Научные исследования в позитивной психологии от 22/02/2016

Обзор самых интересных научных исследований в позитивной психологии за прошедшие несколько недель.

Медитация попала в смартфоны

Позитивная психология одной из первых начала использовать приложения для мобильных устройств в качестве средства проведения научных исследований.

Howells, Ivtzan и Eiroa-Orosa (2015) решили проверить, насколько использование приложения с медитативной практикой осознанного присутствия (mindfulness) может повлиять на субъективное благополучие и депрессию.

Оказалось, что введение в медитативную практику и медитация (10 мин в течение 10 дней) повышает уровень позитивных эмоций (средней эффект) и снижает депрессию (небольшой эффект).

Annika Howells, Itai Ivtzan, Francisco Jose Eiroa-Orosa. Putting the ‘app’ in Happiness: A Randomised Controlled Trial of a Smartphone-Based Mindfulness Intervention to Enhance Wellbeing. J Happiness Stud. DOI 10.1007/s10902-014-9589-1

Настойчивость, позитивные эмоции и жизненные цели

В предыдущих научных исследованиях в позитивной психологии было показано, что более настойчивые (grit) дети лучше учатся в школе и оказываются более успешными при решении различных логических задач.

Однако о том, какие факторы влияют на развитие этого некогнитивного навыка, пока что известно немного.

В работе Hill, Burrow и Bronk (2016) рассмотрели двух потенциальных кандидатов: позитивные эмоции и наличие жизненных целей.

Первый фактор является составной частью гедонистического, а второй — эвдемонического субъективного благополучия.

Оказалось, что наличие целей теснее связано с настойчивостью, чем позитивные эмоции, а также вероятнее всего ведет к развитию этого навыка в долгосрочной перспективе.

Однако причинно-следственная связь в работе выявлена не была.

Patrick L. Hill,  Anthony L. Burrow, Kendall Cotton Bronk. Persevering with Positivity and Purpose: An Examination of Purpose Commitment and Positive Affect as Predictors of Grit. J Happiness Stud, DOI 10.1007/s10902-014-9593-5

Ковитальность, самообман и тревожность

Научные исследования в позитивной психологии посвящены большому количеству разнообразных феноменом, которые зачастую связаны друг с другом.

Самоэффективность, оптимизм, надежду, благодарность, настойчивость и удовлетворенность жизнью иногда объединяют общим понятием «ковитальность».

В работе Sheridan et al. (2015) показано, что все эти психологические конструкты отрицательно связаны с тревожностью у студентов.

Ковитальность при этом объясняет 28,7% изменений в тревожности.

Наиболее тесно с последней связаны самоэффективность и удовлетворенность жизнью.

Примечательно, что самообман (self-deception), проявляющийся в склонности оценивать себя более позитивно, чем это может быть на самом деле, также отрицательно связан с тревожностью.

Другими словами, объективная оценка собственной жизни представляет собой далеко не лучшую стратегию психологической адаптации человека.

Zachariah Sheridan, Peter Boman, Amanda Mergler, Michael J. Furlong. Examining well-being, anxiety, and self-deception in university students. Sheridan et al., Cogent Psychology (2015), 2: 993850 http://dx.doi.org/10.1080/23311908.2014.993850

 

Похожие статьи

Понравилось? Поделитесь с друзьями.Share on Facebook1Share on VKEmail this to someone