Настойчивость (grit) представляет собой один из некогнитивных навыков, который тесно связан с успехом в жизни.

Под таким успехом можно понимать академическую успеваемость школьников, стабильность профессиональной карьеры, устойчивость брака и другие аспекты жизни человека (Eskreis-winker et al., 2014).

В последние годы со стороны школьного сообщества возник неподдельный интерес к некогнитивным навыкам и настойчивости, в частности.

Так, в американских и британских школах постепенно стали не только оценивать уровень некогнитивных навыков учеников, внедрять программы по их развитию, но и включили их в качестве показателя успеваемости школьников наряду с традиционными тестами.

Отсутствие согласия в научной среде относительно методики оценки и эффективности программ развития настойчивости не помешало американскому U.S. Department of Education и британскому U.K. Department for Education сделать этот некогнитивный навык одной из приоритетных целей школьного образования.

При этом Angela Duckworth, являющаяся ведущим экспертом по настойчивости, весьма скептически отнеслась к идеи оценивать динамику развития некогнитивных навыков школьника по стандартам оценки общеобразовательных предметов.

Первый опыт внедрения оценок за такого рода успеваемость оказался весьма печальным.

Что такое настойчивость?

Настойчивость является совокупностью двух качеств: упорства (perseverance) и увлеченности (passion) по отношению к долгосрочным целям (Duckworth et al., 2007).

Настойчивые люди обычно более усердно стремятся достичь поставленных перед собой целей и проявляют интерес к своему делу вне зависимости от неудач на протяжении многих дней, месяцев и даже лет.

Другими словами, настойчивый человек будет следовать своей мечте, преодолевая внутренние и внешние препятствия на своем пути.

В чем суть настойчивости?

Понимание настойчивости как некогнитивного навыка обязано его особым характеристикам.

Так, такого рода навыки и способности не могут быть измерены с помощью стандартизированных методик, направленных на изучение интеллектуальных способностей (тест IQ), фундаментальных когнитивных процессов (рабочая память, концентрация внимания и т.д.) и знаний (профильные тесты).

Настойчивость в данном случае хотя и связана с обработкой информации с помощью базовых когнитивных функций, но все же представляет собой несколько иной психологический феномен.

Кроме того, различия между некогнитивными навыками от когнитивными функциями проявляется в потенциале развития.

Несмотря на то, что память и мышление также поддаются улучшению, настойчивость и другие некогнитивные навыки более податливы тренировке.

Какова роль настойчивости в школе?

В научной среде давно ведется спор о том, является ли настойчивость по-настоящему полноценным некогнитивным навыком или это всего лишь новое название одной из личностных характеристик из «Большой пятерки».

На этот счет существуют различные мнения, однако недавнее исследование показало, что такая личностная черта как добросовестность (conscientiousness) ничем не отличается от такой составляющей настойчивости, как упорство (Rimfeld et al., 2016).

Вне зависимости от этиологии настойчивости на сегодняшний день в позитивной психологии есть понимание того, что она играет важную роль в жизни школьников.

Так, этот некогнитивный навык положительно связан с показателями школьной успеваемости учеников 8 классов (K12) и отрицательно связан с количеством пропущенных ими занятий (West et al., 2016).


Angela L. Duckworth, Christopher Peterson, Michael D. Matthews and Dennis R. Kelly. Grit: Perseverance and Passion for Long-Term Goals. Journal of Personality and Social Psychology, 2007, Vol. 92, No. 6, 1087–1101

Eskreis-winkler L, Duckworth AL, Shulman EP and Beal S(2014) The grit effect: predicting retention in the military, the workplace, school and marriage. Front. Psychology 5:36. doi:10.3389/fpsyg.2014.00036

Martin R. West, Matthew A. Kraft, Amy S. Finn, Rebecca E. Martin, Angela L. Duckworth, Christopher F. O. Gabrieli, John D. E. Gabrieli. Promise and Paradox: Measuring Students’ Non-Cognitive Skills and the Impact of Schooling. Educational Evaluation and Policy Analysis March 2016, Vol. 38, No. 1, pp. 148–170

Von Culin, K. R., Tsukayama, E., & Duckworth, A. L. (2014). Unpacking grit: Motivational correlates of perseverance and passion for long-term goals. The Journal of Positive Psychology, 9, 306 –312.

Rimfeld, K., Kovas, Y., Dale, P. S., & Plomin, R. (2016, February 11). True Grit and Genetics: Predicting Academic Achievement From Personality. Journal of Personality and Social Psychology . Advance online publication. http://dx.doi.org/10.1037/pspp0000089

Похожие статьи

Понравилось? Поделитесь с друзьями.Share on Facebook33Share on VKEmail this to someone