формировании эмпирически подкрепленных знаний о закономерностях и путях достижения более лучшей жизни человека и общества.

James Pawelski ставит перед позитивной психологии несколько методологических вопросов, ответы на которые способствовали бы прояснению ситуации с значением «позитива».

  • Вопрос соотношения позитива и негатива

Так, М. Селигман в своих первоначальных работах предположил, что позитив и негатив — это два независимых измерения: оба реальны и не пересекаются друг с другом.

Эмпирических аргументов в пользу этого мнения появляется все больше и больше как из области исследования эмоций, так и из нейропсихологических исследований, хотя полностью разделить эти два концепта пока что не удалось.

В практическом плане позитив и негатив связаны между собой, поэтому предпринимаются попытки установить закономерности этих связей (негативные эффекты позитивных эмоций, позитивные эффекты негативных эмоций, посттравматический рост и т.д.).

  • Вопрос взаимосвязи различных «позитивов»

В позитивной психологии исследуется большое количество различных позитивных психологических доменов: эмоции (изумление, спокойствие, интерес и т.д.), позитивные  черты характера (гибкость мышления, упорство и т.д.), оптимизм, психологическая устойчивость и так далее.

Как соотносятся данные психологические состояния пока в подавляющем большинстве случаев не известно.

Установить взаимосвязи между данными доменами важно не только с точки зрения науки, но и чисто из практических соображений.

  • Вопрос соотношения топографии, популяции и процессов.

Здесь могут быть различные варианты: развитие позитивных доменов (позитивные эмоции) или устранение негативных (тревога), клиническая или неклиническая популяция людей, позитивные (письма благодарности) или негативные процессы (например, неделя без интернета).

Пока что не понятно, где начинается и заканчивается позитивная психология, отталкиваясь от соотношения этих трех факторов.

  • Вопрос соотношения двух подходов к понимаю позитивной психологии

С одной стороны, позитивная психология пускай и существенно, но все же дополняет «другую» психологию.

С другой стороны, она представляет собой качественно новый взгляд на жизнь человека.

Как соотносятся эти два взгляда, пока остается не ясным.

  • Вопрос о основной цели позитивной психологии.

Моральные ценности, объективное повышение качества жизни или комбинация этих двух факторов.

Основная цель также слегка туманна.

  • Вопрос о смысле предпочтения.

Позитивная психология работает с теми состояниями, которые по словам М. Селигмана наиболее предпочтительны для человека.

Подходов к пониманию такого «предпочтения» много, а единственно верного ответа на этот вопрос на данный момент нет.

James O. Pawelski. Defining the “Positive” in Positive Psychology: Part I. A Descriptive Analysis. Journal of Positive Psychology, 2016

James O. Pawelski. Defining the “Positive” in Positive Psychology: Part II. A Normative Analysis. Journal of Positive Psychology, 2016

Похожие статьи

Понравилось? Поделитесь с друзьями.Share on Facebook2Share on VKEmail this to someone